[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]

Горошко Е.И.

ЕФЕКТИВНІСТЬ ПОЛІТИЧНИХ КОМУНІКАЦІЙ 2.0

 УДК 316.3 + 007 : 304 : 004.9

ЕФЕКТИВНІСТЬ ПОЛІТИЧНИХ КОМУНІКАЦІЙ 2.0: ЛІДЕРИ ПОЛІТИЧНИХ ПАРЛАМЕНТСЬКИХ ПАРТІЙ УКРАЇНИ
НА КАНАЛІ «ЮТУБ»

Горошко Олена Ігорівна, Чевордов Юрій Анатолійович
(м. Харків, Україна)


Стаття присвячена дослідженню політичних комунікацій у соціальному вебі, який отримав назву політики 2.0, що й склало об'єкт аналізу нашої роботи, а її предметом було обрано особливості використання каналу «Ютуб» українськими політиками. Основним методом дослідження став автоматизований кількісний аналіз. Мета дослідження – вивчити ефективність використання каналу «Ютуб» у політичних комунікаціях в Україні. Основні висновки: поряд із соціальними мережами відеохостинг каналу «Ютуб» є ефективним інструментом офіційного віртуального офісу політика, забезпечуючи йому постійний зв'язок із його аудиторією за умови вкрай низької собівартості самого ресурсу. Під час оцінки ефективності комунікацій на каналі можуть бути використані кількісні показники і їх пропорції як «коментар», «перепост» і «подобається/не подобається». Найпопулярнішим контентом на каналах українських політиків є новинний контент. Також політик, який мріє бути ефективним лідером, має бути в постійному діалозі з аудиторією каналу, а не безмовним споглядальником комунікативного процесу.
Ключові слова:політика 2.0; соціальні медіа; канал «Ютуб».


Those are two perfect examples of how YouTube is empowering average Americans to affect the political process like never before. That in turn is affecting the campaigns. The candidates don't have total control over their message any more, and that's forcing them to change the way they campaign.

