От "Ямской слободы" до "Котлована"

16-08-2012 00:00

Сегодня – 113-я годовщина со дня рождения писателя Андрея Платонова

Наталья Корниенко.

Фото Виталия Черникова Историю изучения его наследия невозможно представить без той роли, которую сыграла Наталья Корниенко - член-корреспондент Российской академии наук, доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом новейшей русской литературы Института мировой литературы.

Ныне она руководит Платоновской группой и является главным редактором научного собрания сочинений писателя. Первый том, включающий ранние произведения писателя, созданные главным образом на воронежской земле, был выпущен ИМЛИ в 2004 году.

О том, какова сейчас ситуация с изучением и изданием платоновского наследия, мы с Натальей Васильевной беседовали в июне, в дни Международного Платоновского фестиваля.

- Что из себя представляет Платоновская группа?

- Это все мои ученики. Когда-то они закончили аспирантуру, защитили диссертацию по Платонову. Сейчас формируется новое поколение платоноведов.

Одной из главных задач для меня была смена направления в его научном изучении. Необходим другой способ отношения к писателю. Теперь нам важно понять, как и когда создавался тот или иной роман, что в это время происходило вокруг, на какие события автор откликался. Мы документируем историю создания произведения… И технологию, конечно.

Но не в том смысле, который вкладывали Борис Эйхенбаум и Виктор Шкловский. Меня интересует в изучаемом тексте любая правка. Все уцелевшие листочки, черновики, варианты. Иногда мы ошибались в датировке на десять лет. А нужно установить вплоть до месяца, вплоть до дня написания. Хотя в рукописи дата вообще может не стоять. Мы даже точное количество публикаций до сих пор не можем определить. Андрей Платонов написал столько, что работы нам и нашим последователям еще на ближайшие сто лет.

- И все же, Наталья Васильевна, когда мы увидим второй том научного собрания сочинений?

- Он запланирован на 2013 год. Хотя у нас еще имеются лакуны, которые предстоит заполнить. Второй том - самый зрелый Платонов: 1926-27 годы, дочевенгурский период. Новые материалы находим постоянно. Собрание готовят семь человек, и они распределены по определенным томам. Третий, в который войдет «Чевенгур», готовят двое. Четвертый (это конец 1928-го - 1932 год) выйдет, как и первый, в двух книгах. А возможно, и в трех: войдут туда "Котлован", "Технический роман", "Впрок", пьесы, сценарии, очерки...

- Года три назад вышла первая книга "Архива А.П.Платонова". Будет ли продолжение?

- В работе - вторая и третья книги. Вы не представляете, какие там будут интереснейшие материалы! Например, история завода в Ленинграде, который он посещал: люди, с которыми Платонов там познакомился, служили ему прототипами, например, при создании "Высокого напряжения".

Все абсурдистские моменты оттуда - например, когда герои выходят из комнаты и сразу попадают на завод, - получили объяснение. Оказывается, этот завод так расположен: инженеры жили внутри. Я впервые заинтересовалась этой темой, когда готовила комментарий к платоновским "Записным книжкам". Одна из них ввела меня просто в состояние шока.

Невозможно было понять, о чем идет речь, к чему относятся записи. По обрывкам заводской газеты "Полюстровский гигант" удалось определить контекст.

- Что-нибудь новое, прежде неизвестное из воронежского периода удалось найти после выхода первого тома собрания?

- У меня были сведения, что в домашнем архиве Андрея Платонова имелись отдельные номера "Нашей газеты" с публикацией написанного совместно с Михаилом Бахметьевым "Рассказа о многих интересных вещах". Готовя первый том, я просила дочь писателя Марию Андреевну найти их, но она не смогла. И все-таки есть газета с платоновской правкой - одну из глав он переделывал в рассказ.

Или такая находка. Мы всегда считали, что первая его публикация относится к 1918 году. Однако в архиве не так давно нашлась маленькая газетная вырезка с рассказом "Сережа". Он опубликован по старой орфографии - значит, вышел до конца 1917 года. Найденный "Сережа" вошел в первую книгу "Архива А.П.Платонова".

