Дорфман Л. Личное начало в текстах советских поэтов // Художественная жизнь России 1970-х годов: самосогласованная системная целостность / Под ред. И. М. Зоркой. - М.: Наука, 2000 (в печати).
Леонид Дорфман
|
ПРОБЛЕМА Известно, что 70-е годы в нашей стране принято рассматривать как "застойные". Многие исследователи распространяют эту точку зрения также на область культуры и искусства. Действительно, ожидания "шестидесятников" большей демократии и свободы не сбылись, а свободомыслие и инакомыслие подавлялись или, по меньшей мере, подвергались остракизму. Какое настроение было у советских поэтов в 70-е годы и как оно проявлялось в их текстах? Можно полагать, что одним из результатов гнетущей социальной атмосферы мог быть - в той или иной степени - эффект деперсонификации и самоотстраненности, в конечном итоге снижения личного начала в текстах поэтов. Тема моего исследования - выраженность личного начала в поэтических текстах 70-х годов. Для сравнения, поэтические тексты исследуются также в предыдущую и последующую декады. Исследуя эту проблему, я опускаю аналитические исследования в области литературоведения и ориентируюсь прежде всего на традицию количественных исследований изменений феноменов культуры и искусства в широком эволюционном контексте. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о циклическом характере развития культуры, искусства, литературы, в том числе поэзии. В нашей стране одним из отцов этой традиции является академик Владимир Михайлович Петров (см. напр., Петров, 1991, 1998, 1999; Петров, Бояджиева, 1996), а за рубежом - Колин Мартиндейл, профессор Мэнского университета (см. напр., Мартиндейл, 1999; Martindale, 1990, 1997). Вторым основанием моего исследования является метаиндивидуальная концепция Я, которая разрабатывается мною в русле психологической науки, но которая имеет прямые выходы в области психологии искусства, творчества и эмпирического литературоведения. Согласно метаиндивидуальной концепции, Я можно представить как персонализацию субъективной реальности, которая направлена на проектирование и отображение (с разной степенью адекватности и полноты) отношений и взаимодействий индивидуальности с ее миром. На разных уровнях анализа выявляются разные сущностные характеристики "Я". На уровне Я в целом * его способность персонализировать и интегрировать субъективную реальность. На уровне раздвоения Я выявляется его бимодальная структура: "Я" * "не-Я". На уровне первичной дифференциации "не-Я" обнаруживаются такие способы его существования, как "Они" и т.н. "лица не-Я". В конечном итоге, мы получаем 2 базисные модальности Я ("Я" * "не-Я") и его четыре субмодальности: Я-Авторское, Я-Воплощенное, Я-Превращенное, Я-Вторящее (подробнее см. Дорфман, 1998; Дорфман, Ковалева, 1999) Непосредственными предпосылками для настоящего исследования явились 2 группы фактов. Во-первых, изучая выраженность субмодальностей Я русских поэтов в их текстах в 1-ой половине 19 века и используя для этого метод автокорреляций в русле статистического анализа временных рядов, Дорфман, Малянов и Барашкова (Dorfman, Malyanov, & Barashkova, 1998) обнаружили, что субмодальности Я подвержены эволюционным циклическим изменениям. Во-вторых, согласно эмпирическим данным Петрова, Иванченко, Харуто, Шепелевой (см. Иванченко, 1997; Иванченко, Харуто, 1999), которые изучали эволюционную динамику русской поэзии в аспекте периодичности лево- правополушарного доминирования на протяжении последних двух столетий, в начале 1970-х годов происходит переход от левополушарного к правополушарному доминированию. Эта общая тенденция обнаруживается в сдвигах от рациональности к интуитивности, от оптимизма к пессимизму, от логичности развертывания текста к спонтанности его изложения, от построения объективной картины мира к построению его явно субъективной картины. В настоящем исследовании проверялась гипотеза о том, что в 1970-е годы советские поэты выражали субмодальности их Я в текстах в меньшей степени, чем в 1960-е и 1980-е годы. Результаты исследования носят предварительный характер. |
Исследуемый период времени был разделен на 1-летние периоды, всего - 25 периодов. Поэтические тексты распределились по периодам с учетом их публикации по годам. Было невозможно отобрать одно и то же количество поэтов для каждого периода. В среднем за один период анализировались тексты 4-5 поэтов (размах вариации по периодам - 2-7 по-этов). Среднее количество строк отобранных фрагментов текстов за 1 период составило 26. Общее количество проанализированных строк для всех поэтов за 1960-1984 годы составило 2994, или 26 строк в среднем на 1 поэта за 1 год.