CNN Political Editor
Mark Preston

1.Вступление
С повсеместным развитием интернет-технологий все больше коммуникаций из реальной жизни переходит в онлайн. Этот процесс захватывает все социальные практики: образовательные, научные, организационные. Затронул он и политику. Все больше политических партий и их лидеров создают свои виртуальные офисы или представительства в сети интернет, чтобы постоянно взаимодействовать со своим электоратом, используя самые разнообразные сервисы Глобальной паутины.
Однако с развитием социальных медиа (платформ, основанных на концепции развития интернета веб 2.0) процесс виртуализации политических коммуникаций стал глобальным и необратимым. В 2009 году в социальных науках появляется даже термин политика 2.0, который описывает все разнообразие использования инструментов социальных медиа в политических коммуникациях [1].
Чтобы понять воздействие социальных медиа на политические коммуникации, необходимо выяснить влияние на них нескольких факторов и показателей: численность интернет-аудитории участников процесса, особенности протекания самого коммуникативного процесса в этой среде, взаимосвязь между реальными и виртуальными политическими коммуникациями, особенности коммуникативного дизайна определенных сервисов социальных медиа и некоторые другие факторы. Особого внимания заслуживают коммуникации на видеохостингах, так как их популярность в использовании в политических коммуникациях постоянно растет [2], а их коммуникативный дизайн совершенствуется.
Поэтому объектом нашего исследования стали политические коммуникации в социальном вебе, а его предмет был обозначен как использование лидерами парламентских партий Украины канала
«Ютуб».
Цель исследования – изучить эффективность использования канала «Ютуб» в политических коммуникациях в Украине. Непосредственными задачами исследования стал теоретический и практический анализ использования политиками этого канала и эффективность его использования политическими лидерами страны.
2 .Базовым методом исследования был выбран количественный анализ каналов «Ютуб» с использованием программы SeeZisLab – сервиса аналитики и статистики «Ютуб»-каналов.
3 .Результаты и обсуждение. Использование сети интернет в мире постоянно растет. Так, на июнь 2017 года количество интернет-пользователей в мире составило 3,885,567,619 человек. Таким образом, больше половины (51.7 %) населения нашей планеты имеют доступ и пользуются Глобальной паутиной [3].
По Украине количество интернет-пользователей насчитывает 21 886 089 человек, то есть 49.3% украинцев используют интернет-технологии в повседневной жизни [4].
Также для понимания коммуникативных процессов, происходящих в социальных медиа, которые объединяются под термином коммуникация 2.0, очень важно установить, каким образом реализуются там коммуникации, каким именно образом используются коммуникативные инструменты социального веба, с какой целью, сколько людей приходит на тот или иной сервис, например, ежедневно, ежеминутно или в течение одного месяца, какой социальный портрет аудитории социальных медиа, а главное – как это все в итоге влияет на повседневную жизнь современного общества, так называемую социализацию виртуальности и виртуализацию реальности, которые являются взаимозависимыми процессами и проходят в современном обществе достаточно интенсивно [5].
Если же мы посмотрим, что в мировом интернете происходит за одну минуту, то через поисковик
«Гугла» делается 3.5 млн. запросов, в социальную сеть «Фейсбук» входят 900 000 пользователей одновременно, через мгновенные мессенджеры посылается 16 млн. текстовых сообщений, а через электронную почту их уходит уже 156 млн. На канале «Ютуб» за 1 минуту просматривается 41 млн. видео, и 452 000 сообщений (твитов) уходит через сервис микроблогов «Твиттер» [6].
Относительно Украины поведение интернет-пользователя в 2017 году выглядит таким образом: 85% «выходят» в онлайн каждый день, а статистика ежедневного использования интернета по возрастным группам следующая: до 25 лет – 98%, до 34 лет – 93%, до 44 лет – 83%, до 54 лет – 68% и 55+ лет –
72%.
При этом украинцы в интернете ищут необходимую информацию (55%), а 70% пользователей используют интернет для поиска информации о продукте перед покупкой. 22% пользователей пользуются как минимум двумя устройствами, подключенными к интернету. В среднем на одного пользователя приходится 1,2 устройства. Одновременно украинский интернет-пользователь 150 раз в среднем пользуется мобильным телефоном в день, а 35% украинцев используют смартфон и 42% поисковых запросов в
«Гугл» в Украине приходится на мобильные устройства, одновременно 22% просмотра видео на канале
«Ютуб» с телефонов и 72% украинцев до 35 лет используют смартфоны [Там же].
Поэтому мобильный интернет со смартфона превалирует в локальных коммуникациях 2.0.
Что делают пользователи мобильных устройств? По данным украинского информационного интернет-агентства AIN, пользователи «Уанета» почти каждый час проверяют электронную почту, активно ищут информацию (28% мобильных пользователей используют «Гугл» для поиска информации минимум 1 раз в неделю) и просматривают видео (78% людей смотрят видео с мобильных устройств). Для каких функций чаще всего используется мобильный телефон? Так, наиболее просматриваемые категории видеоконтента с мобильных устройств составляет: 52% – фильмы, 49% – новости и политика и 37%
– музыка. При этом 22% смотрят видео до 5-ти минут, 35% – до 5-10 минут и 49% – от 10-ти минут и выше [Там же].
Приведенные выше данные не могут не влиять и на процесс политических коммуникаций в социальных медиа в Украине, так как по ним видно, что почти половина интернет-аудитории страны интересуется политикой и почти все смотрят видео на канале «Ютуб».
Заметим, что одной из особенностей второго веба является то, что этот веб представляет собой сеть консолидированных платформ, где регулярно обновляется программное обеспечение, которое улучшается именно за счет рефлексии пользовательского опыта. На этом пространстве происходит постоянная конвергенция разного типа данных и сервисных услуг из разных источников и существует возможность постоянного смешивания (англ.: mash-up) данных, что создает сетевые эффекты от архитектуры участия в отличие от первого статичного веба, лишенного этих возможностей.
Таким образом, основное во втором вебе – это постоянная консолидация сетевых сообществ на основе обновления, обмена и апгрейда информации всеми членами сообщества, которые участвуют в этом процессе. И собственно во втором вебе высокий уровень интерактивности (постоянного «разговора между его участниками»), межличностные связи, персонификация и индивидуализация делают его эффективным инструментом в сфере политических коммуникаций, что предполагает, что участники коммуникации 2.0 могут выбирать самостоятельно с кем говорить, как и о чем, создавать сообщества по интересам и представлять себя так, чтобы быть наиболее действенно услышанными созданными ими же сообществами.
Говоря о коммуникации 2.0, необходимо обратить внимание и на то, каким способом наиболее эффективно управлять «мудростью толпы» (англ.: wisdom of crowd), когда интеллект самого продвинутого члена группы все равно ниже, чем коллективный разум [7], или этим патисипаторным полем, где все просьюмеры, т.е. одновременно производители и потребители информации [8], и что происходит с эффективностью коммуникаций именно когда адресат и отправитель как бы сливаются в одном лице.
Также считается, что на особенности протекания коммуникации 2.0 в политическом сегменте сети более всего влияет архитектура участия (англ.: architecture of participation) или патисипитарная культура (англ.: participatory culture), которая способствует развитию так называемой патисипитарно информациональной демократии (англ.: participatory information democracy) снизу, и потребность в смене организационного мышления, когда все стремятся участвовать на равных условиях.
При изучении особенностей использования сайтов политическими партиями были выявлены две тенденции:
• традиционное использование, когда сайт является дополнительным инструментом для размещения информации и агитации наряду с традиционными СМИ;
• когда партии используют в основном аккаунты в социальных медиа с целью не только размещения информации и агитации, но и для сплочения своих избирателей, их мобилизации, сбора денежных средств, выработки совместной повестки дня и постоянного виртуального разговора с электоратом [9].
И основная проблема – отследить насколько этих два конкурентных тренда уживутся вместе. В плане стратегии первый вариант более безопасный, однако второй при всех его рисках создает другой уровень интереса у электората, который приводит к большей заинтересованности в сотрудничестве с политической силой, большей вовлеченности в ее работу и способствует повышению лояльности к ней [Там же].
Поэтому, учитывая все положительные качества второго веба (его эффективность при низкой или почти бесплатной стоимости использования), политики стали интенсивно использовать все его разнообразные сервисы: социальные сети, блоги, виртуальные миры, видео-аудио хостинги, включая канал
«Ютуб». Во время подготовки к президентской кампании – 2008 в США сотрудники CNN даже изобрели выражение ютубификация политики (англ.: YouTube-ification of Politics) для описания этого тренда [2]. Что же представляет собой видеохостинг канала «Ютуб» ?
Собственно канал «Ютуб» – это сервис веб 2.0, предоставляющий услуги видеохостинга с возможностью комментирования и перепоста видеоинформации. Он позволяет своим подписчикам добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи, создавать личные или корпоративные каналы, сортировать нужные видеоматериалы определенным образом. Благодаря простоте и удобству использования канал «Ютуб» стал самым популярным видеохостингом и вторым сайтом в мире по количеству посетителей [10]. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги. Согласно статистике на 2017 год общее количество пользователей, использующих этот сервис, составляет около 1 500 000 человек, каждую минуту на этот сервис загружается 500 часов видео, а количество видеороликов, размещаемых каждый день на этом хостинге около 4 950 000 000. Ежедневно этот канал набирает около миллиарда просмотров, а количество уникальных посещений этого канала каждый месяц 900 000 000. Общее количество часов видео, просматриваемых на канале «Ютуб» за месяц, приближается к 3.25 миллиарда часов, а количество видеороликов, которые генерировали более 1 миллиарда просмотров на этом же канале, «подошло» к 10 113. Среди всех социальных медиа большего всего времени пользователи тратят на канал «Ютуб» – 40 минут (на «Фейсбук» тратят 35 минут, а на «Твиттер» – одну минуту). Относительно аудитории канала и ее демографических характеристик, то больше всего пользователей на канале «Ютуб» в возрасте от 34 до 45 лет – 26% и от 45 до 54 лет – 16%. Среди пользователей канала мужчины составляют 62%, а женщины – 38%. Процент посетителей канала «Ютуб», которые заходят не из США – 70%. 88 стран имеют локализованные версии канала «Ютуб», а коммуникативный дизайн видеохостинга (интерфейс) функционирует на 76 языках [11]. Видео с наибольшим количеством просмотров 829 000 000 – «Чарли укусил мой палец». Среднее количество просмотренных видеороликов в день около миллиарда, а среднее время, затрачиваемое на мобильную сессию на этом канале, – 40 минут [12].
Сервис канала также сопровождает каждое видео готовой HTML-разметкой для вставки видео на любые другие веб-ресурсы. Простая техника «скопируй-и-вставь» сделала распространение видео с канала «Ютуб» чрезвычайно популярным среди пользователей социальных медиа и других интернетсервисов, т.к. ссылку на видео можно вставить в HTML-код любой веб-страницы. Этой возможностью пользуются некоторые автоматические и полуавтоматические сервисы, например, «ВидеоРонк», представляя на одной странице 5 самых популярных видео с этого канала.
Скачивание видео с канала в настоящий момент доступно как с самого сайта «Ютуба» (при соответствующих пользовательских насторойках), так и с помощью специальных программ – загрузчиков (напр., SaveTube) и расширений для браузера (например, UnPlug или другие расширения для Firefox или дополнения для Opera). Некоторые менеджеры загрузок также могут сохранять видео с этого портала (например, Download Master). Сохраненное видео размещается в кеше браузера, а если ролик имеет большой размер, то в кеше может оказаться только его часть, которая просматривалась последней. Как правило, с роликами длительностью менее 15 минут такое не происходит [13].
Таким образом, обновленный «Ютуб» получил множество полезных дополнений. Основное из них – улучшенная интеграция с социальными сетями, в частности с «Гугл+» и «Фейсбук», а также акцентирование на каналах и расширении функциональных возможностей сервиса. В новой версии сервиса каналы, разделенные по тематике, расположены с левой стороны в отдельном столбце. Кроме различных категорий контента, здесь есть пункты «Тенденции», где отображаются популярные ролики из каналов
«Музыка», «Развлечения» (каналы можно добавлять в собственный список), а также «Популярные», где собраны самые просматриваемые ролики вне зависимости от тематики. В средней колонке отображается запрашиваемое видео, если оно просматривается не в полноэкранном режиме. Правая колонка отведена для отображения рекламы и рекомендуемых к просмотру видеороликов. Кроме того, на канале «Ютуб» появились новые шаблоны страниц, позволяющие сделать так, что ваша пользовательская страница отличалась от других пользователей (существуют опции индивидуальной настройки профиля).
Одновременно пользователи могут оставлять свои комментарии, оценивать чужие комментарии, добавлять аннотации и титры к видео, а также выставлять рейтинг просмотренным видео, если такую возможность им предоставил автор. Человек, загрузивший видео, также может запретить «встраивание» (англ.: embedding) своего видео на другие сайты, блоги и форумы. 15 июня 2010 года компания «Гугл» представила новую службу сервиса канала «Ютуб», которая позволяет редактировать видео прямо из браузера [Там же]. С помощью YouTube Video Editor теперь можно производить редактирование имеющихся в профиле пользователя видеороликов и применять аудиодорожки. Редактор видео позволяет производить с роликами нехитрые манипуляции, например: обрезка видеоряда или же объединение нескольких в один. Все монтажные операции с видеороликами осуществляются на основе загруженного пользователем видео. Доступна возможность предварительного просмотра в низком качестве, так как обработка данных происходит непосредственно на серверах каналах. После завершения обработки его можно опубликовать в нормальном качестве.
Заметим, что канал «Ютуб» стал настолько значимым явлением в медиамире, что c ним вынуждено считаться и современное телерадиовещание. Многие медиакомпании создают официальные профили на канале, осуществляя продвижение своей продукции через этот сервис. Ролики, обладающие статусом мема, нередко попадают в репортажи новостей. В июне 2007 года американским каналом CNN была осуществлена кампания по сбору вопросов от пользователей канала «Ютуб» для их обсуждения в межпартийных дебатах. Компания сразу же стала объектом ожесточенной критики с обвинениями в фальсификациях и цензуре. Другим примером обратной связи с пользователями сервиса может служить видеообращение телекомпании «Аль-Джазира», в котором её представитель пыталась выяснить мнения сообщества о возможности запуска новой службы на английском языке, созданной специально в рамках этого сервиса. Канал весьма привлекателен и для небольших независимых телекомпаний и телеканалов, пресс-служб, медиаагентств и прочее. Все перечисленное делает его очень популярным коммуникативным инструментов и при ведении политических кампаний и для продвижения политических лидеров и агентов влияния в современном политическом дискурсе [14].
В целом использование медиа при ведении политических кампаний имеет долгую историю. Так, первые телевизионные президентские дебаты произошли еще между Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном, и это положило начало использования видеотехнологий в политических коммуникациях. С этого момента любой политик должен был адаптировать под себя видеостратегии и убедиться, что, когда камеры будут включены, его внешний вид и поведение будут на должном уровне.
В 2008 году успешная президентская кампания Барака Обамы использовала сервис канала «Ютуб» прежде всего как инструмент политической рекламы и фандрайзинга. И именно с этой кампании Обамы обозначился переход политиков в сферу социальных медиа, в частности на канал «Ютуб». По мнению некоторых политологов, использование Обамой именно этого канала помогло привлечь в его сторонники молодежь США и мобилизовать её, что дало ему явное преимущество в борьбе за президентское кресло.
На выборах 2012 года Обама также продолжал использовать канал «Ютуб» в качестве нового и более эффективного, нежели традиционные медиа, улучшенного способа общения со своими избирателями. Перед началом кампании 2012 года штаб Обамы запустил 17-минутный документальный фильм под названием «Дорога, по которой мы путешествовали». Короткометражный фильм был доступен на всех аккаунтах президента Обамы в социальных медиа от «Твиттера» до «Ютуба», что резко увеличило число его сторонников. Тедди Гофф, «цифровой» директор штабы Обамы, утверждал, анализируя кампании 2008 и 2012 годов, что важность онлайн-видеоканалов в 2012 году еще более актуальна, чем в 2008 году. Даррел Уэст из Центра технологических инноваций в Институте Брукингса считает, что политику трудно быть убедительным только благодаря прямой рекламе. Но, если вы сможете заставить людей делиться видео, это добавит только необходимого доверия вашей кампании – и избиратели будут относиться к вам более серьезно [14; 15]. Онлайн-видео также создает непосредственную диалоговую площадку для людей, чтобы комментировать и обсуждать политическую повестку дня, и где политики могут гораздо четче понять, что думают избиратели об их том или ином политическом заявлении или поступке. Также использование канала «Ютуб» в сравнении с телевидением, например, с экономической точки зрения, является гораздо более ресурсосберегающей технологией. По словам политолога Джо Триппи, в онлайн-видеороликах кампании Обамы в 2008 году было просмотрено 14,5 млн. часов и это было практически бесплатно. Покупка аналогичного времени на телевидении стоила бы его кампании примерно в 47 миллионов долларов [Там же].
Онлайн-видео также обеспечивает более доступную платформу для людей, чтобы комментировать и обсуждать действия и слова политических лидеров. А политики также могут сами, а не через свои политические штабы или политтехнологов прочитать и понять, что рядовые граждане и их избиратели думают о них.
Учитывая вышесказанное, нами были проведены исследования, связанные с использованием лидерами политических партий Украины социальных медиа: сервиса микроблогов «Твиттер» и социальной сети «Фейсбук» [16; 17]. Однако, чтобы дополнить упомянутые исследования и для полноты понимания особенностей использования политическими акторами социальных медиа, мы провели также анализ сервиса видеохостнига «Ютуб». В качестве материала для анализа брались профили политиков, которые являются к сегодняшнему моменту лидерами украинских парламентских политических партий:
•Петра Порошенко, лидера партии «Блок Петра Порошенка» и Президента Украины;
•Арсения Яценюка, лидера коалиционной партии «Народный фронт» и бывшего премьерминистра страны 2014-2016 годы;
•Юлии Тимошенко — лидера партии «Батькивщина» и премьер-министра Украины 2005, 20082010 годы;
•Олега Ляшко — лидера Радикальной партии Украины;
Таким образом, по количеству прошедших в парламент страны партий в 2014 году было отобрано четыре профиля (как оказалось, у лидера партии «Самопомич»Андрей Садового нет своего канала на
«Ютубе», и мы исследовали только его виртуальное присутствие на других сервисах социальных медиа).
Для количественного анализа каналов «Ютуба» нами была использована программа сервиса аналитики и статистики «Ютуб»-каналов SeeZisLab, которая позволяет автоматически посмотреть ряд статистических параметров канала, а именно:
• определить коэффициент загрузки в рамках анализа видео на «Ютубе»;
• находить видеоблогера, наиболее популярного у определенной целевой аудитории;
• следить за ростом подписчиков канала;
• прослеживать коэффициент реакции на загруженную информацию;
• оценивать темпы развития аккаунта на канале;
• анализировать рейтинги видеоблогеров;
• анализировать статистику любого канала этого сервиса.
Таким образом, SeeZisLab – это один из инструментов для получения необходимой информации для анализа успешности работы канала и разработки полноценной стратегии его продвижения. С помо-

