23. Толковая Библия. - С. 16.
24. Там же. - С. 17.
25. Там же. - С. 16.
26. Архимандрит Ианнуарий (Ивлев). Библеистика в Русской Православной Церкви. - Доклад на Юбилейной богословской конференции Русской Православной Церкви “Православное богословие на пороге третьего тысячелетия” (Москва, 2000). - : http://www.sinai.spb.ru/ot/ianuar.html.
27. Прот. Сергий Булгаков. Православие. - 2-е изд. - Париж, 1985. - С. 60.
28. Прот. Александр Мень. Исагогика. - С. 59-61, 92-99 и другие.
29. Согласно легко проверяемому комментарию в Толковой Библии, если не считать самого первочеловека, то “поколение Иареда” “от Адама чрез Сифа” является пятым (с. 42), а поколение Еноха-сифита - соответственно шестым, если же считать - то седьмым, но в любом случае - не десятым. Правда, здесь же наблюдается ошибка в счёте поколений “от Адама чрез Каина”: Ламех-каинит - отнюдь не пятый и современен в этом смысле (по счёту поколений) Еноху-сифиту, а не Иареду.
30. Прот. Александр Мень. Исагогика. - С. 92.
31. Прот. Александр Мень. Исагогика. - С. 93-96; см. также (в контр-аспекте): свящ. Даниил Сысоев. Писал ли Моисей Закон, или Несколько слов о библейской критике. - http://creatio.nm.ru, http://sysoev2.narod.ru/evolution.htm.
32. Прот. Александр Мень. Исагогика. - С. 93, 94.
33. Там же. - С. 12-13.
34. Там же. - С. 11-12.
В тезисах, представленных Б. И. Сове на Конгрессе православных богословов (1936), в частности, говорилось: “Механически-буквальное понимание богодухновенности священных книг - достояние иудейского и консервативного протестантского богословия - не может быть защищаемо православными богословами как уклоняющееся в своего рода “монофизитство”, а должно быть исправлено в свете Халкидонского догмата о Богочеловечестве. Участие в написании Библии человеческого элемента с его ограниченностью объясняет особенности ветхозаветных книг как исторических источников, их ошибки, анахронизмы (смещение времён и хронологические неточности), которые могут быть исправлены внебиблейскими данными, обогатившими, особенно в последние десятилетия, историю Древнего Востока. Ложный апологетический взгляд на Библию как на энциклопедию исторических и естественных наук должен быть оставлен. Ветхозаветные богодухновенные писатели - прежде всего богословы и законоучители. С этой точки зрения надлежит рассматривать учение о творении мира, о всемирном потопе и т. д. Ценность Библии в её богословии” (“Путь”. - Париж, 1936-1937. - № 52)”. - Там же. - С. 23-24.
35. Там же. - С. 94.
36. Прот. Александр Мень. Исагогика. - С. 94; ср.: свящ. Даниил Сысоев. Писал ли Моисей Закон, или Несколько слов о библейской критике”. - http://creatio.nm.ru; http://sysoev2.narod.ru/evolution.htm.
В комментарии к Быт. 2, 5 в Толковой Библии отмечается: “Здесь мы впервые в тексте еврейского подлинника встречаемся с именем “Иегова”, более правильный перевод которого - Сущий (Исх. 3, 14). Это преимущественное имя Бога Завета, Бога Промыслителя и Искупителя (Быт. 4, 6; 6, 3. 5. 8; 9, 13. 15. 26; 24, 40; 29, 31; 30, 30; Исх. 6, 20; Числ. 26, 59 и в предпочтительном употреблении у всех пророков). В этом смысле оно отличается от другого употребительного божеского имени “Элогим”, означающего Бога как всемогущего Творца Вселенной.
На основании этого различия божеских имён отрицательная критика (“гипотеза записей”, “фрагментарная теория”, “гипотеза восполнений” и др.) хочет установить различие во времени происхождения различных отделов Библии (древнейших элогистических от позднейших иеговистических) и тем самым подорвать веру в подлинность Моисеева Пятокнижия” (С. 16).
