[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]

Горошко Е.И.

Политический блоггинг в глобальной и локальной перспективах

Статья опубликована у Віснику Одеського національного університету. Сер. «Соціологія і політичні науки». – Одеса, 2009. – Т. 14, вип.13. – с. 335-345.

 

УДК 316.774

В статье рассматривается социальная практика политического блоггинга и роль сети Интернет в усилении эффективности политических коммуникаций, происходящих как в национальном, так и международном масштабах. Описаны основные тенденции развития политической блогосферы как Рунета, так и Инета.

Ключевые слова: киберполитика, блоги, Интернет, политические коммуникации

 

Блоги (от англ.: web-log (веб-журнал)) впервые появились в США и получили распространение как индивидуальные сетевые дневники, в которых можно обсуждать то, что интересует автора и его друзей-подписчиков (френдов). Существует до восьми разновидностей блогов, однако в русскоговорящем секторе Интернета наиболее популярным форматом блога является сервис Живого Журнала (ЖЖ).

Что представляет собой блог?

Блог – это достаточно часто обновляемая и модифицированная веб-страница, состоящую из датированных записей (комментариев), расположенных в обратном хронологическом порядке. Считается, что на этой странице должен присутствовать архив записей, календарь, лента френдов и т.д.

Отличительными структурными характеристиками блога как коммуникативного сервиса являются:

Как коммуникативный сервис сети Интернет блоги (или сетевые дневники) являются одной из относительно новых и популярных услуг широкополосного второго веба или веб 2.0, т.е. такой разновидности сайтов, на которых контент создают сами пользователи, доступ к контенту не зависит от количества пользователей и обновление контента происходит без перезагрузки компьютера [1].

Необычная популярность блога как ещё одного коммуникативного сервиса Сети, которая усиливается экспоненциально в течение последних нескольких лет, объясняется не только доступностью и дешевизной необходимого для его создания и функционирования программного обеспечения и простотой работы с ним, но также и уникальной социальной ролью блога в различных коммуникативных практиках, протекающих в Интернете (политической, образовательной, научной, медийной и т. д.) или отчасти реализуемых с его помощью [2], что, по мнению ряда ученых, позволяет говорить о блоггике как ещё одной форме социальной практики [3; 4]. Вероятно, этому отчасти способствовал тот социально-трансформационный потенциал, которым обладает этот формат коммуникации, и усиливающаяся демократичность Сети в целом.

Среди электронных медиа блоги рассматриваются как мощные альтернативные и независимые источники информации, новостей и средство выражения общественного мнения. Сегодня в политике практически ни одна крупная избирательная кампания (например, в США) не обходится без привлечения блоггеров и блогов как средств получения и распространения информации и формирования нужного политического имиджа, а также в целях отбора и консолидации своего электората [5]. На уровне межличностного общения, человек использует блог, прежде всего, как средство самовыражения, для создания нужного образа и в целях личностного самосовершенствования, а одна из самых знаменитых исследователей блогосферы Ребекка Блад полагает, что блог делает людей более внимательными, критичными и профессиональными наблюдателями окружающего их мира [6].

По сути, блоги стали творческим или концептуальным развитием сервиса интернет-форумов в сторону их большей индивидуализации, приватности, расширения прав и возможностей отдельных интернет-пользователей. По-видимому, популярность блогов связана с возросшим стремлением современного человека к самовыражению, к самостоятельному формированию своего круга общения и выбора источников информации. Блоги просто предоставили для этого удобные технические возможности. Их использование позволяет быстро создавать новые социальные сети - блогосферы - сообщества по интересам, увлечениям и симпатиям, которые не ограничены государственными границами. В блогах возникают мнения, формируются и ниспровергаются авторитеты, обсуждаются новости и рождаются слухи. К настоящему моменту они стали одними из наиболее эффективных манипулятивных инструментов общественного мнения [7; 8; 9].

По данным сервиса Technorati социально-демографический портрет мировой современной блогосферы выглядит таким образом: самыми активными блоггерами являются лица от 25 лет и старше. Женщины чаще ведут личные блоги, а мужчины – профессиональные (83% к 76% и 38% к 50% соответственно). Среди мужчин неженатые блоггеры встречаются чаще, чем среди женщин-блоггеров (36% к 29%). Также среди блоггеров-мужчин выше процент блоггеров, работающих полный день (англ.: employed full-time) [10].

Русскоязычные дневники к настоящему моменту составляют 5 % от мировой блогосферы. К марту 2009 года количество блогов в русскоязычном Интернете насчитывается свыше 7.4 млн. (из них 6,9 млн. приходилось на ЖЖ). Каждый день в блогах появляется уже более 200 тыс. постов и более 450 тыс. комментариев. Абсолютное число активных блогов (таких, которые содержат хотя бы пять записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца) с 2008 по 2009 год выросло с 760 тысяч до 890 тысяч. 70% всех русскоязычных блогов и 76% активных блогов расположено на четырех сервисах: LiveJournal.com, Blogs.Mail.ru, Ya.ru и LiveInternet.ru. По посещаемости лидирует хостинг LiveJournal.com, второе место - у LiveInternet.ru, третье — у Blogs.Mail.ru. В течение последнего времени посещаемость основных блогохостингов растёт довольно быстро, при этом количество активных блогов (часто обновляемых блогов с комментариями) увеличивается крайне медленно. На Twitter.com доля активных блогов гораздо выше, чем на всех остальных блогохостингах — 80 % [11].