щью этой программы можно проверить данные по статистике канала на видеохостинге «Ютуб», а проверка подписчиков на «Ютубе» в онлайн-режиме позволяет определять реакцию аудитории на публикуемый материал, корректировать контент-план и график публикаций. Также анализ с помощью SeeZisLab помогает сформировать правильное понимание целевой аудитории и разработать стратегию продвижения канала, а количественная информация относительно просмотров видео на канале помогает оценивать востребованность информационного контента, оценивая с помощью конкретных показателей динамику его роста. Программа позволяет также автоматически создать перечень критериев оценки канала на «Ютубе», который включает следующие показатели: среднее количество просмотров на один видеоролик, равномерность просмотров, среднюю продолжительность видеоролика, глубину их просмотров, общее время всех видеороликов и всех плейлистов, сколько пользователей поделились в среднем тем или иным видео, среднее количество загрузок видеороликов по определенным тематическим группам, среднюю длину названия, среднюю длину описания, среднее количество ссылок в описании, среднее количество тегов в видеоролике и его названии, а также некоторые другие параметры.
Изучались все коммуникативные события на канале за указанный период: характер публикуемой политиком видеоинформации, её количество, частотность представления текстовой, аудио и видеоматериалов, информация, содержащаяся в профиле политиков, а также комментарии на посты других пользователей и их характер, включая ответы самих политиков на комментарии. Анализ проводился в августе 2017 года.
Для полноты представления политиков на канале «Ютуб» сначала было проанализировано их коммуникативное присутствие в социальных медиа в целом (см. таблицу №1).