Однако несколько ниже говорится, в частности, об “универсальных традициях человечества”, “носителем и хранителем” которых - “не без особенного божественного промышления” - был Ной; эти “священные традиции” “через посредствующие ступени” “чисто естественным путём” могли дойти до Бытописателя, “который, помимо этого, был и озарён также особым сверхъестественным божественным Откровением”.
Один из примеров - существование в предании различных древних генеалогических таблиц, которые были “главнейшей и почти единственной историей прошлого, тщательно сохранявшейся и передававшейся из рода в род. Но по самому характеру подобных памятников они никогда не отличались особенной полнотой и подробностью, а сохраняли в самой сжатой форме лишь самое замечательное и важное”. Впоследствии они были сведены в библейскую “таблицу народов” (Быт. 10-11) Моисеем, который и называется здесь “окончательным редактором этой таблицы” (С. 66, 67).
См. также: Глаголев С. С. Слабые стороны рационалистических библейских гипотез. - Иллюстрированная история религий. - Под редакцией проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. - Т. 1. - М., 1992. - Предисловие к разделу “Израильтяне” (автор - проф. И. И. П. Валетон). - С. 247-264. - http://www.sinai.spb.ru/ot/glagolev.html.
37. Прот. Александр Мень. Исагогика. - С. 12-13.
По словам прот. Александра Меня, на энциклику Папы Пия XII “Divini afflante Spiritu” оказали влияние труды доминиканца М. Ж. Лагранжа (1855-1938). В ней, в частности, говорилось: “Часто в словах и писаниях древних восточных авторов буквальный смысл не проявляется столь очевидно, как у писателей нашего времени; то, что они хотели сказать своими словами, не может быть установлено только законами грамматики или филологии или только контекстом. Совершенно необходимо, чтобы экзегет мысленно как бы вернулся к тем отдалённым векам Востока, чтобы, пользуясь средствами истории, археологии, этнографии и других наук, определить и выяснить, какими литературными родами хотели воспользоваться и какими действительно воспользовались писатели этого древнего времени… Чтобы вполне удовлетворить современным требованиям изучения Библии, католический экзегет должен, толкуя Священное Писание, доказывая и защищая его абсолютную непогрешимость, разумно пользоваться этим средством; он должен исследовать, как способ выражения или литературный жанр, которым пользуется священный писатель, может привести к правильному и точному пониманию”. - Там же. - С. 49-50.
38. Там же. - С. 93; на с. 64 автором указана несколько иная датировка послания.
39. Там же. - С. 64.
В соборной Догматической конституции “О божественном Откровении”, в частности, говорилось: “Так как Бог говорил в Священном Писании через людей и по человечеству, толкователь Священного Писания, с целью уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священные писатели действительно разумели и что Богу было угодно нам открыть через их слова. Чтобы выяснить цель священнописателей, нужно, кроме другого, принимать во внимание “литературный жанр”. Действительно, истина предлагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, или пророческих, или поэтических, или в других видах речи. Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры с помощью употреблявшихся в его время литературных жанров… Эти Книги (Ветхого Завета), хотя в них есть вещи несовершенные и преходящие, однако показывают истинное божественное детоводительство” (III, 12; IV, 15)”. - Там же.
40. Там же. - С. 13, 94.
41. Полонский П. Две истории сотворения мира. - Иерусалим, Ханука 5759 года (от сотворения мира - 1999 год от Рождества Христова). - Глава 4, пункты 2, 16. - http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava4.htm.
42. Полонский П. Блеск и нищета “библейской критики”. - http://www.machanaim.org/tor&life/pol_art/22.htm; см. на сайте и многие другие материалы по вопросу.
43. Оруэлл Д. “1884” и эссе разных лет. - М.: “Прогресс”, 1989. - С. 41, 42, 44 и другие.
