От издателя
На книгу Эмиля Геннекена "Опыт построения научной критики" ссылаются и психологи, и искусствоведы, и филологи. Но вряд ли многие из них держали её в руках. Она была издана более ста лет назад и с тех пор не переиздавалась. И сегодня она практически недоступна не только студенчеству, но и многим специалистам. А актуальных идей в ней немало.
Подготовив републикацию перевода книги Эмиля Геннекена, мы надеемся вернуть в научный оборот один из памятников гуманитарной мысли, не то, чтобы недостаточно оцененный, а, скорее, непрочитанный, известный преимущественно по пересказам и цитированию.
В каком-то смысле это можно оправдать - Геннекен не столько отвечает на вопросы, сколько ставит их, причем в достаточно общем виде. Однако, судя по дальнейшей истории его идей, вопросы он ставит верно. Ключевая гипотеза Геннекена заключается в том, что читатель книги психологически похож на ее писателя. Эта гипотеза получила в первой половине 20 века свое развитие в трудах Николая Рубакина. Сегодня, уже на новой научной основе, это направление исследуется в книгах В.П.Белянина и его многочисленных учеников - работы некоторых из них публиковались в нашем журнале.
Все это касается положительных взглядов Геннекена. Его критические соображения, как это часто бывает, напротив, асимметрично устарели. Вряд ли сегодня, когда на эту тему уже накопился огромный объем литературы, стоит, например, серьёзно относиться к его критике теории среды. Как известно, социологические интерпретации художественных произведений доминировали едва ли не на протяжении всего последнего столетия. О влиянии географических факторов на явления литературы много и продуктивно пишет Д.Г.Гачев, а работы в области национальных языковых (и художественных) картин мира давно стали в филологической практике чем-то вроде общего места.
Позитивные идеи Геннекена междисциплинарны. "Опыт построения научной критики" включают в списки литературы учебных курсов по психолингвистике, к нему обращаются искусствоведы и библиографы, в последнее время данные библиопсихолгии наряду с прочими психологическими соображениями начинают использовать текстологи и источниковеды. Тем более, что идеи Геннекена неплохо коррелируют с наиболее популярным сегодня подходом к анализу источников, генетической критикой, которая начиная с последней трети 20 века декларируется и развивается под влиянием фрацузской школы анализа дискурса.
Книга Геннекена переиздается в переводе Д.Струнина, датированном 1892 годом. Во многом этот перевод, конечно, устарел и не всегда отвечает современным нормам по части стилистики Однако в целом он добротен и не вносит в оригинальный текст смысловых искажений. При подготовке интернет-публикации текст перевода был поправлен в соответствии с изменившимися нормами орфографии и пунктуации, за исключением устаревшего правописания некоторых фамилий, которое - как вполне понятное грамотному читателю - оставлено без изменений. Подготовка текста к публикации выполнена А.А.Смирновым.
В.П.Белянин любезно предоставил нам копию и согласился написать обзорный комментарий к интернет-публикации книги Геннекена. Он не затрагивает его предшественников - Геннекен сам достаточно подробно пишет об истоках своих идей, называет своих оппонентов и спорит с их воззрениями. Комментарий В.П.Белянина поможет читателям сориентироваться в судьбе идей Геннекена на протяжении 20 века и уточнить для себя их положение в области современного гуманитарного знания.
|
Оглавление
- Предисловие автора
- Эволюция критики
- Эстетический анализ
I. Теория эстетического анализа; художественное произведение.
II. Практическое приложение анализа.
III. Эстетический анализ и отношение его к другим наукам.
- Психологический анализ
I. Теория исихологического анализа.
II. Практическое приложение анализа; частные положения.
III. Практическое приложение анализа; общие положения.
IV. Психологический анализ и отношение его к другим наукам.
- Социологический анализ
I. Теория социологического анализа; теория Тэна.
II. Практическое приложение анализа; частные положения.
III. Практическое приложение анализа; общие положения.
IV. Социологический анализ и отношение его к другим наукам
- Научно-критический синтез
I. Синтез эстетический
II. Синтез психологический
III. Синтез социологический
- Критика и история
I. Общий взгляд на историю; художник, герой, толпа.
II. Практические следствия; художественное произведение.
III. Критика
IV. Заключение
|