Таблица №1. Присутствие лидеров политических партий Украины в социальных сетях

 

Количествоподписчиковнаканале политика

 

ПорошенкоП.А.

 
Яценюк А.П.
 
Садовой А.И.
ТимошенкоЮ.В.
 

ЛяшкоО.В.

Официальнаястраница

Личностныйпрофиль

Facebook
623100
343432
98737
133455
23269
225501
Google Plus
40275
47428
53
48325
Instagram
91700
1109
2289
113000
Twitter
1180000
698220
4698
263000
321000

Как видно по приведенной таблице, самый популярный политик в социальных медиа в Украине – это Президент Украины Петр Порошенко. Его любят пользователи «Твиттера», «Инстаграма» и «Фейсбука» больше всего. И только на «Гугл плюс» лидеры радикальной партии О. Ляшко и Народного фронта А. Яценюк опережают по количеству друзей П. Порошенко. Если проанализировать каждую сеть в отдельности, то по количеству друзей и последователей у политиков лидирует «Твиттер», затем «Фейсбук», менее популярны «Инстаграм» и «Гугл плюс». Из всех политиков меньше всего последователей в социальных медиа у лидера партии «Самопомич» Андрея Садового, у которого в «Инстаграме» и «Гугл плюс» вовсе отсутствуют профили. После президента страны большего всего читают профили О. Ляшко и А. Яценюка. Примечательно, что Ю. Тимошенко стала гораздо меньше публиковать информации на
«Твиттере» в отличие от 2010-2011 годов (до своего ареста), когда она была самым активным украинским политиком на этом сервисе микроблогов [18].
Далее по результатам анализа была составлена суммирующая таблица использования ими канала
«Ютуб» (см. таблицу №2).
Что касается использования лидерами сервиса «Ютуб», то тут возникает следующая картина: больше всего видео загрузил О. Ляшко, потом следует Ю. Тимошенко, затем А. Яценюк и самое незначительное количество видео содержится на канале Президента Украины П. Порошенко. У лидера партии
«Самопомич» Андрея Садового своего канала на «Ютубе» нет вовсе.
По количеству просмотров видео лидирует П. Порошенко, затем идут А. Яценюк, Ю. Тимошенко и О. Ляшко. Относительно равномерности просмотров роликов самый гомогенный показатель у О. Ляшко, а ролики на канале А. Яценюка одни из самых неравномерных при просмотре.

Таблица №2. Количественный анализ каналов лидеров политических партий Украины на канале
«Ютуб», проведенный с помощью программы SeeZisLab

Общее количествозагруженныхвидео

392
768
1600
3800

Всреднемпересмотровнаодновидео

13.5К
5.4К
2.4К
2.6К
Равномерностьпересмотров
34%
30.2%
56.7%
91.6%
Средняя длительностьвидео
03:30
06:13
08:30
06:26
Глубинапересмотров
01:14
02:16
02:41
02:32

Общее времявсехвидео

22:57:12

79:37:44

231:50:21

405:25:35

Всегоплейлистов
3
1
8
0

Всреднемподелились

3.4К
1.8К
840
948
Коэффициентзагрузки
2.3
3.8
4
11.3
 
Категории видео
Новости и политика
100%

99.22%

63.89%

97.69%

Общество
 
0.78%
0.06%
0.16%
Люди и блоги
 
 

35.43%

 
 
 
 
 
 