44. Учёный представитель от Православия А. Б. Зубов, с одной стороны, декларировавший, что “на самом деле вот это творение, шесть дней творения, то, что написано в Библии, всё так и было”, а с другой, однако, полагавший возможным религиозное креационное предание именовать м и ф о м, в своём выступление за “круглым столом” печаловался о прошлом и остерегал на будущее: “Дело в том, что на самом деле как раз в XIX веке религиозное сознание, религиозный мир позволил себя соблазнить определённой ошибкой. Он позволил себе предположить, что креационное предание, предание о творении мира, это обычное научное знание, обычное энциклопедическое знание, которое имеет такое же значение для народа, исповедующего ту или иную религию, какое энциклопедическое знание из учебника астрономии имеет для светского человека. И поэтому их можно сравнивать, можно сопоставлять, можно спорить, можно доказывать. То есть можно обращаться с креационным, если угодно, преданием, или даже м и ф о м, так же, как с научной теорией, с научной гипотезой, скорее. И к тому же ещё и сопоставлять научные гипотезы. Скажем, египетскую с библейской, ведическую с месопотамской и т. д. Однако на самом деле всеобщность креационного предания в религиозных традициях подсказывает нам, что идея творения мира имела и имеет для религии совсем не то значение, что для учебника астрономии. Эта идея, опять же, подчинена главной идее любой религиозной традиции - достижению совершенства, бессмертия и целостности … Поэтому (в контексте) проблемы соотношения креационного предания религиозного и креационной гипотезы научной при всём, казалось бы, сходстве новых моделей, так скажем, учения о взрывном характере появления Вселенной, о расширяющейся Вселенной, при всей соблазнительной (их) близости мы тем не менее не должны, я думаю, вновь соблазняться”.
“…на мой взгляд, - заключил “свою маленькую провокационную интервенцию” А. Б. Зубов, - мы должны постоянно помнить, что космогенез как научная теория и космогенез как религиозное предание имеют разные цели и поэтому различны и во многих аспектах, главных аспектах, принципиально несравнимы”.
45. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М., 1991. - С. 148.
46. Однако богословие-то, выразимся деликатно, подобно онегинской латыни, не в моде стало ныне и, добавим, не в чести. Об этом, кроме изложенного выше, весьма выразительно может свидетельствовать и следующее.
Кто не знает о многодесятилетней протяженносложенной истории нескончаемого, перманентного процесса подготовки к созыву внутри православной экумены тако именуемого Всеправославного Собора? И этой пропедевтике, - вернее, имитации пропедевтики, - похоже, не будет и конца. Ибо её успешному завершению упорно сопротивляются русские церковные деятели. И это уже не какой-то там местечковый антипапизм, это - настоящий местечковый антиправославный антиконцилиаризм (тем более, что на локальном уровне проблема, полагаем, теперь уж решена, поместные общецерковные соборы на Руси, как кажется, упразднены и похоронены: не до мирян ныне, не до мирян!).
Русские православные сопротивляются, в частности, и потому, что попросту не желают богословствовать и даже трепещут перед подобной перспективой. Будучи прямо вопрошены об этом, они так, - правда, несколько образнее, - и ответили: не желаем…
Именно таковым было мнение членов функционировавшей в 60-х годах XX века Комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора (предтечи намечающегося к проведению Всеправославного Собора). Комиссией, в состав которой входили виднейшие представители русской православной богословской мысли, в 1968 году были подготовлены и представлены на рассмотрение Священного Синода проекты резолютивных документов по темам, намеченным для вынесения на Всеправославный Предсобор Всеправославным совещанием, проходившим 24 сентября - 1 октября 1961 года на острове Родос и потому именуемым Родосским (“Журнал Московской Патриархии”. - 1961. - № 11. - С. 25-27).
С одной стороны, касаясь вопроса об авторитетности определений Вселенских Соборов, члены Комиссии в проекте резолютивного документа по общей теме “Вера и догмат” (подраздел В: “Символические тексты в Православной Церкви”), в частности, весьма предерзновенно-таки писали: даже “богопросвещённые решения” Вселенских Соборов “не есть само Откровение, но (лишь) его богословское истолкование”. Будучи лишь истолкованием Откровения, таковые “не могут отменяться, но могут пополняться и уточняться последующими Вселенскими Соборами”. То есть, как видим, Вселенские Соборы в принципе могут богословствовать, тем более, что они обладают “и в наши дни полнотою благодати”.
