Святейшему:Общество и духовность Словесности.1

15.04.2016 17:42:27

   СМИ  сообщили, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл учредил Общество русской словесности. О создании общества было объявлено  на заседании Патриаршего совета по культуре. Святейший лично возглавил общество, в состав которого вошли видные российские литературоведы, филологи, деятели искусств и общественные деятели.

Комментируя сообщение, газетчики и телевизионщики задавались вопросами и предположениями:Как журналисты Льва Толстого от школы отлучили[2] В Церкви не существует планов по изъятию произведений классиков из школьной программыПатриарх объяснил детям, почему книга лучше гаджетаА что, на самом деле, делать с литературой?Школьники будут учить русский и литературу по-новому

Уточнялось,  что Общество русской словесности станет новой дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов преподавания русского языка и литературы. Цель новой организации – изменить сложившуюся ситуацию с изучением этих предметов в школе. - «Вы все хорошо знаете, какие общественные дискуссии проходят в стране. Как разделилось общественное мнение и мнение экспертного сообщества по целому ряду вопросов связанных с преподаванием литературы, русского языка с точки зрения отношения к проводимой реформе образования. Масштаб этой реформы, ее острота, целеполагание, может быть, даже политические и культурные последствия могут быть таковы, что эта дискуссия не может быть ограничена только рамками ведомств и экспертных сообществ», — сказал предстоятель РПЦ  на заседании учредительного собрания Общества русской словесности.

Дополнительная информация к размышлению… - «В России на литературу возлагалась высокая миссия, поскольку без литературы невозможна культурная самоидентификация личности», – отметил Патриарх.Он сообщил, что возглавить Общество русской словесности ему предложил президент Владимир Путин.«Я принял это предложение, именно потому что речь идет о гуманитарном измерении нашей жизни, общества, государства, а гуманитарное измерение – это и есть часть духовной ответственности Церкви, именно гуманитарными сторона человеческой жизни включена в то, что мы называем пастырской заботой Церкви», – сказал Патриарх.Святейший выразил свое беспокойство стремительным снижением грамотности среди населения страны, которая когда-то считалась самой читающей в мире. «Детям нужна помощь, и важно, чтобы она началась со школы, с выработки серьезного подхода в области преподавания русского языка и литературы, – подчеркнул Святейший. – Важно, чтобы было нейтральное место для обеспечения дискуссии, где будут приниматься решения, которые помогут преодолеть кризис и будут содействовать поступательному развитию культуры, а самое главное – духовному развитию. Чтобы люди могли построить мирную и процветающую Россию».

Известно, что в  состав Общества русской словесности вошли профессора и преподаватели Института языкознания РАН, Института русского языка имени А.С. Пушкина, МГУ им. М.В.Ломоносова, ВШЭ, Литературного института, директор ВГТРК Олег Добродеев, писатели Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Юрий Поляков, поэт Юрий Кублановский, кинематографисты Никита Михалков и Станислав Говорухин, а также многие общественные и культурные деятели, ученые.

В скромной информации   говорилось, что одной из первых организаций, целью которой полагалось распространение грамотности и литературное просвещение народа было Общество любителей Российской словесности при Московском Университете, которое появилась в России в 1811 и просуществовало до 1930 года. Задачей этого литературно-научного общества ставилось «способствовать успехам отечественной словесности, как главному средству к распространению просвещения».

Справедливости ради весьма желательно было бы не обойти молчанием «осьмнадцатое столетие». Тот же «Собеседник любителей российского слова» (1783-1784). Фактические редакторы – княгиня Е.Р. Дашкова и О.П. Козодавлев. Имела прямое отношение к сему императрица Екатерина Вторая («Записки касательно российской истории»); активно включился Г.Р. Державин (оды, в том числе программная – «К Фелице»; среди ревностных «любителей» - Д.И. Фонвизин («Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей»; весьма активными просветителями были И.Ф. Богданович, В.В. Капнист, Я.Б. Княжнин, М.М. Херасков.

В скромной  теперешней информации констатируется: «Общество активно занималось издательской деятельностью. Среди опубликованных им изданий — «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля».  Конечно же, просветительско-культурологический подвиг  В. Даля несомненен. Но он стал возможен благодаря кипучей деятельности энциклопедистов того же «осьмнадцатого столетия».

Конечно же, у истоков Всероссийского Общества Словесности – Г.Р. Державин(«Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей и топит в пропасти забвенья народы, царства и царей. А если что и остается чрез звуки лиры и трубы, то вечности жерлом пожрется и общей не уйдет судьбы»).

Гаврила Романович оставил нам афористично-метафорические, философско-бытийные портреты  своих  с о п у т н и к о в   в творчестве и житейской реальности. Вот, к примеру, его «К портрету Ивана Ивановича Дмитриева» (1816): «Поэзия, честь, ум его были душою; юстиция, блеск, шум двора – судьбы игрою». Державин создал историко-духовное сочинение (фактически «малую поэму») «ЕВГЕНИЮ. Жизнь Званская». Напомним: Евгений (Болховитинов  Евфимий Алексеевич; 1767 – 1837) – историк, историограф и библиограф; с 1822 года – Киевский митрополит.

