[ГЛАВНАЯ] [ВИВЛИОФИКА] [ОГЛАВЛЕНИЕ] [БИЗНЕС] |
IX. |
Все православные Славяне вели летосчисление от сотворения мира, но рано появилось и летосчисление от Рождества Христова. Последнее у южных Славян было мало известно. Только в Боснии (жители которой были еретики богомилы) оно имело широкое распространение и в книгах, и в грамотах; его имеет старшая из дошедших до нас боснийская грамота 1189 г. Сверх того, в сербских печатных книгах XV — XVI вв., начиная с напечатанного в Цетине Октоиха 1494 г., —обыкновенно две даты — и от с.м., и от Р.X. Молдавия, имевшая живые связи с южною Россиею, также иногда пользовалась счетом от Р.X. Что до России, то старший намятник русского письма с датою от Р.Х. — договор смоленского князя с Ригою 1229 г., составленный на латинском языке по-видимому в Риге и потом переведенный на русский язык. Когда юго-западная Русь вошла в состав литовского государства, с великими князьями католиками во главе, в ней стало официальным летосчисление от Р.X.; начиная с XIV века, его мы очень часто видим в грамотах. Рядом с ним довольно долго держалось летосчисление от с.м.: оно почти постоянно в рукописях юго-западно-русского письма XV века (в Каменец-Стромиловском Евангелии 1411 года дата — от Р.X.) и первой половины XVI века; но ряд рукописей конца XVI века: Евангслие 1570 г., описанное Крыжановским, Сборник 1580 г. Публичной Библ., Измарагд 1593 г. Виленской Публ. Библ., следуют уже летосчислению от Р.X. Печатные книги юго-западной Руси конца XVI и всего XVII вв. (за немногими исключениями) имеют по две даты: между ними виленская Псалтырь 1573 г., острожская Книга о постничестве 1594 г., киевский Агапит 1628 г.; рукописи XVII в. нередко следуют примеру печатных издании. Москва, до второй половины XVII в. твердо держалась летосчисления от с.м.; счет от Р.X. в ней назывался счетом “по-римски”, “по-литовски”, “в польских числех”. Двойное летосчисление, и от с.м.. и от Р.X., еще редко в первой половине XVII в.; оно между прочим находится в переведенной с немецкого Воинской книге 1606 — 1607 г. (переводчики были, несомненно, немцы) и в печатном Евангелии 1606 г. (печатник Родишевский был родом, по-видимому, из южнои Руси); оно становится обычным в книгах во второй половине ХVII в.; документы его почти совсем не знают. Петр Великий указом от 20 декабря 1699 г. сделал официальным летосчисление от Р.X. |
Время между сотворением мира и рождением Христа у нас, как и у Греков, исчислялось разно. Обыкновенно цифра его лет определялась в 5508 (византийский счет). Но многие в Москве принимали цифру 5500 (александрийский счет). Геннадий, архиепископ новгородский в послании 1489 г., говоря о летосчислении, пишет: “у Латыны нашего больше осмию леты”. Здесь обычный счет названъ латинским. В статейке 1534 г. об отношении русского летосчисления к латинскому, принадлежащей едва ли не Максиму Греку, мы читаем: “по нашему русскому счету от создания Адамля до воплощения Христова лет 5500”. В псчатных Потребниках патриархов Филарета и Иоасафа говорится, что Христос родился в 5500 году по создании мира. В Сборнике гр. Уваровых № 1816 дата такова: “написася в лето от создания мира 7123, а от воплощения Сына Божия 1623, совершися месяца февраля 27”; она должна быть переведена на наш счет 16l5 годом. Во второй половине XVII в. известный Спафарий (родом Румын, но греческого образования) держался цифры 5500. Но в это время обычный счет получил преобладание, и наши старообрядцы держатся его, кроме впрочем федосеевцев (у них сохраняется цифра 5500). Не излишне упомянуть, что у нас были люди державшиеся цифры 5506 (но примеру некоторых отцов церкви); на нее указывает Дмитрий Толмач в послании к новгородскому apxиепископу Геннадию (конец ХV в.). Южные Славяне считали также разно, пользуясь в древности по преимуществу византийским счетом, но не избегая и алексапдрийского (ему следовал, несомненно, черноризец Храбр, давший в своем сочинении о славянских письменах год изобретения славянскоп азбуки 6363 = 863 г.), а в более позднее время, вслед за поздними греками, придерживаясь главным образом счета алексаидрийского. Дата, например, печатного сербского Служебника 1527 г. такова: 7027 — 1527 г. |