Анализ выраженности субмодальностей Я поэтов в их текстах
В соответствии с метаиндивидуальной концепцией Я, выделялись 4 субмодальности Я: Я-Авторское, Я-Воплощенное, Я-Превращенное, Я-Вторящее. В качестве референтов субмодальностей Я использовались по преимуществу местоимения, что находится в полном согласии с метаиндивидуальным подходом к Я.
О Я-Авторском судили по личному местоимению "Я", а также возвратному местоимению "сам"/"сама". Кроме того, учитывались глаголы первого лица единственного числа в тех случаях, когда отсутствовали местоимения. О Я-Воплощенном судили по притяжательному местоимению "Мой" в разных родах и числах. О Я-Превращенном судили по местоимениям второго и третьего лица в разных родах и числах. О Я-Вторящем судили по личному местоимению "Я" в косвенных падежах - "Меня". "Мне", "Мною".
Первичные сырые показатели по каждой субмодальности Я по отдельности представляли собой накопленные частоты по анализируемым фрагментам текстов, которые затем усреднялись в пересчете на 4 строки. Вначале по годам вычислялись показатели субмодальностей Я для фрагментов текстов каждого поэта по отдельности. Затем по годам вычислялись усредненные показатели субмодальностей Я для фрагментов текстов всех анализировавшихся поэтов.
Статистические расчеты
Построение модели эволюционных кривых субмодальностей Я в поэтических текстах проводилось методом анализа временных рядов ARIMA в программном пакете "Statistica for Windows, Version 5" на персональном компьютере "Пентиум". Количество лагов было 20. В качестве единицы времени отбирались 5-летние отрезки. Для построения модели эволюционных кривых первичные данные подвергались трансформации с помощью фильтра 4253H. Достоверность трансформированных эволюционных кривых контролировалась значениями автокорреляций.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Получена модель эволюционных кривых субмодальностей Я в поэтических текстах за период 1960-1984 годы. О достоверности этой модели можно судить по данным автокор реляций. В табл. 1-4 приведены данные автокорреляций для субмодальностей Я-Авторское, Я-Воплощенное, Я-Превращенное, Я-Вторящее, соответственно.
Таблица 1. Автокорреляции переменной Я-Авторское по материалам советской поэзии в период с 1960 по 1984 гг.
МЕТОД Подборка текстов |
Лаги | Коэффициенты автокорреляций | Стандартные ошибки* | Box & Ljung Q | p |
,892 | ,18 | 22,386 | ,000 | |
,622 | ,18 | 33,747 | ,000 | |
,301 | ,18 | 36,545 | ,000 | |
,027 | ,17 | 36,570 | ,000 | |
-,159 | ,17 | 37,424 | ,000 | |
-,264 | ,16 | 39,914 | ,000 | |
-,315 | ,16 | 43,646 | ,000 | |
-,338 | ,15 | 48,202 | ,000 | |
-,354 | ,15 | 53,494 | ,000 | |
-,372 | ,14 | 59,747 | ,000 | |
-,393 | ,14 | 67,201 | ,000 | |
-,397 | ,13 | 75,406 | ,000 | |
-,357 | ,13 | 82,586 | ,000 | |
-,255 | ,12 | 86,577 | ,000 | |
-,102 | ,12 | 87,288 | ,000 | |
,059 | ,11 | 87,553 | ,000 | |
,181 | ,10 | 90,347 | ,000 | |
,232 | ,10 | 95,570 | ,000 | |
,213 | ,09 | 100,672 | ,000 | |
,151 | ,08 | 103,754 | ,000 | |
* В этой и последующей таблицах стандартные ошибки являются оценками “белого шума” |
Таблица 2. Автокорреляции переменной Я-Воплощенное по материалам советской поэзии в период с 1960 по 1984 гг.