SEO
Средняядлинаназвания
90
131
84
101
Средняядлинаописания
139
270
255
942

Всреднемссылок вописании

0
0
1
0
Субтитры

N/A

4

N/A

N/A

Таймкоды
2

N/A

4

N/A

Всреднемтэговввидео

7
2
4
8

Теги вназванихвидео

0.46
0.36
0.55
0.57
Локализация

N/A

N/A

N/A

N/A

Языки локализации

N/A

N/A

N/A

N/A

Каналы,которыессылаются

2
3
4
2

Внешниессылки.Аналогичныеканалы

0
1
0
4

Анализ длины роликов показал, что самые короткие видео размещены на канале Президента Украины, а самые продолжительные – у Ю. Тимошенко (почти в 2.5 раза длиннее). Средняя продолжительность роликов на каналах О. Ляшко и А. Яценюка также в два раза дольше, чем у Президента Украины. Отсюда соответственно глубина просмотра – самая низкая у П. Порошенко, его ролики в среднем смотрят 1.14 минуты, а самая глубокая у Ю. Тимошенко – почти три минуты. При этом никого из лидеров парламентских партий страны не смотрят больше трех минут в среднем. Продолжительность всех роликов, выложенных на каналах политиков, напрямую связана с их количеством. Так, у О. Ляшко на канале загружено видео на 405 часов, а у Президента Украины П. Порошенко – приблизительно на 23 часа. Больше всего плейлистов имеет канал Ю. Тимошенко, а у О. Ляшко они вообще отсутствуют. Одновременно больше всего «шерингов» (перепостов) идет с канала П. Порошенко и А. Яценюка. Меньше всего делятся видео с канала Ю. Тимошенко.
Контент-анализ роликов, размещенных на каналах, был проведен с учетом трех категорий : «Новости и политика», «Общество и Люди» и «Блоги». Он показал, что у всех владельцев каналов преобладает политический и новостной контент от 100% как у П. Порошенко, до 64 % – у Ю. Тимошенко. Ролики об общественных проблемах есть, но у Ю. Тимошенко, А. Яценюка и О. Ляшко их количество менее 1%, а у Президента Украины их нет вовсе. Только на канале Ю. Тимошенко присутствуют ролики о других людях и блогах, около трети от всего пользовательского контента.
Анализ также показал, что самые длинные названия роликов на канале А. Яценюка, а самые лаконичные – на канале Ю. Тимошенко. Относительно их описания самые длинные у О. Ляшко (около 950 знаков), а самые короткие – у П. Порошенко (142 знака).
Субтитрами снабжены только ролики на аккаунте А. Яценюка. Политики также используют и достаточно усиленно хештеги, на каждое видео их приходится от двух как у А. Яценюка, до восьми как у О. Ляшко.
Проанализировав в отдельности каналы лидеров парламентских политических партий Украины, мы получили такую картину.
Анализ канала Президента Украины Петра Порошенко показал, что канал был зарегистрирован в апреле 2014 года и имеет 5 301 059 просмотров. Самым популярным видео на канале стал ролик «Родина Порошенків прийняла виклик IceBucketChallenge» (рус.: Семья Порошенко приняла вызов IceBucketChallenge) c 657 633 просмотров и 3 100 шерингами, популярними являются также видео
«Вшануймо пам’ять Героїв Крут» (рус.: Почтим память героев Крут) с 262 084 просмотрами и около 2600 перепостами, а также ролик «Підняття українського прапора над Слов'янськом» (рус.: Поднятие украинского флага над Славянском) с 185 286 просмотрами и 1 453 перепостами. Следующие места по

популярности занимают приветственные обращения Президента Украины к ее жителям. При этом интересно, что самые рейтинговые видео получают и достаточно большой процент антирейтинга (отметок
«не нравится»). Анализ показал также, что самыми непопулярными видео стали «Петро Порошенко є обраним Президентом України – ЦВК» (Петр Порошенко избран Президентом Украины) отметок нравится всего 4, а не нравится 10 (это одно из самых непопулярных, что нас несколько удивило, так как, казалось, ключевое выступление Президента Украины к ее согражданам должно пользоваться «спросом»), самое низкое количество просмотров на канале – 183, «Порошенко – Головнокомандувач Збройних сил України» (Порошенко – Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины) 252 просмотра и 111 «поделиться», «Звернення щодо ратифікації Угоди про вільну торгівлю з Канадою» (Обращение по поводу ратификации Украиной соглашения по поводу свободной торговли с Канадой) с 301 просмотрами. Примечательно, что у самых непопулярных видео и самый высокий антирейтинг, то есть количество «не нравится» превышает количество «нравится» (см. рис.№1).


Рис.№1. Результаты анализа канала Президента Украины Петра Порошенко на видеохостинге «Ютуб»

 

Что касается анализа комментариев на канале Президента Украины, то в целом их количество гораздо меньше в пропорции к количеству просмотров, что косвенно свидетельствует о том, что официальные ролики Президента Украины не вызывают большой дискуссии. Также количество отметок
«нравится» на канале Президента Украины превышает количество отметок «не нравится» (49 402 / 35 273). Также достаточно мало реакций на просмотры к видео (1.6%)
Анализ канала Арсения Яценюка – лидера партии «Народный фронт» и бывшего премьерминистра страны показал, что канал был зарегистрирован в сентябре 2013 года, и всего за этот период на канале было загружено 776 видео. Их просмотрело 4 200 200 человек, и среднее количество просмотров его роликов 540 000 со средней продолжительностью роликов около шести минут. Общее время всех видео, загруженных на его канале, составляет около 80 часов.
Контент-анализ канала Арсения Яценюка показал, что всего на нем было сделано 380 000 комментариев и поставлено 59 200 реакций «нравится /не нравится». При этом почти весь контент 99 % составляет новости и политика, и один процент посвящен общественным проблемам. Пользователи канала
«Ютуб» поставили каналу А. Яценюка 31 375 раз «нравится» и 27 847 раз «не нравится». Таким образом, соотношение отметок «нравится/ не нравится» 1 к 1.1. Интересно, что коэффициент соотношения
«просмотров к комментариям» составляет 0.091, то есть канал гораздо чаще смотрят без комментариев, что косвенно указывает на то, что людей он эмоционально не затрагивает.
Самыми популярными на канале А. Яценюка стали видео, где бывший премьер-министр страны показывает свое жилище («Арсеній Яценюк провів екскурсію у власному помешканні») с 821 572 про-

смотрами и с 1.000 «поделиться», «Звернення до громадян України, зокрема жителів півдня та сходу держави» (рус.: Обращение к гражданам Украины, особенно к жителям Юго-Востока страны) с 402 171 просмотрами и с 2 400 перепостами. Любопытно, что также самым популярным стало и видео с объявлением А. Яценюка о своей отставке с 240 143 просмотрами и 6003 шерингами.
Одновременно самыми непопулярными на канале были такие видео: «Як Америка подолала кризу? Чи прийнятний цей шлях для України?» (рус.: Как Америка преодолела кризис? Приемлем ли этот путь для Украины?) с 46 просмотрами и 21 перепостами, «Надання оборонювальної зброї стане потужним сигналом підтримки США територіальної цілісності України» (рус.: Предоставление оборонительного оружия станет мощным сигналом поддержки США территориальной целостности Украины) с 50 просмотрами и 41 перепостом, а также видео «Церемонія підняття кримсько-татарського прапора в Оттаві» (рус.: Церемония поднятия крымско-татарского флага в Оттаве) с 68 просмотрами и 44 перепостами.
При этом обращает на себя внимание очень высокий антирейтинг видео, размещенных на канале А. Яценюка. Так, только на самом популярном по просмотрам видео количество «нравится» превосходит «не нравится» 1.900 к 1 300 , по остальным пяти самым просматриваемым видео соотношение между «нравится» и «не нравится» следующее: 2.800 к 4.700, 600 к 3 700, 336 к 657, 338 к 884, 61 к 416 (см. рис. №2).