Все православные Славяне в древности начинали гражданский год с 1 марта. Можно предполагать, что они в этом следовали Грекам. В пероведенном с греческого Хронографе Амартола мы читаем: “тако и нами аще и 1-й (месяц) март чтеться, 8-й же октябрь обретаеться, а 10-й декябрь...”. В полных месяцесловах, как рукописных, так и печатных, находятся такие слова: “месяц март... сей первый есть в месяцех месяц...; сего ради от перваго числа его начало приемлют вси крузи солнечнии, и вруцелето, и високост” (= т.е. год, в конце которого прибавляется один день. И южно славянские, и pyccкие писцы XI — XIV веков держатся мартовского счета. Так, поп Упирь Лихый начал писать свою книгу Пророков в мае 1047 г. и кончил в декабре того же года (при сентябрьском счете 1047 год окончился бы 31 августа и декабрь принадлежал бы уже 1048 году). Остромирово Евангелие начато в октябре 1056 г. и кончено в мае 1057 г. (при сентябрьском счете октябрь и май принадлежали бы одному и тому же году). Толковый Апостол 1220 г. начат в августе 1220 г. и кончен в октябре того же года (при сентябрьском счете октябрь был бы уже 1221 г.). Pyccкие летописцы XII — XIV веков дают такие указания, что в употреблении ими мартовского счета не может быть сомнения. В Начальной летописи по Лаврентьевскому списку мы читаем, что в 6479 г. Святослав остался “зимовать” в Белобережье, “весне же приспевши”, в 6480 году, пошел “в пороги”. И так, с наступлением весны наступил следующий год. В той же летописи рассказывается о войне Олега Святославича с сыновьями Мономаха. Сообщив о том, что случилось после “Феодоровой недели” (т.е. первой недели великого поста), летописец прибавляет: “се же бысть исходящу лету 6604”. В Суздальской летописи находятся такие слова: Татары “взяша городов 14 во один месяц февраль, кончевающуся 45-му (= 6745) лету”. |
Церковь искони держалась сентябрьского счета, и праздновала церковное новолетие 1 сентября. Тем не менее значительная часть ее книг исстари связана с мартовским счетом. Исчисления Пасхалии (руководства находить день пасхи) ведутся с 1 марта. Богослужебные Евангелие, Апостол, Паремейник имеют на первом месте чтения в день пасхи. Триодь начинается с недели мытаря и фарисея, время которой находится в зависимости от времени пасхи. Но Церковный Устав следует сентябрьскому счету. В русском списке Устава XII в. мы читаем: “начатък (начало) сущих (настоящих) книг в пьрвый 1 (день) септября месяця есть; в тъ (тот) бо дьнь начатък всего лета (года) многых ради вин (причин) Грьком мьниться” (Греками признается). Минеи служебные и четьи, Торжественник, Пролог начинаются с 1 сентября. Так как летописцы были по большей части духовные лица и пользовались сообщениями по преимуществу также духовных лиц, то изредка у них попадаются известия с сентябрьским счетом. Так, в Киевской летописи по Лаврентьевскому списку мы читаем, что в 6634 г. в октябре митрополит Никита поставил одно лицо епископом, а “в то же лето” в марте умер. Ясно, здесь перед нами сентябрьски счет. Мы не знаем, когда именно и почему мартовский счет вытеснен сентябрьским из гражданского употребления. Писцы начала XV века следуют еще мартовскому счету, между прочими писец Русский Коломенской Палеи 1406 г. и писец Серб Книг Царств 1416 г. В конце жития препод. Сергия (Троицк. Лавры № 264) мы читаем дату: “в лето 6967, индикта б”, получающую наилучшее обяснение по мартовскому счету (см. ниже). Впрочем писец Лаврентьевского списка 1377 г. держится уже сентябрьского счета: он начал свою книгу в январе и кончил в марте одного и того же года. Несомненно одно, — что с конца XV в. до 1700 г. московская Русь признавала первым днем гражданского года 1 сентября. По Карамзину, введение сентябрьского счета последовало по постановлению московского собора 1492 г.; но наши источники не говорят об этом постановлении ничего ясного. |
Начало гражданского года 1 января тесно связано с летосчислением от Р.X.: где одно, там и другое. Оно было официальным в юго-западной Руси XV — XVII в. Везде, где мы встречаем двойное летосчисление — от с.м. и от Р.X., — второе из них следует январскому счету. |
Мартовский год (по Ундольскому, Кунику и друг.) отстает от январского на два месяца. 1902 январский год начался 1 января и кончился 31 декабря, а 1902 мартовский год начался только 1 марта 1902 январского года и кончился 28 февраля 1903 январского года. В виду этого, при переводе мартовского счета на январский, нужно иметь виду, что 10 месяцев (март — декабрь) имеют в мартовском и январском годах одну и ту же цифру года, а 2 месяца (январь и февраль) мартовского года имеют цифру январского года с прибавлением 1. Иначе говоря, переводя мартовский год от сотворения миpa на январский от Р.X., мы должны для 10 месяцев вычитать из цифры мартовского года 5508, а для 2-х меяцев — 5507. Предложенное правило теперь общепринято (возражения против него Хавского можно считать отвергнутыми). |