Лаги | Коэффициенты автокорреляций | Стандартные ошибки | Box & Ljung Q | p |
,914 |
,18 |
23,527 |
,000 | |
,716 |
,18 |
38,611 |
,000 | |
,466 |
,18 |
45,286 |
,000 | |
,216 |
,17 |
46,787 |
,000 | |
-,000 | ,17 |
46,787 |
,000 | |
-,183 | ,16 |
47,982 |
,000 | |
-,346 | ,16 |
52,485 |
,000 | |
-,479 | ,15 |
61,596 |
,000 | |
-,563 | ,15 |
74,998 |
,000 | |
-,586 | ,14 |
90,476 |
,000 | |
-,536 | ,14 |
104,363 |
,000 | |
-,430 | ,13 |
114,008 |
,000 | |
-,303 | ,13 |
119,200 |
,000 | |
-,181 | ,12 |
121,214 |
,000 | |
-,077 | ,12 |
121,622 |
,000 | |
,008 |
,11 |
121,627 |
,000 | |
,084 |
,10 |
122,236 |
,000 | |
,143 |
,10 |
124,218 |
,000 | |
,172 |
,09 |
127,567 |
,000 | |
,170 |
,08 |
131,509 |
,000 |
Таблица 3. Автокорреляции переменной Я-Превращенное по материалам советской поэзии в период с 1960 по 1984 гг.
Лаги | Коэффициенты автокорреляций | Стандартные ошибки | Box & Ljung Q | p |
1 |
,886 |
,18 |
22,095 |
,000 |
2 |
,681 |
,18 |
35,733 |
,000 |
3 |
,437 |
,18 |
41,612 |
,000 |
4 |
,197 |
,17 |
42,861 |
,000 |
5 |
-,017 |
,17 |
42,871 |
,000 |
6 |
-,184 |
,16 |
44,080 |
,000 |
7 |
-,281 |
,16 |
47,055 |
,000 |
8 |
-,323 |
,15 |
51,200 |
,000 |
9 |
-,351 |
,15 |
56,421 |
,000 |
10 |
-,396 |
,14 |
63,502 |
,000 |
11 |
-,452 |
,14 |
73,369 |
,000 |
12 |
-,486 |
,13 |
85,681 |
,000 |
13 |
-,473 |
,13 |
98,283 |
,000 |
14 |
-,408 |
,12 |
108,512 |
,000 |
15 |
-,297 |
,12 |
114,499 |
,000 |
16 |
-,151 |
,11 |
116,219 |
,000 |
17 |
,009 |
,10 |
116,227 |
,000 |
18 |
,147 |
,10 |
118,327 |
,000 |
19 |
,223 |
,09 |
123,930 |
,000 |
20 |
,229 |
,086 |
131,048 |
,000 |
Таблица 4. Автокорреляции переменной Я-Вторящее по материалам советской поэзии в период с 1960 по 1984 гг.