Рис. №2. Результаты контент-анализа канала Арсения Яценюка на видеохостинге «Ютуб»

Анализ канала лидера партии «Батькивщина» и одного из самых известных политиков страны Юлии Тимошенко представлен на рис.№3.
Анализ канала показал, что канал был зарегистрирован в 2009 году и всего за этот период времени было сделано 4 040 996 просмотров и загружено 1 7000 видео. На канал подписано 3 900 человек. В среднем на каждый ролик приходится 2 400 просмотра. Равномерность просмотров составляет 52.7. Ролики на канале достаточно длинные, их средняя длина составляет около 9 минут с глубиной просмотров в среднем на 5 минут. Общее время всех видео составляет 248 часов. На канале также находится 8 плейлистов с такими тематическими рубриками: «Социальная политика и тарифы» – 100 видео 16 видео,
«Объединение ради изменений» – 16 роликов, «Лучше будущее» – 22 ролика, «Экономическое развитие» – 71 видео, «Борьба с коррупцией» – 68, «Юлия Тимошенко относительно ЕС и НАТО» – 9 видео, теме «русской агрессии» посвящено 35 видео, а в рубрике «Время установить справедливость» находится 4 ролика. Таким образом, на канале Ю. Тимошенко больше всего внимания уделяется экономическим проблемам страны и борьбе с коррупцией.

 

Рис.№3. Результаты анализа канала Юлии Тимошенко на видеохостинге «Ютуб»

Проведенный контент-анализ канала показал, что всего на канале было сделано 5.6 000 комментариев и коэффициент комментариев составляет около 0.134 к количеству просмотров. При этом на канале было сделано отметок «нравится» 13. 777 и 3 370 «не нравится», то есть пропорция информации, которая «нравится» посетителям канала к «не нравится» составляет 4.2, что говорит о весьма позитивном восприятии информации на канале в целом. При этом контент канала распределяется таким образом:
«Новости и политика» от его контента составляет 63.05%, «Люди и блоги» – 36.29%, «Музыка» – 0.60% и «Развлечения» – 0.06%.
Относительно популярности видео на канале (т.е. в зависимости от количества его просмотров), то самыми популярными стали такие ролики: «Янукович може не тішитися – я повернуся в Україну» (рус.: Янукович может не радоваться – я вернусь в Украину) с 173 395 просмотрами и 237 144 раз этим видео поделились, «Звернення Юлії Тимошенко з приводу арешту» (рус.: Обращение Юлии Тимошенко по поводу ареста) с 163 098 просмотрами и с 658 253 поделиться, «Ситуація навколо Саакашвілі – один із прикладів знищення владою кожного українця» (рус.: Ситуация вокруг Саакашвили – один из примеров уничтожения властью каждого украинца) 109 533 просмотрами. Однако при анализе мы обратили внимание, что количество отметок «нравится /не нравится» под самыми популярными роликами минимально, или они отсутствуют вовсе.
Самыми невостребованными стали такие видео «Слід зруйнувати монополію політиків на управління країною» (рус.: Следует разрушить монополию политиков на управление страной) нет просмотров вовсе, «Влада забирає землю війною» (рус.: Власть забирает землю войной) с 11 просмотрами и «Юлія Тимошенко на телеканалі ICTV, "Свобода слова"» (рус.: Юлия Тимошенко на телеканале ICTV, "Свобода слова") с 13 просмотрами. Отметок «нравится /не нравится» на этих видео нет вовсе, и при проверке этих видео было обнаружено, что к моменту проведения анализа они были заблокированы в связи с нарушением авторских прав.
Что касается лидера Радикальной партии Украины Олега Ляшко, то он открыл свой канал в марте 2011 года и сейчас у канала есть 10 261 844 просмотра. Результат анализа канала О. Ляшко приведен на рис. №4.
На канале за период с его открытия и по настоящий момент было загружено 4 000 видео, среднее количество просмотров равно 2 600 просмотров на один ролик. Равномерность просмотра видео около 90 %, таким образом, ролики на канале О. Ляшко, в отличие от других политиков, смотрят достаточно постоянно. Средняя длина ролика на канале около семи минут, а глубина просмотра 2.12, что показывает, что ролики этого политика (как и других) до конца не смотрят. Общее время всех загруженных на канале видео составляет около 460 часов. Плейлистов на канале нет. В среднем каждым видео делятся 1 100 раз.

 

Рис.№4. Результаты анализа канала Олега Ляшко на видеохостинге «Ютуб»

Контент-анализ канала О. Ляшко приведен на рис.№5.


Рис. №5. Результаты контент-анализа канала Олега Ляшко на видеохостинге «Ютуб»

Так, за время существования канала было сделано 2 900 комментариев, таким образом, коэффициент комментариев на каждый ролик составляет 0, 29%.
Количество отметок на канале «нравится / не нравится» равно 49 600, при этом лайков стоит 43 654, а дислайков 5 966, таким образом, пропорция «нравится» к «не нравится» равна 7.3, что свидете-

льствует о том, что посетителям канала ролики на нем нравятся гораздо в большей степени, чем наоборот.
Проведенный анализ также показал, что самыми популярными видео на канале стали «Ляшко пригрозив депутатам смертною карою» (рус.: Ляшко пригрозил депутатам смертельным наказанием) с 106 254 просмотрами и 503200 этим видео поделились, «Ляшко: Ми посла ЄС у стружку переробимо і замість лісу вивеземо (рус.: Ляшко: Мы посла ЕС в стружку переделаем и вместо леса вывезем) с 78 914 просмотрами и с 23 550 «поделиться», «Ляшко: До Москви! До перемоги!» (рус.: Ляшко: На Москву! К победе!) с 71 582 просмотрами и 37 360 этим видео поделились на другие каналы.
Проведенный анализ также показал, что только на канале Ляшко самыми невостребованными стали видео не с ним, а с его заместителем по Радикальной партии в Парламенте Виктором Галасюком «Галасюк: Сильна економіка – спільна справа!» (рус.: Галасюк: Сильная экономика – общее дело!) с 35 просмотрами и 30 «поделиться», «Галасюк: Український аудит має бути незалежним!» (рус.: Галасюк: Украинский аудит должен быть независимым!) c 43 просмотрами и с 30 «поделиться», а также «Галасюк: Промисловість – єдиний сильний фундамент економічного розвитку!» (рус.: Галасюк: Промышленность – единственный сильный фундамент экономического развития!) с 44 просмотрами и 30 «поделиться», что косвенно говорит о том, что все же личный канал является именно средством больше личностного, а не корпоративного брендинга и не стоит его делать одновременно каналом своей политической силы.
Контент-анализ канала О. Ляшко выявил такие предметные рубрики: «Компьютерные игры», которые составляют 40.95% от содержимого канала, «Юмор» – 31.75%, «Развлечения» – 23.49%, «Люди и блоги» с 2.54%, а также «Путешествия и музыка» – 0.95%. В сравнении с каналами других политиков, контент канала О. Ляшко самый разнообразный.
4.Выводы
Основные выводы по проведенному исследованию могут быть сведены к следующему.
Наряду с социальными сетями видеохостинг канала «Ютуб» является эффективным инструментом официального виртуального офиса политика, обеспечивая ему постоянную связь с его аудиторией при крайне низкой себестоимости самого ресурса.
Формат видео продолжительностью от трех до шести минут является более популярным в политических коммуникациях украинских лидеров парламентских партий.
При оценке эффективности коммуникаций могут быть использованы количественные показатели и их пропорции как «комментарий», «перепост» и «нравится/не нравится».
Относительно контента наиболее популярными являются или программные ролики политиков, или связанные каким-либо образом с его личной жизнью (пример аккаунта А. Яценюка на канале
«Ютуб»).
Поражает, что украинские политики безмолвствуют со своим электоратом, никак не реагируя на комментарии к видео.
Одним наиболее позитивно оцениваемым политиков посетителями канала «Ютуб» является Олег Ляшко: его пропорция «нравится» к «не нравится» самая высокая.
Самым востребованным и популярным контентом на каналах украинских политиков является новостной контент.
При описании содержания видеороликов самые детализированные и длинные по количеству слов содержатся на канале О. Ляшко, самые же длинные названия получились на канале у А. Яценюка. В среднем видео украинских политиков смотрят около двух минут.
Чаще всего смотрят Президента Украины, реже всего – лидера партии «Батькивщина» Ю. Тимошенко.
Для повышения эффективности коммуникаций было бы хорошо, если бы видео были сделаны в трех-пятиминутном формате и политики участвовали в дискуссии со своим электоратам, а не находились в состоянии «монолога» с ними, когда посылается исходный мессидж, при котором реакция на него становится как бы неинтересной. В политических коммуникациях в социальных медиа крайне важно направление коммуникаций, куда идет ее направление: от одного ко многим, а далее уже между многими, оставляя политических стейкхолдеров молчаливыми наблюдателями развития политического диалога внутри электората, но никак не в открытом диалоге с лидерами.