Членом упомянутой Синодальной Комиссии являлся, в частности, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин). И именно его идеи, изложенные в статье “Символические тексты в Православной Церкви”, опубликованной в том же 1968 году в издаваемом Московским Патриархатом сборнике “Богословские труды”, выпуск IV, а ныне помещённой в Интернете на сайте “Православная беседа” ( http://www. pravbeseda.org/library/books/vas_krl.html), были использованы при разработке данных материалов. Так вот автор статьи, более того, полагал необходимым обсуждение на Всеправославном Соборе “возможности дальнейших разъяснений или даже иных формулировок некоторых догматических вопросов, решённых на Вселенских Соборах”. При этом в качестве прецедента он опирался на иные формулировки догматических вопросов, уже возникшие, по его мнению, как раз “в современных переговорах с так называемыми “монофизитами””.
Но что необходимо сделать и переформулировать, чтобы прежде бывшие еретики стали именоваться православными? От чего-то всё-таки пришлось бы отказаться? Что-то всё-таки добавить? Но если в таком ключе допустимо хотя бы даже лишь только помышлять относительно “богопросвещённых решений” Вселенских Соборов, то о какой же тогда незыблемости и неизменности богословия в собственном значении этого слова можно говорить вообще? Адресат вопроса, полагаем, известен.
Это, к великому удивлению и сожалению, было осознано отнюдь не Священноначалием, а простыми мирянами и низшими клириками Русской Православной Церкви. Вероятно, всем памятен грандиозный скандал, разразившийся в конце 1994 года в преддверии созыва Архиерейского собора РПЦ, на коем подлежали утверждению так называемые заявления согласия Православных Церквей с монофизитами в перспективе их воссоединения. Тогда на Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и членов собора обрушился град протестных посланий со стороны малых чад церковных (одно из них было предано публичной гласности и вышло в свет в виде небольшой брошюры; см. краткий анализ материалов в сводке “Некоторые акты обличительного характера”, приложенной к догматическому посланию автора настоящих строк, на сайте: http://www.textology.ru/urch/poslanie.html). В этих посланиях прозвучала открытая и канонически обоснованная угроза, утверждённая на 15-м правиле Двукратного Константинопольского собора 861 года: в случае принятия Архиерейским собором означенной унии с еретиками считать Священноначалие РПЦ в расколе сущим. Собор, как известно, дал задний ход. Но тезис о незыблемости богословия поколебался.
С другой же стороны, Комиссия была поставлена перед необходимостью высказать своё просвещённое и безбоязненное мнение в отношении конкретной возможности составления Всеправославным Собором нового (понятно, отнюдь не в хронологическом лишь смысле) единого православного исповедания веры, то есть в отношении конкретной возможности выразить свою веру в контексте современности, иначе - возможности реально побогословствовать. Необходимость в сем давно назрела. Этим, собственно, и была вызвана сама постановка вопроса. И здесь позиция, выраженная столь храброй в виртуальных прожектах Комиссией, потрясает всякое воображение как очевиднейшее свидетельство её - одновременно - крайней неискренности, напыщенной претенциозности, заскорузлого обскурантизма и … детской беспомощности.
Цитируем соответствующий раздел документа. “Православная Кафолическая Церковь, - говорится здесь, - обладает и в наши дни полнотою благодати, и потому составление и издание единого исповедания православной веры принципиально возможно. Однако, Православной Церкви не свойственно всё определять и систематизировать и выносить догматические постановления без необходимости. Современные уклонения от христианской истины столь многочисленны и разнообразны, что выразить отношение Православной Церкви к ним в едином исповедании было бы крайне трудно. К тому же поспешное составление нового исповедания может послужить поводом к соблазну (sic!). Можно также опасаться, что составление нового православного исповедания, действительно достойного своего имени, окажется православным богословам в настоящее время не по силам, тем более, что для творческого синтеза святоотеческого учения, каким должно быть новое православное исповедание, время ещё не пришло (sic!). Конечно, Дух Святой предохранит его составителей от ошибок против веры, но в Церкви есть и человеческая сторона, и она выявится при составлении исповедания. Можно опасаться, что через немного лет оно будет восприниматься как неудовлетворительное. Это не помешает ему, раз оно получит соборное утверждение, тяготеть, подобно исповеданиям XVII века, над православным богословием.
Для составления единого православного исповедания, - следует окончательный вердикт, - время ещё не настало”.