Иногда случается пережить состояние шока. Мы в свое время внимательно изучали ленинградскую "Красную газету". Тотально обследовали. Но что такое старая газета? Глаз может проскочить, когда не знаешь, что искать. А два года назад я работала над монографией, и мне понадобилась "Красная газета". Открываю - и вижу в вечернем выпуске очерк "Страна бедняков". Потрясающий текст начала 1926 года, посвященный, кстати, Воронежу. Очерк состоит из двух частей, опубликован в двух номерах. Одна часть была нам известна, по рукописи мы опубликовали ее в первом томе. Часть, названная "Родина", была совершенно неизвестна. А это блистательный текст.

- Насколько помню, далеко не все статьи воронежского периода вошли в научное собрание...

- Сейчас Елена Антонова, ответственный редактор первого тома, готовит монографию "Воронежский период творчества - биография и текстология". Приложением в будущую книгу войдут все воронежские статьи, которые удалось атрибутировать. Причем многие из них не подписаны. Готовим также книгу "Личное дело Платонова" - к сожалению, не успели к Платоновскому фестивалю, но осенью она должна выйти. Это факсимильное издание воронежских документов. Также войдет туда хроника жизни Платонова воронежского периода. Еще надеемся издать том платоновских писем: это первая попытка собрать их.

Мы нашли много новых, неизвестных прежде писем. И том получился объемный. Собираемся включить туда, кстати, и письма начинающим писателям, которые присылали свои произведения в "Воронежскую коммуну", "Воронежскую бедноту" и "Красную деревню", а Платонов на страницах газет публиковал отзывы. А потом будет, конечно, научное издание.

- Кстати, недавно я листал в архиве старые воронежские газеты и подумал: как жаль, что из всего обилия на их страницах уникального материала исследователями выуживается лишь то, что связано с публиковавшимся здесь Платоновым...

- Я работала недавно с архивом Союза писателей - человеческой жизни не хватит, чтобы прочитать все протоколы заседаний! Перелистываю сотни страниц в поиске упоминаний Платонова. И вдруг среди скучного мусора встречаешь его имя! Проблема в том, что Платонов в архивных описях никак не выделен.

Как формировались архивы Союза писателей, издательств, журналов? Материалы в той или иной папке, связанные с тогдашними литературными "генералами" - например, Павленко или Вишневским - выделялись особо. А Платонова никто не помечал. И в результате нам нужно тотально прочесывать архивы. Смотрела однажды папку по начинающим писателям - и нашла там его письма к Александру Фадееву.

- Поиск платоновских публикаций, вероятно, ведется похожим образом? - Закрепленные по определенному периоду исследователи изучают не только газеты, связанные с литературой. Приведу один пример. Когда я записные книжки готовила к публикации, приложением дала его очерки, рожденные на основе тех записей. Они были опубликованы по автографу. И Наталья Умрюхина, работающая над повестью "Впрок", нашла сокращенную версию одного из очерков в одном из специализированных изданий, связанных с деятельностью МТС. Платонов, в отличие от именитых коллег, сотрудничал и с подобными журналами.

- Часто ли датировал Платонов свои произведения?

- Очень редко. К сожалению, всего несколько вещей. "Ювенильное море", "Сокровенный человек", "Ямская слобода". Однако в первой строке научного комментария к тексту необходимо указать, каким годом он датируется. Приходится проводить расследование, собирать улики. Например, с 1932 по 1935 год он работал старшим инженером-конструктором. В архиве сохранились его документы, технические документы. В этот период он изобретал весы, и есть датированные чертежи.

Но тем же самым был занят и персонаж романа "Счастливая Москва". Платонов как только что-то начинал изобретать, это сразу попадало в текст. По дате на чертеже я могу точно сказать, когда этот сюжет попадает в роман. У Платонова промежутка не бывало.

