[ГЛАВНАЯ] [ОГЛАВЛЕНИЕ] [ПЕРСОНАЛИИ] [ФОРУМ] |
Целью библейской герменевтики является постижение идеи слова; поскольку же идея по своей природе бесконечна, то истолкование ее конечных выражений - ноэмы и семемы - может быть только символическим. Символическое изучение семантической эволюции слова интерпретирует историю слова как миф; миф есть подлинная история слова, то есть история воплощения его идеи. Как видим, все категории лингвистического герменевтического анализа взаимосвязаны, предполагают друг друга. Однако в конкретных герменевтических разысканиях можно сделать акцент на одной или двух категориях, поскольку этого может быть достаточно для истолкования смысла того или иного факта. (1) Далее в этом разделе все цитаты даны по этому источнику. (2) Это "преобразование" [з] > [j] с точки зрения славянской исторической фонетики - явная натяжка. (3) Флоренский П.А. У водоразделов мысли. С. 308, 309 (4) См.: Лосев А.Ф. Философия имени у Платона. С. 135 (5) Между прочим, это выражение - изутие сапога - бытовало в среде русского чиновничества, вышедшего из семинарской среды, в качестве названия одного из самых страшных начальственных взысканий, о чем в "Мелочах архиерейской жизни" рассказывает Н.С.Лесков: "Слова эти, имеющие неясное значение для профанов, - для просвещенных людей содержат не только определительную точность и полноту, но и удивительно широкий масштаб. Самые разнообразные начальственные взыскания, начиная от "окрика" и "головомойки" и оканчивая не практикуемыми ныне "изутием сапога" и "выволочкой", - все они, несмотря на бесконечную разницу оттенков и нюансов, опытными людьми прямо зачисляются к соответственной категории, и что составляет не более как "вздрючку", то уже не занесут к "взъефантулке" или "пришпандорке". Это нигде не писано законом, но преданием блюдется до такой степени чинно и бесспорно, что когда с упразднением "выволочки" и "изутия" вышел в обычай более сообразный с мягкостью века "выгон на ять - голубей гонять", то чины не обманулись, и это мероприятие ими прямо было отнесено к самой тяжкой категории, то есть к "взъефантулке" (Собр. соч. в 11 тт. Т.6. М., 1957. С. 520-521). Трудно сказать, в каких действиях состояло это взыскание, но можно с большой вероятностью предполагать их суровый и даже уничижающий характер. |
(6) См.: Толковая Библия. Т.1. С. 110 (7) См.: Толклвая Библия. Т.1. С. 190 (8) Толковая Библия. Т.1. С. 284 (9) Любопытно, что в "Словаре в сборнике старца Вассиана Кошки" имя толкуется как ,хотя на самом деле это имя значит "боязливый, робкий, озабоченный, тревожный". См.: Ковтун Л.С. Лексикография в Московской Руси XVI-нач.XVII в. Л., 1975. С. 266 (10) Флоренский П.А. Имена. С. 65 (11) См. также: Чис 26,4; Иов 30,8; Пс 9,6; 15,4; 43,21; 44,18; 82,5; Ос 2,17; Зах 13,2. (12) Лосев А.Ф. Философия имени у Платона // Символ, 1993, № 29. С. 136 (13) здесь "ждать, надеяться, уповать". (14) А.Ф.Лосев назвал это значение имени телеологическим: "Имя есть то светлое и божественное бытие, к которому движется всякое иное бытие и которое как бы издали руководит миром и привлекает его к себе" (Философия имени у Платона. С. 137). (15) См. еще: Пс 33,4; 67,31; 75,2; 95,2; Мал 2,2; Дан 2,20. (16) Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль., 1986. С. 30 (17) Те беспримерные гонения на христиан, которые происходили во время французской и русской революций и которые человеку современной позитивистской культуры кажутся бессмысленными, обличают религиозный характер этих революций: они совершались во имя иное, и потому все, кто не желал поклониться ему и продолжал поклоняться своему Богу, подлежали уничтожению, и в первую очередь - христиане. (18) Ср.: "Имя - это и есть вещь,.. наоборот, знамя дается, его знают, с его помощью узнают". (19) Флоренский П.А. У водоразделов мысли. С. 315 (20) Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. С. 627. (21) Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. С. 628. |
[В НАЧАЛО] [ГЛАВНАЯ] [ОГЛАВЛЕНИЕ] [ПЕРСОНАЛИИ] [ФОРУМ] |