И это, отметим, говорится в отношении компетенции и потенции Всеправославного Собора и через 1 500 лет после “золотого века” патристической письменности! А что, через 3 000 лет “для творческого синтеза святоотеческого учения” время будет более благоприятно? И снова наступит “золотой век”? Ну разве что “Шестодневъ” расцветёт, согласно документу, на бесплодной, скудной богословием земле… Да, следует добавить: православным богословием…
Приведём для сравнения некоторые фрагменты из упомянутой выше статьи архиепископа Бельгийского и Брюссельского Василия (Кривошеина) “Символические тексты в Православной Церкви”, лежащей в основании цитированного документа. Они помогут нам несколько обстоятельнее разобраться в извивах достаточно рваной мысли в последнем и прозреть её действительные потрясающие глубины.
По словам автора, “невозможно, конечно, отрицать, что за последние века, со времени Вселенских Соборов, возникло в мире много новых заблуждений как среди православных, так и в окружающем их инославном, иноверном и неверующем мире. Казалось бы, откликнуться на них, определить своё отношение к ним является обязанностью Православия. Тем не менее вопрос этот более сложный, чем представляется с первого взгляда…
Нужно вообще сказать, что идея “единого” всеобъемлющего исповедания веры не свойственна православному церковному сознанию. Стремлением всё определить и точно формулировать все предметы веры нарушается исконный принцип богословской и церковной свободы в единстве и любви, так ярко выраженный в знаменитом изречении блаж. Августина…
Вообще Православной Кафолической Церкви, в отличие от римо-католицизма, не свойственно издавать догматические постановления без необходимости, когда нет опасности заблуждения, ибо догмат в сознании Церкви есть более предохранение от заблуждения, указание, чего не надо мыслить о Боге, нежели положительное раскрытие учения о нём…
Наконец, составление нового общего православного исповедания может послужить поводом к соблазну среди “малых сих”, простых благочестивых верующих, которые могут усмотреть в самом факте его составления признание (того), что православное учение, как оно до сих пор существовало, было чем-то недостаточным и даже неправильным, требующим исправления…
Конечно, в данном случае это скорее психологическое препятствие, ибо речь идёт не о новой вере, а о новых и дополнительных её формулировках, что уже не раз было в церковной истории. Тем не менее провозглашение нового единого исповедания веры всё же может вызвать затруднения и даже расколы.
Более важно то, что составление такого единого православного исповедания веры, действительно достойного этого имени, практически трудно осуществимо. Ведь такое исповедание должно выражать всю полноту православного церковного предания, как оно выявлено у святых отцов в их полноте… И вот для такого синтеза, верного по духу святым отцам и вместе с тем свободного и целостного, время ещё не настало…
Поэтому можно опасаться, что составление общего православного исповедания веры окажется нашим православным богословам не вполне по силам.
Вернее, будет составлено исповедание веры, текст которого, если не сразу, то по прошествии немногих десятилетий будет всеми ощущаться неудовлетворительным и неудачным, слишком отражающим состояние богословской мысли и науки своей эпохи с её недостатками и односторонностями. Это не помешает ему, однако, раз он получит соборное утверждение, висеть мёртвым грузом над свободной и творческой богословской мыслью и создавать для неё путы и стеснения, вместо того, чтобы быть ей руководством и указателем.
Дух Святой, конечно, предохранит такой соборный текст от ошибок против веры, но, поскольку в Церкви действует и человеческий фактор и Дух Святой не творит насилия над человеческой свободой, немощь человеческая неизбежно выявится в редактировании текста единого православного исповедания веры во всей своей неприглядности.
Нам представляется поэтому, что для составления и издания единого исповедания православной веры время ещё не созрело”.
Вот так и не более того! Вот вам пример (даже примеры) заскорузлого, лукавого, но пугливого обскурантизма: "Время ещё не настало"! "Без необходимости"! И это тогда, когда "современные уклонения от христианской истины столь многочисленны и разнообразны"! Когда Православию предлежит обязанность "откликнуться на них, определить своё отношение к ним"! Именно Православию, Церкви, которая "обладает и в наши дни полнотою благодати"! Тем более, что "Дух Святой, конечно, предохранит такой соборный текст от ошибок против веры"!
