[ГЛАВНАЯ] [ПОЛНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ] [ПЕРСОНАЛИИ] [БИЗНЕС] |
Разновидность мима, основанного на иронии жизни, часто встречается в русской бытовой сказке. Мы рассмотрим два примера: сказки "Жадный поп" и "Суд о коровах".
"Жил-был поп, имел большой приход, а был такой жадной, что великим постом за исповедь меньше гривенника ни с кого не брал; если кто не принесет гривенника, того и на исповедь не пустит, а зачнет страмить: - Экая ты рогатая скотина! За целый год не мог набрать гривенника, чтоб духовному отцу за исповедь дать, ведь он за вас, окаянных, богу молится!"
Один раз пришел на исповедь солдат и положил медный пятак. Поп взбеленился: - По блядям да по кабакам носить, небось, есть деньги, а духовному отцу одни грехи тащишь! Ты про эдакий случай хоть украдь что да продай, а священнику принеси, что подобает: заодно уж перед ним покаешься и в том, что своровал; так он все тебе грехи отпустит.
Солдат так и сделал - украл поповскую бобровую шапку, продал ее за 25 рублей, а священнику отложил гривенник и пошел в церковь.
- Ну что, принес гривенник? - спросил поп. - Принес, батюшка.
- А где взял, свет? - Грешен, батюшка, украл шапку да продал за гривенник. Поп взял этот гривенник и говорит: - Ну бог тебя простит, и я тебя прощаю и разрешаю.
Собрался поп домой уходить, хватился шапки, а ее нет. Пришел домой простоволосый и послал за солдатом.
- Ах ты, сукин сын, такой-сякой! Как смел ты уворовать у своего духовного отца? Ведь это смертный грех! - Да вы, батюшка, сами меня от этого греха разрешили и простили.
"Суд о коровах". В одной деревне жил-был поп да мужик; у попа было семь коров, а у мужика одна, но хорошая. Завистливый и жадный поп все думал, как бы ухитриться да завладеть коровой мужика. Однажды в церкви поп вышел из алтаря, вынес книгу, развернул ее и стал читать: - Послушайте, миряне! Аще кто подарит своему духовному пастырю одну корову - тому бог воздаст по своей великой милости: та одна корова приведет за собой семеро!
Мужик поверил попу и отдал ему свою корову. Целую зиму прожил мужик без коровы. Весной стали люди выгонять коров в поле, выгнал и поп своих. Вечером погнал пастух стадо в деревню. Пошли все коровы по домам, а корова, что мужик попу подарил, по старой памяти побежала на двор прежнего хозяина, а семеро поповых коров - следом за ней. Мужик говорит бабе: - Смотри-кась, ведь наша корова привела за собой целых семь. Правду читал поп: божье слово завсегда сбывается. А ты еще ругалась. Будет у нас теперича и молоко, и говядинка.
Поп хватился своих коров, пришел к мужику и говорит: - Зачем ты, свет, загнал к себе чужих коров? - Поди ты с богом! У меня чужих нет, а есть свои, что мне бог дал: это моя коровушка привела за собой ко мне семеро, как помнишь, батька, сам ты читал на празднике в церкви.
"Так поп и остался ни при чем, а мужик зажил себе припеваючи".
Как видим, в этих сказках характеристическая сторона развита довольно слабо: характер аладзона едва вырисовывается, а эйрона нет вовсе. Акцент в них сделан как бы на объективном процессе оборачивания, перевертывания в противоположную сторону того, что было задумано. И солдат, и мужик выполняют советы попов, но в этом нет никакой иронической уловки; просто обстоятельства складываются так, что попы-советчики остаются в накладе, а солдат и мужик богатеют, но это получается для них неожиданно. Носителем скрытой иронии выступают не солдат с мужиком, а сами обстоятельства, которые обнаруживают в расчетах прореху и подсмеиваются над хитромудрыми попами. В этой связи напомним о таких рассказах А.П. Чехова, как "Случай из судебной практики" или "Месть", которые построены по этой же модели. Но независимо от того, кто строит герою ловушку - эйрон или как бы сама действительность, обстоятельства, - результат получается один и тот же: насмешка над героем-хвастуном.
ПРИМЕЧАНИЯ
4. Русская сатирическая сказка. М.-Л., 1955
5. Русская сатирическая сказка. М.-Л., 1955
[ГЛАВНАЯ] [ПОЛНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ] [ПЕРСОНАЛИИ] [БИЗНЕС] |