Лаги | Коэффициенты автокорреляций | Стандартные ошибки | Box & Ljung Q | p |
1 | ,863 | ,18 | 20,994 | ,000 |
2 | ,587 | ,18 | 31,131 | ,000 |
3 | ,236 | ,18 | 32,850 | ,000 |
4 | -,109 | ,17 | 33,235 | ,000 |
5 | -,373 | ,17 | 37,935 | ,000 |
6 | -,490 | ,16 | 46,499 | ,000 |
7 | -,446 | ,16 | 53,989 | ,000 |
8 | -,284 | ,15 | 57,197 | ,000 |
9 | -,076 | ,15 | 57,442 | ,000 |
10 | ,116 | ,14 | 58,054 | ,000 |
11 | ,251 | ,14 | 61,099 | ,000 |
12 | ,297 | ,13 | 65,703 | ,000 |
13 | ,258 | ,13 | 69,457 | ,000 |
14 | ,157 | ,12 | 70,985 | ,000 |
15 | ,030 | ,12 | 71,048 | ,000 |
16 | -,091 | ,11 | 71,682 | ,000 |
17 | -,193 | ,10 | 74,848 | ,000 |
18 | -,257 | ,10 | 81,254 | ,000 |
19 | -,272 | ,09 | 89,620 | ,000 |
20 | -,245 | ,08 | 97,728 | ,000 |
Приведенные в табл. 1-4 данные свидетельствуют в пользу высокой надежности предлагаемой модели. Модель эволюционных изменений Я-Авторского в текстах советских поэтов приведена на рис. 1. Легко заметить, что представленность Я-Авторского в текстах возрастает в первые годы 60-х годов. Затем наблюдается спад вплоть до конца 60-х годов. В начале 70-х годов имеет место некоторый рост Я-Авторского, который в середине 70-х останавливает-ся, а к концу 70-х вновь растет, достигая максимума в начале 80-х годов и вновь снижается в последующие годы. В целом, можно заключить, что пики роста Я-Авторского совпадают с первыми годами 60-х и 80-х. В первой половине и в середине 70-х годов спад представленности Я-Авторского в текстах советских поэтов оказывается наиболее существенным. Модель эволюционных изменений Я-Воплощенного в текстах советских поэтов приведена на рис. 2. Можно заметить, что представленность Я-Воплощенного в текстах возрастает в первые годы 60-х годов. Затем наблюдается спад вплоть до начала 70-х годов. В 70-е годы представленность Я-Воплощенного в текстах вновь возрастает, достигая максимума в начале 80-х годов и вновь снижается в последующие годы. В целом, пики роста Я-Воплощенного совпадают с первыми годами 60-х и 80-х, но выраженность Я-Воплощенного в 80-е годы не достигает уровня, достигнутого в первые годы 60-х годов. В первые же годы 70-х представленность Я-Воплощенного в текстах советских поэтов падает до самой низкой величины. |
Рис.1 Изменение субмодальности Я-Авторское в поэтических текстах |
Рис.2 Изменение субмодальности Я-Воплощенное в поэтических текстах |
Модель эволюционных изменений Я-Превращенного в текстах советских поэтов приведена на рис. 3. Представленность Я-Превращенного в текстах оказывается самой высокой в 1960 году и в 1980-е годы. Заметный спад выраженности Я-Превращенного в текстах наблюдается во второй половине 60-х годов. В эти же годы представленность Я- Превращенного в текстах советских поэтов падает до самой низкой величины. Я-Превращенное несколько растет в первой половине 70-х годов и существенно возрастает во второй половине 70-х, достигая максимума в начале 80-х годов. В целом, можно заключить, что пики роста Я-Превращенного совпадают с первыми годами 60-х и 80-х. Во второй половине 60-х годов спад представленности Я-Превращенного в текстах советских поэтов оказывается наиболее существенным, а в первой половине 70-х имеет место его незначительный рост. |
Рис.3 Изменение субмодальности Я-Превращенное в поэтических текстах |
Модель эволюционных изменений Я-Вторящего в текстах советских поэтов приведена на рис. 4. Представленность Я-Вторящего в текстах оказывается самой высокой опятьтаки в начале 60-х годов. Затем наблюдается продолжительный спад, который достигает наибольшей глубины в конце 60-х годов. Я-Вторящее несколько растет до середины 70-х годов и вновь снижается во второй половине 70-х и в 80-е годы. В целом, пики роста Я-Вторящего совпадают с началом 60-х и серединой 70-х годов, но выраженность Я-Вторящего в середине 70-х годов оказывается значительно ниже уровня, достигнутого Я-Вторящим в начале 60-х годов. В свою очередь, наибольшие спады в представленности Я-Вторящего в поэтических текстах приходятся на конец 60-х - начало 70-х, а также на конец 70-х - начало 80-х годов. |