Так в чём же дело? А всё дело, оказывается, в обыкновенной немощи человеческой, которая-таки "неизбежно выявится в редактировании текста единого православного исповедания веры во всей своей неприглядности".
Но тогда при чём же здесь Дух Святой, Который-де "предохранит его составителей от ошибок", не творя притом "насилия над человеческой свободой"? Ошибки, они или есть, или их нет. И ежели они есть, то тогда нет, естественно, предохранения от них. Если же предохранение есть, то не должно быть и ошибок!
И о каком это там тексте говорится, что он будет "висеть мёртвым грузом над свободной и творческой богословской мыслью и создавать для неё путы и стеснения, вместо того, чтобы быть ей руководством и указателем", или "тяготеть, подобно исповеданиям XVII века, над православным богословием"? Да о тексте, который, наконец, мог бы получить "соборное утверждение" после более чем 1200 лет отсутствия таковой возможности! То есть, по мысли нескольких "кукловодов", каковыми они себя мнят в отношении Церковной Полноты, "тяготеть" над православным богословием будет-таки не что иное, как принятое Всеправославным Собором вероопределение! Принятое, согласно вере Церкви, яко "изволися Духу Святому"!
Но если не Собор, вопросим, то кто же тогда может откликнуться и от лица всего Православия дать ответ на столь многочисленные и разнообразные современные уклонения от христианской истины?
И естественно возникает вопрос: а не висят ли "мёртвым грузом над свободной и творческой богословской мыслью" и не "тяготеют" ли "над православным богословием" как раз подобные обскурантистские мнения малых именно сих (и не только в смысле их малочисленности), навязываемые Всеправославному Собору и создающие даже в процессе его подготовки столь очевидные "путы и стеснения"?
И что вообще понимать нам, вопросим далее, под "православным богословием" ныне? Опять-таки позицию (или позиции) сих "детоводителей", упорно противящихся проявлению полнокровной вероисповедной активности Церкви и трепещущих перед перспективой осуществления таковой?
Некогда известный своим острословием Н. А. Бердяев утверждал: науки нет, есть науки. Похоже, что то же самое теперь можно сказать и о богословии.
Какое православно из трёх (или более) евхаристических богословий, имевших место тогда и бытующих в лоне одной Церкви - и даже одной академии! - сейчас (см., в частности, догматическую записку по данной проблеме профессора Московской духовной академии по кафедре догматического богословия В. Д. Сарычева на сайте: http://www. www.textology.ru/urch/otzyv1.html)?
Какая же православна из трёх христологий (см. на сайте: http://www.textology.ru/urch/ poslanie.html; www.textology.ru/urch/poslanie2_4.html; Андрей Диакон. Философические и еологические опыты. - М., 1991. - С. 125-252)? Или, может быть, все три?
Какая православна сотериология (см. аналитическую записку на сайте: http://www.theo-log.ru/orthodox/ob/antiosipov.htm)?
И как быть с православной якобы триадологией, которая - с лёгкой руки младоучёных мужей Православного Свято-Тихоновского богословского института, пребывающего в ведении Учебного комитета Священного Синода РПЦ, - оказалась вдруг отождествлённой-таки с тетрадитством (четырёхбожием), в частности, Гильберта Порретанского (см.: Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. - № 9. - М.: ПСТБИ, 2002. - С. 170, а также недавно опубликованные материалы Международной богословско-философской конференции "Святая Троица", состоявшейся в середине 2001 года в Московском Свято-Даниловом монастыре)?
"Время ещё не настало"! "Без необходимости"! "Не по силам"! Но как же быть тогда с апостольским заветом: "Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте в с е г д а готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Петр. 3, 15)?
Трудно богословствовать? - Несомненно. Опасно? - Быть может, по св. Григорию Богослову. Но православный христианин, пребывая в постоянном духовном трезвении и молитвенном предстоянии Богу и в непременном послушании воле Его, обязан преодолевать всяческие препоны и страхи, отвращающие его от благого делания и богоугодного подвига, непрестанно вращая во устах своих: "Вся могу о укрепляющем мя Христе" (Флп. 4, 13).