Сентябрьский год предшествует январскому на 4 месяца. 1902 сентябрьский год начался 1 сентября 1901 январского года и кончился 31 августа 1902 январского года. При переводе сентябрьского счета на январский следует помнить, что 8 месяцев (январь — август) имеют в сентябрьском и январском годах одну и ту же цифру года, а 4 месяца (сентябрь — декабрь) сентябрьского года имеют цифру январского года без 1. То есть, переводя сентябрьский год от с.м. на январский от Р.X., мы должны для 8 месяцев вычитать из цифры сентябрьского года 5508, а для 4-х месяцев — 5509. Предложенное правило основано, между прочим, на тех упомянутых выше датах XVI — XVII веков, где является двойное летосчисление Так, в печатной острожской Грамматике мы находим года 7095 и 1586, при месяце октябре; разница — 5509. В печатном московском Житии Варлаама и Иоасафа года 7189 и 1680, месяц сентябрь; разница также — 5509. Переводчик “Купели Душевной”, живший в Москве, датирует свой труд 7192 и 1684 годами, при месяце августе: разница — 5508. Если в нашем источнике нет указаний на месяц, то принято при переводе мартовского и сентябрьского годов на январский вычитать 5508 и таким образом допускать заведомую неточность. |
Кроме определения времени годами, у Славян (как и у Греков, как и на западе) было в большом употреблении определение времени индиктами. Им пользуются писцы книг в своих записях; его знают летописцы: грамоты сербских кралей (хрисовулы) обыкновенно имеют лишь индикт (с месяцем и числом), без года; грамоты литовских великих князей XIV — XV в. нередко датируются также однимъ нндиктом. Индикт — цикл в 15 лет, по сентябрьскому счету (т.е. с началом 1 сентября). При мартовском счете первый день года (1 марта) приходится как раз по средине индиктового года, и последний им делится пополам, “на полы”, как выражается однажды Начальная летопись (под 1096 г.). Так как сентябрьский год предшествует мартовскому на 6 месяцев и его цифра в первом его полугодии больше на 1 цифры мартовского года, то цифра связанного с сентябрьским счетом индиктового года для меяцев сентябрь — февраль не вполне соответствует цифре мартовского года, а имеет лишнюю 1. 7409 = 1901-му сентябрьскому году соответствует 14-й индиктовый год; оба эти года лишь во втором своем полугодии совпадают с 7409 мартовским годом, с первым его полугодием, второе же полугодие этого мартовского года соответствует уже 7410-му сентябрьскому году (т.е. 7409 + 1) и 15-му (= 14 + 1) индиктовому году. Иными словами — цифра мартовского года или (для месяцев март — август) соответствует цифре индикта вполне, или (для месяцев сентябрь — февраль) соответствует цифре индикта увеличенной на 1. В записи псковского Апостола 1307 г. мы находим 6815 год, месяц август, индикт 5; первому полугодию 6815 мартовского года соответствует 5 индикт. Запись о переводе Слов Афанасия Великого на ариан в Болгарии в списке 6415 г. индикта 14 (см. стр. 32) дает дату перевода — 6414 год и 10 индикт; первому полугодию 64l4 мартовского года соответствует 9 индикт; второму полугодию того же года соответствует уже 10 индикт; перевод сделан именно во втором полугодии 6414 мартовского года. Запись средне-болгарского Евангелия 1359 г. датирована 6867 годом и 13 индиктом; и здесь имеется в виду второе полугодие 6867 мартовского года. Но рядом с правильным (согласно изложенному) определением индикта, древние памятники дают нам другое, до сих пор не разъясненное: цифра индикта соответствует вполне цифре мартовского года во втором его полугодии, и меньше, чем следует, на 1 в первом полугодии. В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку мы читаем: “в лето 6813, индикта 2, месяца июня в 23” (мы ожидали бы 3 индикта). В записи Коломенской Палеи 1406 года дата следующая: 6914 год, месяц май, индикт 13 (мы ожидали бы 14 индикта) В записи сербской Книги Царств 1416 года дата такова: 6924 год, индикт 8 (нужен бы 9 или 10 индикт). |