Список літератури

1. Goroshko, O. (2010). "Politics 2.0: Global Perspectives and Local Realities", in Kashkin, V.B. (Ed.), Jazyk, Kommunnykacyja y Socyaljnaja Sreda [Language, Communication and Social Environment], Vol.8, Voronezh State University, The Aleinikov Printing House, Voronezh. pp. 64-104.

2. Turnšek, M. and Jankowski, N. W. (2008). Social Media and Politics: Theoretical and Methodological Considerations in Designing a Study of Political Engagement. Paper presented at Politics: Web 2.0: An International Conference New Political Communication Unit. Royal Holloway, University of London, April. pp. 17-18.
3. Internet Users in the World by Regions. June 2017 (2017). [Electronic resource] // Internet World Stats. – Electronic data. – Mode of acces : www.internetworldstats.com/stats.htm (viewed on November 20, 2017). – Title from the screen.
4. Europe. Internet Users in the World by Regions. June 2017 (2017) [Electronic resource] // Internet World Stats. – Electronic data. – Mode of acces http://www.internetworldstats.com/europa2.htm#ua: (viewed on November 20, 2017).
– Title from the screen.
5. Горошко, О. І. Гендерні аспекти інтернет-комунікацій : автореф. дис ... д-ра соціол. наук: 22.00.04 / Олена Ігорівна Горошко . – Харків : Б.в., 2010 . – 33 с. – на укр. яз.
6. Гук В. В інтернеті за одну хвилину. Жовтень 2017 (2017). Загружено: https://www.facebook.com/ photo.php?fbid=10207924800196732&set=a.2182684345497.83606.1798638829&type=3&theater. Проверено: 02.11.2017. Заголовок с экрана.
7. Surowiecki J. (2004). The Wisdom of Crowd. – New York: The Library of Congress. 335p.
8. Тоффлер Э. (2009). Третья волна / Элвин Тоффлер ; [пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др.]. Москва: АСТ. C. 434.
9. Vargo, Chris J. (2011). National Television News and Newspapers as Media Salience, Twitter as Public Salience: An Agenda-Setting Effects Analysis. The University of Alabama. Ann Arbor: ProQuest. Web. 21 Apr. 2015.
10. Топ-10 Самые лучшие и популярные сайты мира 2017 года (2017) Загружено: http://top10r.ru/292-top-10-samye- luchshie-i-populyarnye-sayty-mira-2017-goda.html. Проверено: 02.11.2017. Заголовок с экрана.
11. YouTube Spotlight (2017) // Social Blade Загружено: https://socialblade.com/youtube/user/youtube/monthly. – Проверено: 02.11.2017. Заголовок с экрана.
12. Кулеш С. YouTube Rewind 2016: Что смотрели на YouTube в 2016 году в Украине и мире (2016) // ITC.ua 08.12.2016 Загружено:http://itc.ua/news/youtube-rewind-2016-chto-smotreli-na-youtube-v-2016-godu-v-ukraine-i- mire/. Проверено: 02.11.2017. Заголовок с экрана.
13. Захарченко А. В. Видеохостинг YouTube. (2017) // Энциклопедический Фонд russika.ru. — «(МФА: [‘ju:tu:b] —
«ютуб» или «ютьюб»)». Проверено 3 ноября 2017. Заголовок с экрана
14. The YouTubefication of politics: Candidates losing control (2017) // Politics July 18, 2007 [Electronic resource]. – Electronic data. – Mode of acces: http://edition.cnn.com/2007/POLITICS/07/18/youtube.effect/index.html. Title from the screen.
15. Marco, A., Yupin, M. (2017). Handbook of Research on Citizen Engagement and Public Participation in the Era of New Media. – USA: IGI Global. – 503p.
16. Горошко, Е. И., Чевордов, Ю. А. (2016). Эффективность политических коммуникаций в социальных медиа (монографія). Lambert Academic Publishing House. – Saarbrucken, 108с.
17. Горошко Е., Чевордов, Ю., Журбенко Е. Твиттеризация политических коммуникаций или как и что твитят украинские политики // Новые коммуникативные технологии и современное белорусское общество; материалы Международной научной конференции, 11.-12.11.2017 г. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – С. 59-68.
18. Тимошенко оседлала Твиттер, а Тигипко – Фейсбук. Кто из политиков из соц-сетей не вылезает? (2013). Загружено: https://mediananny.com/novosti/22822/Timoshenko_osedlala_Tvitter a_Tigipko_-_Feijsbuk Kto_iz_ politikov_iz_sots-seteij_ne_vylezaet_ Проверено: 02.11.2017. Заголовок с экрана.