В самый последний момент мне удалось ознакомиться с сокращённым вариантом выступления профессора Московской духовной академии С. С. Глаголева в 1905 году в Троице-Сергиевой лавре перед новоначальными студентами МДА, помещённым в мировой паутине на сайте http://favor.chat.ru/glagol.htm (полный текст сего слова назидания под именованием “Задачи русской богословской школы” с предисловием В. Курбатова - в журнале “Русская провинция”, № 3 (11), 1994).
Полагаю, некоторые фрагменты детоводительственного наставления вековой давности, в коих затронуты и освещены животрепещущие вопросы того времени, не утратили своей актуальности и поныне, в том числе и применительно к изложенному выше. И посему не премину предложить сии вниманию тех, кто, не преставая, всею душою болезнует о судьбах русского и вселенского Православия и ратоборствует во благо и славу его.
Обращаясь к богомудрствующему юношеству, притекшему - да приобщится тайнам Божественных учений - в академию “у Троицы”, под сень и благословение Лавры преподобного аввы нашего Сергия, Радонежского и всея России чудотворца, небезызвестный проф. С. С. Глаголев со дерзновением и творческой смелостью, в частности, рек:
“…нас уверяют официально, что русский народ глубоко православен, неизменно предан Церкви, что он исторически воспитан на православии.
… В действительности же наш народ ни на чём исторически не воспитался, у него нет глубоких и крепких навыков, он православен в значительной мере лишь потому, что не встречался ни с чем, кроме Православия.
… наш народ … не знает основных догматов религии, не знает её существа. Он знает праздники, обряды, которые связаны с важнейшими моментами его жизни, он молится. Но молятся все народы. И если бы те, которые говорят, что русский народ православен, подслушали его молитвы, они порою, может быть, возмутились бы, как некогда, по мусульманскому преданию, возмутился Моисей молитвою пастуха.
… Для того, чтобы православие было внедрено, нужно, чтобы кто-нибудь его внедрял, но никто не внедрял его в сердца русского народа. И оно не внедрено. Одним из доказательств этого является та лёгкость, с которой на Руси дети порывают с верою отцов.
… Представление, что русский народ есть религиозно-нравственный авангард человечества, абсолютно недопустимо для людей Запада. Но я, признаюсь, совершенно не понимаю, на чём утверждается оно у русских людей? Какому избраннику Божию открыл Бог, что Он вверяет русскому народу истину и даёт ему миссию воплотить её в человечестве?
… Говорят о великом благочестии наших предков. Действительно, Русь знает великих подвижников. Но не из одних подвижников состояла Россия. Нужно помнить, что в те далёкие времена, когда подвижники уходили в леса молиться о себе и о грехах мира, на каждого подвижника приходилось добрым счётом по десять-пятнадцать разбойничьих шаек.
Пытки, казни, существовавшие на Руси в прошедшем, говорят о том, что дух христианства мало проникал в общество.
Говорят, что чрезвычайное развитие обрядности, любовь к богослужению наших предков свидетельствует о их глубоком благочестии и их религиозности. Но церковь ведь была [во время оно для них] единственным местом развлечения.
… Я уже говорил об обстоятельстве, которое сильно подрывает теорию богоизбранности и преимущественной религиозности русского народа и которое должно смущать всех, кому дорого православие сего народа. Это распространение неверия в нашем образованном обществе.
… В каждом народе есть боящиеся Бога и неправды … Однако позволительно думать, что религиозность и добродетель не даются народу даром, а должны приобретаться собственными усилиями.
Прилагал ли русский народ усилия к тому, чтобы усовершаться в религиозности и добре?
… Православная истина должна быть фундаментом, на котором из членов, как из камней, созидалось бы стройное здание Православной Церкви.
… Как-то случилось, что на самом деле великие задачи выяснять истину и воплощать её в жизни отодвинулись [на задворки], их заменило ленивое и лукавое убеждение, что истина познана и осуществлена.
“Катехизис” митрополита Филарета и “Догматическое богословие” митрополита Макария были признаны книгами, из которых нельзя ничего убавить и к которым нельзя ничего прибавить.