Для oпpeделeния индикта, нужно цифру сентябрьского года от с.м. разделить на 15; остаток — цифра индикта (если в остатке 0, это укааывает на 15-й индикт). При мартовском счете от с.м. необходимо иметь в виду изложенное выше. Если мы имеем год от Р.X., мы должны к его цифре прибавить 3 и уже после этого делить на 15. Некоторые писцы в своих записях обозначяют не только год и индикт, но также вруцелето, круг солнца, круг луны и т.п. Например, писец псковского Апостола 1307 г. сообщает цифры года, индикта, года “пасхи законной”, круга луны, числа месяца, числа луны. Подобные данные заимствованы из пасхальных таблиц. |
Сверх собственно хронологических данных, для определения времени написания рукописи полезно пользоваться разнообразными фактическими указаниями, которые находятся в книгах. Это прежде всего — имена исторических лиц (князей, митрополитов и т.д.); само собою разумеется, нужно различать, говорится ли об этих лицах, как о живых. или как об умерших. Богослужебные книги, написанные в северо-восточной Руси, нередко имеют месяцесловы и другие списки свитых, как греческих, так и русских. Относительно многих русских святых нам известно, когда они были канонизованы, иначе говоря, когда началось празднование их памяти, и мы можем пользоваться этими датами. Если, например, мы находим в месяцеслове под 31 марта имя митрополита Ионы, а под 30 августа имя Александра Свирского, признанных святыми в 1547 году, значит, что рукопись писана не ранее 1547 г. Должно заметить, что отсутствие в месяцеслове имени того или другого или вообще святых, канонизованных в XVI в., не имеет решающего значения. В тех же богослужебных книгах, в тексте молитв и эктений, обыкновенно упоминается князь, великий князь или царь. Те из них, которые относятся ко времени до XVI в., имеют только князь, или великий князь; в тех, которые написаны во второй половине XVI в. и позднее, находится только царь; в книгах около половины XVI в. оба титула могут быть рядом. Богослужебные книги нередко говорят о московском митрополите, о новгородском архиепископе, об епископах разных епархий северо-восточной Руси. Эти книги должны быть относимы ко времени до 1589 г., когда московский митрополит получил титул патриарха, когда новгородский архиепископ сделался митрополитом, когда были основаны новые архиепископии и епископии. И богослужебные, и не богослужебные книги часто имеют в тексте имя Спасителя. Если оно написано в виде Iucус (а не Исус, Icус), то рукопись может быть относима только к времени патриаршества Никона или позднее. Конечно, форма этого имени Исус, Icус (и теперь употребляемая старообрядцами) не имеет значения для хронологии. Несколько мелких замечаний. В грамотах (изредка и в записях книг) севоро-восточной Руси ХVI — ХVII вв. обычно опущение цифры 7000 или . Мы читаем: в лето 50-е, в лето 150-е и т.п., вместо: в лето 7050-е, в лето 7150-е. |
В разного рода текстах после цифры года мы находим букву : в лето 7050-е и т.п.; эта буква, которая не что иное как окончание числительного порядкового, — при переписке легко снабжалась титлом и вследствие этого превратилась в цифру = 5 (как и на оборот, цифра легко теряла титло и принималась за окончание числительного). Отсюда недоразумения при определении даты, например, кончины препод. Сергия, значащейся в его житии: один список имеет ее цифру в виде = 6905, другие — в виде = 6900. Само собою разумеется, подобного рода недоразумение не всегда могут быть разрешены удовлетворительно. Писцы иногда были мало знакомы с редко употреблявшимися крупными цифрами и в них могли делать ошибки. Мы имеем, например, Хлудовскую Псалтырь № 2. Ее запись имеет даты и , т.е. 1212 и 1213 годы, совершенно несогласимые с ее молдавским письмом XV в. По-видимому, писец по ошибке употребил = 700, вместо = 900. Мы имеем в собрании гр. Уваровых сборник с записью: “написася книгы сия в лето року, писал многогрешный дьяк Василко”. Эта дата = 1390 г. не соответствует письму XV в. Надо полагать, писец ошибся в цифре сотен, и дата должна быть — 1490 г. Даже документы не свободны от ошибок в цифрах. Грамота галицкого старосты Оты пану Вятславу Дмитровскому, “под державою великого короля краковьского Казимира”, датирована так: “тысяча лет по Божьим рожестве лет и одно лето”, т.е. 1371 г. Между тем король Казимир умер в 1370 г. Можно догадываться, что писец грамоты по ошибке написал вместо = 60. То же, что о писцах, можно, кажется, сказать и об некоторых авторах. Иначе, как ошибкою, мы не в силах объяснить, например, дату убиения св. Вячеслава Чешского в древнем славянском сказании о нем — 6337, вместо 6437; автор употребил цифру = 300, вместо у = 400. |
А.И. Соболевский |
[ГЛАВНАЯ] [ВИВЛИОФИКА] [ОГЛАВЛЕНИЕ] [БИЗНЕС] |