References

 

1. Goroshko, O. (2010). "Politics 2.0: Global Perspectives and Local Realities", in Kashkin, V.B. (Ed.), Jazyk, Kommunnykacyja y Socyaljnaja Sreda [Language, Communication and Social Environment], Vol.8, Voronezh State University, The Aleinikov Printing House, Voronezh. pp. 64-104.
2. Turnšek, M. and Jankowski, N. W. (2008). Social Media and Politics: Theoretical and Methodological Considerations in Designing a Study of Political Engagement. Paper presented at Politics: Web 2.0: An International Conference New Political Communication Unit. Royal Holloway, University of London, April. pp. 17-18.
3. Internet Users in the World by Regions. June 2017 (2017). [Electronic resource] // Internet World Stats. – Electronic data. – Mode of acces : www.internetworldstats.com/stats.htm (viewed on November 20, 2017). – Title from the screen.
4. Europe. Internet Users in the World by Regions. June 2017 (2017) [Electronic resource] // Internet World Stats. – Electronic data. – Mode of acces http://www.internetworldstats.com/europa2.htm#ua: (viewed on November 20, 2017).
– Title from the screen.
5. Goroshko, O. І. Gendernі aspekti іnternet-komunіkacіj : avtoref. dis ... d-ra socіol. nauk: 22.00.04 / Olena Іgorіvna Goroshko . – Harkіv : B.v., 2010 . – 33 s. – na ukr. jaz.
6. Guk V. V іnternetі za odnu hvilinu. Zhovten' 2017 (2017). Zagruzheno: https://www.facebook.com/photo.php?fbid= 10207924800196732&set=a.2182684345497.83606.1798638829&type=3&theater. Provereno: 02.11.2017. Zagolovok s jekrana.
7. Surowiecki J. (2004). The Wisdom of Crowd. – New York: The Library of Congress. 335p.
8. Toffler Je. (2009). Tret'ja volna / Jelvin Toffler ; [per. s angl. K. Ju. Burmistrova i dr.]. Moskva: AST. C. 434.

9. Vargo, Chris J. (2011). National Television News and Newspapers as Media Salience, Twitter as Public Salience: An Agenda-Setting Effects Analysis. The University of Alabama. Ann Arbor: ProQuest. Web. 21 Apr. 2015.
10. Top-10 Samye luchshie i populjarnye sajty mira 2017 goda (2017) Zagruzheno: http://top10r.ru/292-top-10-samye- luchshie-i-populyarnye-sayty-mira-2017-goda.html. Provereno: 02.11.2017. Zagolovok s jekrana.
11. YouTube Spotlight (2017) // Social Blade Zagruzheno: https://socialblade.com/youtube/user/youtube/monthly. Provereno: 02.11.2017. Zagolovok s jekrana.
12. Kulesh S. YouTube Rewind 2016: Chto smotreli na YouTube v 2016 godu v Ukraine i mire (2016) // ITC.ua 08.12.2016 Zagruzheno:http://itc.ua/news/youtube-rewind-2016-chto-smotreli-na-youtube-v-2016-godu-v-ukraine-i- mire/. Provereno: 02.11.2017. Zagolovok s jekrana.
13. Zaharchenko A. V. Videohosting YouTube. (2017) // Jenciklopedicheskij Fond russika.ru. — «(MFA: [‘ju:tu:b] —
«jutub» ili «jut'jub»)». Provereno 3 nojabrja 2017. Zagolovok s jekrana
14. The YouTubefication of politics: Candidates losing control (2017) // Politics July 18, 2007 [Electronic resource]. – Electronic data. – Mode of acces: http://edition.cnn.com/2007/POLITICS/07/18/youtube.effect/index.html. Title from the screen.
15. Marco, A., Yupin, M. (2017). Handbook of Research on Citizen Engagement and Public Participation in the Era of New Media. – USA: IGI Global. – 503p.
16. Goroshko, E. I., Chevordov, Ju. A. (2016). Jeffektivnost' politicheskih kommunikacij v social'nyh media (monografіja). Lambert Academic Publishing House. – Saarbrucken, 108s.
17. Goroshko E., Chevordov, Ju., Zhurbenko E. Tvitterizacija politicheskih kommunikacij ili kak i chto tvitjat ukrainskie politiki // Novye kommunikativnye tehnologii i sovremennoe belorusskoe obshhestvo; materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 11.-12.11.2017 g. – Novopolock: PGU, 2017. – S. 59-68.
18. Timoshenko osedlala Tvitter, a Tigipko Fejsbuk. Kto iz politikov iz soc-setej ne vylezaet? (2013). Zagruzheno:

https://mediananny.com/novosti/22822/Timoshenko_osedlala_Tvitter__a_Tigipko_-_Feijsbuk iz_sots-seteij_ne_vylezaet_ Provereno: 02.11.2017. Zagolovok s jekrana.

 

Горошко Елена Игоревна,
доктор социологических наук, профессор, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (г. Харьков, Украина)
Чевордов Юрий Анатольевич,
Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (г. Харьков, Украина)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ 2.0: ЛИДЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ УКРАИНЫ НА КАНАЛЕ «ЮТУБ»

Статья посвящена исследованию политических коммуникаций в социальном вебе, которые получили название политики
2.0 что и составило объект анализа этой работы, а ее предметом были избраны особенности использования канала «Ютуб» украинскими политиками. Основным методом исследования стал автоматизированный количественный анализ. Цель исследования – изучить эффективность использования канала «Ютуб» в политических коммуникациях в Украине. Основные выводы по проведенному исследованию: наряду с социальными сетями видеохостинг канала «Ютуб» является эффективным инструментом официального виртуального офиса политика, обеспечивая ему постоянную связь с его аудиторией при крайне низкой себестоимости самого ресурса. При оценке эффективности коммуникаций на канале могут быть использованы такие количественные показатели и их пропорции: «комментарий», «перепост» и «нравится/не нравится». Самым востребованным и популярным контентом на каналах украинских политиков является новостной контент. Анализ также показал, что если политик хочет бать эффективным лидером, то он должен быть в постоянном диалоге с аудиторией канала, а не устранятся от коммуникаций с нею.
Ключевые слова: политика 2.0, социальные медиа, канал «Ютуб».

Goroshko Elena Igorevna
Doctor of Sociological Sciences, Professor, National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute» (Kharkov, Ukraine)
Chevordov Yuri Anatolyevich
National Technical University «Kharkiv Polytechnic Institute» (Kharkov, Ukraine)

EFFICIENCY OF POLITICAL COMMUNICATIONS 2.0: LEADERS OF POLITICAL PARLIAMENTARY PARTIES OF UKRAINE ON THE YOUTUBE CHANNEL

The article depicts the study of political communications in the social web, coined politics 2.0 that presents the object of research with its subject to reveal and formalize the particularities in use of the YouTube channel by Ukrainian politicians. The automated quantitative analysis is chosen as the main method of research. The research objective is to study the effectiveness of YouTube channel in political communications in Ukraine. The main results obtained: simultaneously with social networks, the YouTube channel presents an effective tool of the official virtual office of the politician, providing him with a constant connection with his audience at the extremely low cost of the resource itself. When assessing the effectiveness of communications on the channel, such quantitative indicators and their proportions as "comment", "re-post" and "like / dislike" can be used. The most popular content on the Ukrainian politicians profiles is news content. The analysis also reveals that if a politician wants to be an effective leader, then he should be in constant dialogue with his/her audience, and not be mute with its citizenry.
Key words: politics 2.0; social media; YouTube channel.
 

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]