Учение о творении в шесть дней, учение о мытарствах и многие иные учения и просто сказания были догматизированы. Выработавшийся историческими условиями церковный строй был канонизирован. Временные и случайные социальные отношения стали рассматриваться как выражение Божественного миропорядка.
Истина оказалась данной и воплощённой. Никаких подвигов не требуется … вовсе не нужно чего-нибудь искать, что-нибудь открывать и возвещать миру…
… Не будем сомневаться в том, что догматизация случайных мнений и религиозная регламентация нерелигиозных действий совершались частию бессознательно, частию по добрым побуждениям. Но, несомненно, они принесли зло, и это зло для блага Церкви и верующих должно быть устранено.
Обладая таким сложным вероучением, которое решает самые разнообразные вопросы жизни и знания, мы на самом деле не владеем кратким исповеданием православной веры, написанным современным языком и дающим ответы на современные запросы и недоумения.
Истины Православия вечны, но люди не вечны, они живут недолго, и они меняются. Люди восьмого века совсем иначе понимали исповедание веры, чем люди века двад-цатого, у них были иные недоумения, их смущало то, что нас уже не волнует, им казалось ясным многое, что для нас уже утратило ясность.
Вот почему, думаю, Церковь в каждую эпоху должна бы была давать краткое руководящее наставление к вере. Не в два и не в пять томов [имеется в виду пятитомное и в позднейшем издании двухтомное “Православно-догматическое богословие” митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова, 1816-1882), упомянутое выше. - А. Ю.] должно быть заключено такое наставление, а по возможности в малый объём. И не одним лицом должно быть составлено оно, а коллективно и затем должно быть рассмотрено и оценено тоже собранием многих.
Разумеется, именно на богословской школе или на богословских школах лежит задача составления такого исповедания.
Такое исповедание для православного было бы критерием, с которым он бы сверял свои предположения.
Такое исповедание было бы и внешним критерием, решающим вопрос о позволительности мнений, вопрос, который доселе решался совершенно произвольно.
… Догматы - это идеалы, к которым нужно стремиться, а не пугала, от которых нужно бежать.
… У людей разумных они не стесняют мысли, а дают мысли основания для новых и правильных выводов. Таково теоретическое значение догматов.
… Наконец, в области практики мы имеем церковный устав, который для большинства православных людей абсолютно невыполним.
Благочестивейший профессор нашей академии Д. Ф. Голубинский, вся жизнь которого была осуществлением религиозных постановлений, жаловался, что не может выполнять устава, и многократно поднимал вопрос о его смягчении.
Я не встречал людей более религиозных, чем он; поэтому думаю, что я не встречал исполнителей устава.
Мы имеем, таким образом, перед собою собрание мёртвых букв, предписывающих нам жить так, как мы не можем жить, и мыслить так, как мы, будучи православными, не можем мыслить.
Но так не должно быть. Нужно согласовать нашу совесть с законом и нашу мысль с нашей верой.
… Представители и носители веры у нас в настоящее время нередко выражают смущение и страх перед духом неверия, будто бы царствующим в современном обществе. Позволительно думать, что это смущение и страх перед неверием есть дело [их собственного] маловерия. Как может смущаться неверия человек, имеющий крепкую веру? Человек, принимающий в себя Христа в таинстве Евхаристии, как может [он] бояться за Христа?
… Может быть, скажут, что смущение есть следствие скорби о неверующих [или не тако верующих] братьях? - Нет, не заметно этого. Негодование по отношению к неверующим [или не тако верующим] у смущающихся не заключает в себе духа любви. Думаю, факт неверия является сильнейшим искушением для их собственной веры.
… В высшей степени важно то, - заключил своё наставление взыскующему боговедения юношеству проф. Московской духовной академии С. С. Глаголев, - что в самой Церкви повеяло дыханием духа. Возникли вопросы, о которых как будто никто и не думал ранее: как лучше устроить жизнь Церкви, как создать благоприятнейшие условия для развития религиозной жизни? В Церкви происходит движение. В такие моменты деятели честные и умелые могут принести особенно много пользы”.
47. Маймонид. Наставник колеблющихся. - Цит. по: Шрёдер Д. Л. Шесть дней творения и Большой взрыв. - С. 17.
|