[ГЛАВНАЯ]    [ЭКСПЕРТНАЯ СМЕСЬ]   [БИЗНЕС]

В.П. Белянин

Однажды в теплую осеннюю пятницу, когда я уже собирался на дачу, раздался звонок от знакомого моего знакомого. Меня спросили, правда ли, что у меня есть компьютерная программа, которая позволяет выявлять истинные установки человека. Я ответил, что правда. Тогда меня спросили, умею ли я хранить тайну. Я тоже ответил положительно. После этого мне сказали, что сегодня вечером мне привезут кассету с одним выступлением, которое надо проанализировать к воскресенью, и дать рекомендации. На мои возражения относительно дачи, сказали, что тут очень большие деньги. "Сколько?" - спросил я. "Очень, очень много", - ответили мне. Я задумался, и … согласился.

Ниже я даю анализ интервью по телевизору человека, которого многие потом увидели на первых каналах телевидения, и у которого оказалась очень непростая политическая судьба. Не называя его имени, скажу всё же, что денег мне не заплатили вовсе. Так бывает. Именно поэтому я и решил опубликовать эту экспертизу.

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
речи одного политика

Текст кандидата может быть охарактеризован как достаточно политизированный (18% лексики) и агрессивный (5% лексики). В нем достаточно много конкретной информации констатирующего и уточняющего плана. При оценке организации событий акцент делается на следствии (а не на причине или на нарушении). Это свидетельствует о большой целеустремленности, серьезности намерений, ответственности и одновременно требовательности к окружающим со стороны кандидата.

В тексте значительно превышена норма употребления местоимения "я" (8% всех слов) и велики показатели семантической категории "свой". Наблюдается также повышенный показатель местоимения "мы" (3.5% всех слов), причем - судя по содержанию - речь идет прежде всего о деятельности фирмы, руководителем которой является кандидат. Это свидетельствует о большом эгоцентризме, желании подчеркнуть значимость своей личности или своей собственной деятельности.

Что касается пространственной ориентации, то она лишь в незначительной степени связана с движением "вперед", хотя и одновременно не "назад".

При незначительной выраженности ментального канала в речи кандидата есть некоторая преобладающая тенденция в ориентации на слуховой канал восприятия информации.

Говоря о грамматических показателях совершенного и несовершенного вида, следует отметить, что категория "состояние" в два раза превышает количество слова категории "результат" (14% и 7% соответственно). При этом доля глаголов будущего времени слегка больше средней нормы для аналогичных современных политических текстов. При этом корреляционный анализ показывает связь категории "результат" исключительно с категорией "прошлое", а "будущее" связано с категорией "состояние" (то есть нерезультативно). Все это указывает на то, что кандидат, ориентируясь в значительной степени на прошлый результат, будущее представляет достаточно статично. Об этом свидетельствует и содержание текста - кандидат полагается в значительной степени на то, что ему даст государство (частью которого он хочет стать). При этом, судя по содержанию, кандидат считает своим сильным качеством свои достижения, которые имели место в прошлом. Тем самым, в речи кандидата проявляется несоответствие его результатов образу будущего результата: кандидат знает, что он достиг, хочет достичь большего, но при этом не очень точно знает, как он этого добьется.

Коэффициент лексического разнообразия 0.48. Хотя на таком малом тексте трудно сделать вывод, речь его оставляет впечатление лексической однообразности.

Анализ фонетического рисунка текста показал, что звучание является скорее хорошим, красивым, простым, очень величественным, возвышенным. При этом текст звучит как холодный, большой, грубый, сильный. По звучанию он также достаточно угрюмый и зловещий. В целом наблюдается совпадение семантики (содержания речи) с ее формой.

Логико-фактологический анализ содержания показывает в частности, одно несоответствие (которое может быть истолковано как ложное, прикрывающее тут финансовые махинации). Говоря о налоговых проверках, кандидат сказал лишь о факте 33 проверок его организации, но не упомянул ни о каком о результате этих проверок. Логика же свидетельствует о том, что если есть нарушения, то надо закрывать фирму. В сознании рядового жителя этого региона вызвать сочувствие к финансовой деятельности предпринимателя очень трудно.

Могут быть сделаны следующие выводы:
1. Речь кандидата агрессивная, тяжелая.
2. Кандидат много говорит о себе и своей фирме.
3. Кандидат считает своей сильной стороной свои достижения, не совсем четко представляя, чем он будет заниматься в будущем прежде всего как политик.
4. Кандидат не несет позитивного начала, он не вселяет уверенность, не дает повода к положительным эмоциям.
5. Он ориентируется на тех людей, которые недовольны существующим положением дел и хотят получить быстрый результат.
6. Его текст ориентирован только на предпринимателей (что в настоящее время явно недостаточно).

Возможные рекомендации.
1. Заменить местоимение "мы" (как эквивалент фирмы "Имярек и Ко") на мы - россияне, мы - жители этой страны, мы жители региона, мы - предприниматели.
2. Добавить позитива. В речи чаще использовать слова типа "хорошо", "лучше", "правильно", "верно", "энергично", "оптимистично".
3. Добавить в текст то, что симпатично женщинам. Совсем нет сексуальности. Одеваться недорого, но привлекательнее.
4. Сочетать потребительское отношение (фразы типа "нам должны дать", "мы ждём решения") с инициативностью ("область может добиться", "люди сами поймут"). Но не очень сильно, так как патернализм, скорее всего, предпочтительнее для электората.
5. Следует в последующих интервью упомянуть о нечестном бизнесе и прозрачности в отношении не только бюджета, но и работы бизнесменов (а то может сложиться впечатление, что человек идет во власть, чтобы избежать налоговых проверок своей фирмы).
6. Сохранять уважительное отношение к оппонентам и другим кандидатам. Хорошо бы добавить немного иронии и юмора. Например, при ответе на вопрос о Явлинском и его кандидатах возможно высказывание типа "Помните, была такая песня про то, что и на Марсе будут яблоки расти. Возможно когда-нибудь. А пока в России колумбийские бананы зимой дешевле наших русских яблок / русской картошки". Запустить что-нибудь остроумно-жизнерадостное как информационный повод газетам упомянуть имя кандидата.
7. Чаще использовать лексику, отражающую зрительный канал обработки информации (выражения типа "точка зрения", "Я вижу эту проблему так…", "Если взглянуть на это с другой стороны, то…", "Посмотрим на то, как…").
8. В отношении культуры речи следует порекомендовать пореже использовать в начале ответа на вопрос конструкцию "Вы знаете, …", которая может указывать на неуверенность и оправдательную позицию. Возможные замены: "Дело в том, что…", "Вы совершенно правы.", "Конечно,…".
9. Иногда улыбаться.

Анализ текста сделан при помощи экспертной компьютерной психолингвистической система "ВААЛ" (версия июля 1999 года).

27 октября 1999 г.

[ГЛАВНАЯ]    [ЭКСПЕРТНАЯ СМЕСЬ]   [БИЗНЕС]