27 мая – Всероссийский день библиотек. Приурочена эта дата ко дню основания в 1795 году первой государственной библиотеки в России – Императорской публичной библиотеки (ныне РНБ). Но история библиотек в России гораздо древнее. Одну из главных загадок средневековой Руси таит в себе пропавшая библиотека Ивана Грозного - Либерея (от лат. Liber – книга).
Первый царь Всея Руси был одним из самых жестоких правителей в истории. Вокруг его личности сложилось множество неподтвержденных легенд и мифов. Одной из них является тайна его библиотеки, спрятанная в подземных лабиринтах Кремля. В XX веке легендарную библиотеку искали не только ученые, но и многие российские политики. Либерея - один из самых грандиозных мифов о подземельях, достаточно заметить, что существует более 60 гипотез о ее местонахождении.
Эта легенда берет свои истоки в XV веке в Константинополе, в то время столице Византийской Империи и блистательном центре европейской культуры. Говорят, что одним из величайших сокровищ в городе была великолепная библиотека, в которой хранились бесценные шедевры древнегреческой и римской литературы. В 1453 году Константинополь пал под натиском турок-османов. Книжное собрание было вывезено в Рим, а затем в 1472 году переместилось в Москву, в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за московского князя Ивана III. Чтобы сохранить ее в деревянной Москве, печально славившейся пожарами, под Кремлем, а именно в подвале церкви Рождества Богородицы, был сооружен камерный бункер для книг. Строил бункер итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, специально приглашенный для этого в Москву. Однако уже в апреле 1473 года случился новый опустошительный пожар: выгорел весь Кремль, и книги лишь чудом уцелели.
Одним из подтверждений того, что библиотека действительно существовала, является упоминание "описи" библиотеки в "Сказаниях о Максиме Греке", известном ученом и переводчике, которого сын Ивана III Василий III привлек для работы с Либереей . "Отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны". Но и тут нет полной уверенности, так как многие историки подвергают эту запись сомнению, считая ее подделкой. Каким образом библиотека попала в распоряжение Ивана Грозного, неизвестно. Существует даже фантастическая версия о том, что царь охотился за Либереей. Возможно, библиотека частично была пополнена царскими посланниками, скупавшими книги в разных странах мира.
Как бы то ни было, Либерея всегда была любимым и лелеемым сокровищем Ивана Грозного. В какой бы дворец он не переезжал, от дворца царя Ивана всегда проводили тайный ход к библиотеке, дабы государь всегда имел возможность оказаться в хранилище и прикоснуться к заветным фолиантам. Списки, свитки и книги в библиотеке были на разных языках, но в основном на латыни, греческом и древнееврейском...
После победоносной Ливонской войны 1565-1566 годов царь пригласил в качестве переводчика пастора из Дерпта Иоанна Веттермана. Его слова приводит в своей "Ливонской хронике" Франц Ниенштедт (XVI век): "Книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах". Веттерману также часто приписывается авторство "Списка Дабелова", опубликованного в 1834 году немецким правоведом В. Ф. Клоссиусом в статье "Библиотека великого князя Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича". "Список" якобы был найден в 1822 году профессором Дерптского университета Х. Х. Дабеловым среди неопубликованных бумаг архива эстонского города Пярну. В нем перечисляется множество редчайших древних латинских и греческих сочинений, многие из которых до нас не дошли. Однако и здесь подлинность списка вызывала сомнения , так как Дабелов смог предоставить только копию, а оригинал загадочно исчез.
Исчезновение Либереи обычно относят к периоду после 1571 года, когда царь "удалился от мира" в Александровскую слободу. С того момента никаких свидетельств о библиотеке нет, хотя попытки найти предпринимались не раз. Ватикан, к примеру, согласно архивным документам в 1601 году даже засылал в Россию своих шпионов с заданием разыскать бесценную книжную палату. В "книжном шпионаже" в пользу Ватикана подозревали и отлученного митрополита Газского Паисия Лигарида, который прибыл в Москву в 1662 году.
Идеей Либерии зажегся и Петр I. В 1724 году по указанию Сената начались официальные поиски библиотеки. Их начали после показаний пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова. Ссылаясь на рассказ умершего дьяка, он описывал хранилище так: "Есть в Москве под Кремлем-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперек чепи в кольца проемные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решетки без затворов. А ныне тот тайник завален землею, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко". Копали дважды в пяти местах, но безрезультатно. Искали подземелья у Тайницких ворот на Житном дворе, на площади против Иностранной коллегии (там нашлись погреба), напротив колокольни Ивана Великого, у Цейхгаузской стены в Круглой башне, в Тайницких воротах… В существование тайного книгохранилища верил и Наполеон Бонапарт. В 1812 году, когда его войска вошли в Москву, он отдал приказ найти манускрипты седой древности в подвалах Кремля. Однако поиски французов не увенчались успехом: библиотеку не обнаружили и о ней забыли на долгие годы.
Очередной всплеск интереса к Либерее произошел лишь в конце XIX века. Палеограф и историк Н. П. Лихачев заявил, что свидетельствам Максима Грека и пастора Веттермана можно доверять, однако отверг "Записки анонима" и "Список Дабелова". Его поддержал историк И. Е. Забелин, однако он придерживался той версии, что Либерея существовала, но была безвозвратно утрачена во время большого пожара Москвы 1571 года. В конце концов, изыскания были проведены директором Исторического музея князем Н. С. Щербатовым. Одновременно с ним по личному поручению Александра III поиски проводил немецкий ученый Эдуард Тремер. И тоже впустую. В 1898 году русский историк и археограф С. А. Белокуров опубликовал монографию "О библиотеке московских государей в XVI столетии", в которой отрицал факт существования Либереи. В связи с его выводами "Журнал министерства народного просвещения" в 1899 году даже предложил "вопрос о царской библиотеке считать исчерпанным".
В начале XX века, на волне вновь вспыхнувшего интереса к библиотеке Ивана Грозного, ее поисками занялся археолог Игнатий Стеллецкий. Не найдя и следа книг в хранилищах Кремля, он решил, что мнительный царь опасался московского окружения и спрятал фолианты в Вологде, своей северной резиденции. Увы, и здесь его ждало разочарование. Стеллецкий искал Либерию в Александровской слободе, Коломенском, под Рязанью… И также безрезультатно. Не увенчалась успехом и работа его последователей, которая велась уже на исходе минувшего века.
Где же все-таки может находиться библиотека Ивана Грозного? Как уже упоминалось, существует около 60 версий местонахождения Либереи, причем некоторые из них простираются за московские пределы, например в Тверскую область. Существует предположение, что библиотека Ивана Грозного спрятана в музее-заповеднике Коломенское – бывшей царской вотчине. В ней Иван IV регулярно праздновал свои именины. Это сотни гектаров земли с церквями и постройками. По приказу царя в этом месте вполне могли устроить подземное книгохранилище. Немалый интерес вызывает и негласная столица Московского государства – Александровская слобода (сейчас город Александров во Владимирской области). Так что, территорию Александровского кремля вполне можно рассматривать, как место, где надежно упрятана в подземельях библиотека Ивана Грозного. Ну и наконец, город Вологда. Это северная царская резиденция. Иван IV жил здесь долгое время, планируя создать на этих землях оплот и столицу опричнины. При нем велось активное строительство Вологодского кремля. По ряду причин эти работы не были закончены, успели воздвигнуть только стены с башнями, соборный храм, а также дворец и церковь.
На протяжении уже более пяти веков тайна местонахождения библиотеки не дает покоя историкам, археологам и кладоискателям. Споры об исчезнувшей Атлантиде Ивана Грозного не утихают до сих пор.