- Вы упомянули, что "Чевенгур" выйдет отдельным томом собрания сочинений. Какова судьба рукописи этого романа?

- Еще "Чевенгуру", кстати, посвятим и одну из книг "Архива". С романом случилась вещь отчасти драматическая и комическая. Вдова автора Мария Александровна перед тем, как сдать автограф в Пушкинский дом, часть его вынула и оставила себе. Из-за этого позднее у исследователей родилась концепция о фрагментарности "Чевенгура". А на самом деле фрагментарным сделала его Мария Александровна. На данный момент шесть страниц автографа утрачено - очевидно, в новейшее время.

- Какова ситуация со "Страной философов", сборником исследований по проблемам творчества Платонова?

- Седьмая "Страна философов" вышла в декабре. Она посвящена театру Платонова, драматургии и кино. Получилось очень интересно. Вероятно, седьмой выпуск будет последним. Дело в том, что на подготовку "Страны философов" уходит очень много сил. Главное - издание собрания сочинений и "Архива Платонова". Приходится редактировать чужие статьи, тратить силы... А нас всего семь человек. Область киносценариев вообще неисследована. А он писал их с начала жизни до самого конца. И, безусловно, язык кино повлиял на язык прозы. Но так его и не пропустили в киносценарное сообщество.

- У него был какой-то особый интерес к кино?

- Безусловно, был. А еще это была форма заработка. Сценарии хорошо оплачивались. Сталин лично поддерживал кино, на создание фильмов выделялись немалые средства. Сценарий считался новой формой и жанром драматургии. Платонов много написал киносценариев. Мы даже точно не знаем, сколько.

Конечно, не все они были равноценны. Но для нас-то, конечно, ценно все созданное Платоновым! В 1936 году он много написал на железнодорожную тему. Один сценарий не берут, он пишет другую заявку и для нового сценария режет старый. И один и тот же текст гуляет до 1947 года. А исследователи не знали об этом и писали о блуждающем сюжете у Платонова. В результате перед нами встает проблема, как это все печатать. Но в то же время есть и очень совершенные тексты. Сценарии, представляющие язык кино, какого еще не было.

"Воодушевление" датировано 1936 годом, и его мог бы Феллини снять! И этому тексту тоже предшествовал какой-то другой сценарий. Некоторые мы не можем восстановить - остались одни куски.

- К своей прозе у Платонова такой же подход?

- Нечто похожее было с повестями 1931 года. Есть "Впрок", "Ювенильное море", "Технический роман" и "Котлован". Но над ними одна вершина - "Котлован", где нет ни одного лишнего слова. К этой повести Платонов возвращался, сделал вторую редакцию. А из "Ювенильного моря" взял фрагмент и написал на его основе рассказ "Стройматериалы и оборудование". И из "Технического романа" вынул главу и сделал "Родину электричества".

- Вы в Воронеже уже не впервые. Что дало вам для понимания Платонова знакомство с нашим городом?

- Я считаю краеведческий аспект базовым. Писатель приходит не из пустого пространства. Он появляется со своим пейзажем, со своими именами, со своей малой родиной - и она остается у него неизменной величиной. Хотелось бы, чтобы лингвисты говорили не о языке Платонова, а посмотрели говоры, что происходило тогда в языке. Воронеж - это же смесь, пересечение разных пластов. Думаю, что проходящий в Воронеже Платоновский фестиваль привлекает внимание к писателю. Воронежская реальность - то, что для нас важно. Она была очень важна и для писателя.

Беседовал Виталий Черников

Источник: газета "Коммуна" N119 (25947), 16.08.2012г.

Источник: Воронеж.ru
Все права защищены согласно российскому и международному законодательству. Copyright © 1999 - 2011 ООО "Компьютерные системы ЛКС". Авторские права на публикации принадлежат авторам статей. Ни один фрагмент сайта не может быть использован без предварительного разрешения правообладателя. Ссылка на сайт обязательна. Сайт создан и поддерживается А.А. Соколовым