Крупный русский ученый Я.К. Грот опубликовал «Переписку Евгения с Державиным» (СПб, 1868). Личная встреча Державина с Болховитиновым состоялась в 1805 году. Слава Державина, авторитет его носили всероссийский характер. Болховитинов тоже был известен своими научными изысканиями. «Простое перечисление сочинений его, изданных и рукописных, - напоминает академик Я.К. Грот, - показывает, как обширны и разнообразны были его знания, как многочисленны были предметы, занимавшие деятельный ум его». Под влиянием Болховитинова Державин создает оригинальные мемуарно-художественные жанры: «Объяснения на сочинения Державина относительно темных мест, в них находящихся, собственных имен, иносказаний и двусмысленных речений, которых подлинная мысль автору токма известна; также изъяснение картин, при них находящихся, и анекдоты, во время их сотворения случившиеся»; «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина»

За 48 лет своей научно-литературной деятельности им написано 107 сочинений и переводов. «Значение Евгения как историка-археолога и историка литературы, библиографа для своего времени состояло не только в том, что он личными своими трудами веес в историческую науку много новых, никому до него не известных материалов, дал лучшие образцы их издания и объяснения, оставил в своих исследованиях немало исторических соображений и объяснений, до сих пор принимаемых учеными, но еще и в том, что он своим влиянием на современных ему ученых, своими указаниями, советом, помощью, примером содействовал успехам этой науки, которая только что поднималась тогда на ноги и нуждалась в каждой свежей силе», - писал Д. Сперанский в 1885 году (на страницах журнала «Русский вестник»).

На примере Е.Болховитинова мы можем представить себе «портрет героя своего времени», эпохи Общества Русской Словесности… Каковы же нравственные уроки деяний Евфимия Алексеевича Болховитинова? Замечательный просветитель обогатил отечественную культуру поистине энциклопедическими изданиями. Назовем ведущие из них: «Краткое описание жизней древних философов» (1787); «Новая латинская азбука, содержащая, кроме обыкновенных начатков латинского языка, обстоятельное показание произношения и правописания, как древнего, так и нового» (1788); «Всеобщая хронология знаменитых мужей, прославившихся искусствами, науками, изобретениями и сочинениями во всем свете от начала мира до наших времен (1793 – 1795); «Новый опыт словаря о российских писателях» (1805 – 1806); «О славянских русских лириках» (1816); «Словарь о писателях духовного чина» (1818 -  1827); «Словарь светских писателей» (1838).

Уже сами названия научно-просветительских, нравственно-философских сочинений Болховитинова свидетельствуют о характере, направленности, содержательности его творческих исканий («О сокровенных и природных вещах», «О воздухе», Опыт о человеке», «О предрассудках», «О собственных именах у славян», «О старинной славяно-русской арифметике», «О русской церковной музыке», «О пособиях по изучению истории»).

Конечно же, в поле зрения образованного по инициативе Патриарха Кирилла Общества не  могут не оказаться такие личности, духовно-нравственные индивидуальности, как  Болховитинов. Он обогатил своими изысканиями многие научные направления и дисциплины в сфере философии, этики, богословия, истории, археологии, археографии, агиологии, палеографии, географии, статистики, естествознания, эстетики. «Это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории. Это был один из величайших собирателей, которые когда-либо существовали» (М. П о г о д и н).

Евфимий Алексеевич ревностно и неизменно отстаивал лучшие человеческие ценности, ратовал за терпимость, понимание сложности человеческой натуры («Все мы люди, все мы – человеки», - часто говаривал он). Вместе с тем ему было чуждо рабское преклонение перед иностранным. Он мечтал о создании энциклопедического свода о деятелях русской культуры и науки. «История писателей есть существенная часть литературы, потому что они составляют даже эпохи и периоды ее. Но знать писателей чужестранных есть посторонняя для нас честь, а не знать своих  отечественных есть собственный стыд наш. Отечество наше, недавно обогатившееся науками, давно однако ж имело своих писателей, и в некотором смысле период наш справедливее можем мы назвать возобновлением и усовершением, нежели новым введением наук в России. Чтоб увериться в этом, стоит только обозреть список древних и наших новых ученых…».

Чьи же традиции предстоит продолжать Н. Михалкову и  С. Говорухину, Ю. Полякову и Ю. Кублановскому, О. Добродееву, З. Прилепину, С. Шаргунову?.. Традиции, новаторство, преемственные связи…

Державинское «К портрету Михайла Васильевича Ломоносова» («Се Пиндар, Цицерон, Вергилий – слава россов, Неподражаемый, бессмертный Ломоносов. В восторгах он своих где лишь черкнул пером, От пламенных картин поныне слышен гром» 1779). Державинское  «Князю Кантемиру, сочинителю сатир» («Старинный слог его достоинств не умалит, Порок, не подходи! – Сей взор тебя ужалит». 1779). «Державинское «К силуэту Ивана Ивановича Хемницера» («Эзоп лампадой освещал; А басня кистию тень с истины снимала, - Лицом Хемницера незапно тень та стала, Котору в баснях он столь живо описал» (ок. 1791). Державинское «К портрету Капниста» («Надежда, ябеда – противные суть страсти: Та жалит, эта льстит чувствительны сердца. От зрителей сие самих зависит власти Украсить чьим венцом сей образ, их отца» (1798).

(продолжение следует)

Источник: Завтра
Все права защищены согласно российскому и международному законодательству. Copyright © 1999 - 2011 ООО "Компьютерные системы ЛКС". Авторские права на публикации принадлежат авторам статей. Ни один фрагмент сайта не может быть использован без предварительного разрешения правообладателя. Ссылка на сайт обязательна. Сайт создан и поддерживается А.А. Соколовым