Рис.4 Изменение субмодальности Я-Вторящее в поэтических текстах |
Далее сопоставим уровни выраженности в поэтических текстах разных субмодальностей Я между собой. Эволюционные кривые, характеризующие все четыре субмодальности Я, приведены на рис. 5. |
Рис.4 Изменение субмодальностей Я в поэтических текстах |
На рис. 5 отчетливо видно, что на протяжении всех лет изучавшегося периода Я-Превращенное имеет более высокий уровень представленности в поэтических текстах, чем другие субмодальности Я. Далее - по уровню выраженности - следует Я-Авторское. Правда, в конце 60-х и начале 70-х годов Я-Вторящее существенно сближается с Я-Авторским. Однако в остальные периоды выраженность Я-Вторящего оказывается все же значительно ниже, чем Я-Авторского. Наконец, наиболее низким оказался уровень выраженности Я-Воплощенного, что особенно заметно в первую половину 70-х годов. Правда, в середине и во второй половине 70-х годов уровень Я-Воплощенного слегка растет, а в 80-е годы даже чуть превосходит уровень Я-Вторящего. Иначе говоря, в первой половине 80-х годов уровни выраженности Я-Воплощенного и Я-Вторящего практически сближа-ются. |
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие главные выводы:
Примечания: |
Литература: Дорфман Л. Я. Экзистенциальное Я: теоретико-эмпирическая модель для решения экзистенциальных проблем // Психологическое обозрение, 1998. - № 2. - С. 6-19. Дорфман Л., Ковалева Г. Полимодальность "Я" и креативность мышления // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. * Москва: Наука; Пермь: Пермский государственный институт искусств и культуры, 2000. - С. 215-241. Иванченко Г. В. Эволюция асимметрии в поэтических текстах // Проблемы информационной культуры. Вып. 5. Эстетика: информационный подход. * М.: Смысл, 1997. * С. 114-123. Иванченко Г., Харуто А. Эволюционная динамика системы поэтического творчества (русская поэзия 1800-1980) // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. * Москва: Наука; Пермь: Пермский государственный институт искусств и культуры, 2000. - С. 485-501. Мартиндейл К. Об эмоциях ли поэзия? // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. * Москва: Наука; Пермь: Пермский государственный институт искусств и культуры, 2000. - С. 502-512. Петров В. М. Прогнозирование художественной культуры (Вопросы методологии и методики.) - М.: Наука, 1991. Петров В. М. Информационное мировоззрение и парадигма XXI века // Информационное мировоззрение и эстетика / Науч. ред. В. М. Петров, В. П. Рыжов. - Таганрог: Издво Таганрогского государственного радиотехнического университета, 1998. - С. 17-41. Петров В. М. Череда эпох и эволюция искусства: опыт количественного исследования // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. * Москва: Наука; Пермь: Пермский государственный институт искусств и культуры, 1999 (В печати). Петров В. М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. * М.: Русский мир, 1996. Dorfman, L., Malyanov, E., & Barashkova, E. Interacting selves through literary texts // Информационное мировоззрение и эстетика / Науч. ред. В. М. Петров, В. П. Рыжов. - Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета, 1998. - С. 294-311. Martindale, C. (1990). The clockwork muse: The predictability of artistic change. New York: Basic Books. Martindale, C. (1997). Is poetry about emotion? In L. Dorfman, C. Martindale, D. Leontiev, G. Cupchik, V. Petrov, & P. Machotka (Eds.), Emotion, creativity, and art (Vol. 2, pp. 429-441). Perm: Perm State Institute of Arts and Culture. Верстка данной статьи была реализована при поддержке |