Около 80% владельцев русскоязычных дневников живут в России, остальные - в ближнем и дальнем зарубежье. Всего в русскоязычной блогосфере существует более 500 тысяч сообществ, однако активно функционирует из них лишь 25%. По данным агентства TNS, за март 2009 самый посещаемый блогохостинг стал LiveJournal.com со среднемесячной аудиторией 8,7 млн. человек. На втором и третьем местах — LiveInternet (5,6 млн. человек в месяц) и Blogs.Mail.Ru (4,7 млн. человек в месяц). Доля активных блогов продолжает снижаться — сейчас их количество составляет всего 12 %. Каждый день блоггеры создают около миллиона записей на русском языке — около 300 тысяч постов и около 700 тысяч комментариев. Средняя длина поста — 101 слово. Средний заголовок состоит из двух-трех слов, а 5,5 % записей вообще не содержат слов, а почти половина (49 %) всех постов содержит как текст, так и и изображения в виде рисунков, фотографий и смайликов. На некоторых блогохостингах вместо смайликов автоматически подставляются картинки (графические смайлики), и многие блоггеры могут и не подозревать, что вставили в свою запись изображение. Видеоизображение содержится всего в 4 % постов [Там же].

Групповые блоги обновляются чаще индивидуальных: посты появляются в 1,3 раза чаще, а комментарии — в 2,1 раза чаще.

Большинство посетителей блогов – это читатели, их примерно в 30 раз больше, чем активных блоггеров. Среди пишущих выделяются две категории: люди, которые оставляют только записи (26 %), и люди, которые оставляют только комментарии (21 %). Эти две категории не пересекаются. Остальные 53% пишут и посты, и комментарии. На большинство дневников подписано достаточно небольшое количество блоггеров. В среднем личный блог читает 18 человек, а размер сообщества блоггеров насчитывает около ста человек. Только у 2 % блоггеров больше ста друзей, и у 0,2% блоггеров — больше 500. На самые популярные блоги (более 5000 друзей) подписано более 558 тысяч человек, что составляет 8 % всей блогосферы Рунета. У мужчин больше друзей (френдов), чем у женщин; с возрастом количество друзей растет. Больше всего друзей в среднем у ЖЖ-блоггеров. Меньше всего — у блоггеров с Mail.ru, всего около 7 человек. В сообщества блогосферы как и в личные блоги больше всего пишут ЖЖ-блоггеры [Там же].

Портрет среднестатистического блоггера рунета за последние три года практически не изменился – это, по-прежнему горожанка (жительница столицы) в возрасте около 22 лет, имеющая около 18 человек в френдленте. Она активно участвует в 10 сообществах и ведёт свой блог около двух лет. Средний возраст мужчины-блоггера, имеющего ЖЖ на Ya.ru или LiveJournal, двадцать шесть лет [Там же].

Замечено, что активность блоггеров увеличивается с возрастом. Больше всего записей содержат блоги авторов в возрасте от 45 до 54 лет. Эти же авторы лидируют по количеству написанных и полученных комментариев. Женщины больше пишут в блогах, а мужчины - чаще комментируют [Там же].

Что касается политической блогосферы, в США, например, где киберполитика как форма социальной коммуникации получила наибольшее развитие, политические блоги постоянно читают 9% зарегистрированных американских избирателей. Как правило, читатель политических блогов - это мужчина 43 лет, его уровень дохода примерно в два раза превышает средний уровень доходов по США. Было установлено, что 18% жителей США, читающих политблоги, сами ведут дневники, 36% из них используют свой блог для того, чтобы влиять на общественное мнение, а 61% читателей блогов в 2004 году жертвовали деньги политикам, участвовавшим в президентских выборах [12].

Из читателей политических блогов - 75% мужчин и 25% - женщин, 36% из них использовали свой блог для того, чтобы влиять на общественное мнение. При этом 37% американцев, читающих политические блоги, одновременно называли просмотр политических телепередач "бессмысленной тратой времени" [Там же; см. также 9]. А вот по данным опроса, проведенного компанией Harris Interactive, 22 % американцев читают политические блоги несколько раз в месяц или чаще, 56 % опрошенных заявили, что никогда не читают политических блогов и еще 23 % заявили, что делают это несколько раз в год. Этот же опрос показал, что, хотя среди молодых американцев больше активных интернет-пользователей, только 19 % людей в возрасте от 18 до 31 года и 17 % людей в возрасте от 32 до 43 лет читают политические блоги регулярно. Наибольший интерес к блогам на политические темы демонстрируют представители старшего поколения, больше всего постоянных читателей таких блогов среди опрошенных старше 63 лет.

Следует отметить, что интерес к политическим блогам не связан с политическими взглядами американцев: доля республиканцев, демократов и неопределившихся избирателей примерно одинакова среди читателей блогов [13].

В президентской кампании 2008 года Барак Обама достаточно эффективно использовал свой блог, а также видеоканал YouTube, электронную почту и социальную сеть Facebook для завоевания и консолидации нужного ему электората. Сейчас президент США продолжает свою связь с электоратом через сервис Twitter.com, где постоянно публикуются короткие сообщения президента свои согражданам. Из политических блогов одним из самых влиятельных в мире считается The Huffington Post [14].

Однако со стороны различных государств отношение к блогам достаточно противоречивое. С одной стороны, власть активно идет в киберполитику. Так, как в США, так и в СНГ ключевые политики становятся блоггерами (Б. Обама, В. Ющенко, А. Яценюк, Д. Медведев, В. Жириновский, С. Миронов). С другой стороны, например, в Китае блоггерство находится под жестким государственным контролем, как собственно и весь Интернет. В России также учащаются случаи привлечения блоггеров к юридической ответственности за размещаемую в блогах информацию. В США Федеральная комиссия США по выборам (FEC) в 2005 году стала инициатором публичных слушаний по вопросу о контроле за блоггерами, обсуждающими в Интернете политическую ситуацию во время предвыборных кампаний. Часть общественности и ряд представителей комиссии полагают, что блоггерские сайты в Интернете могут становиться источником информации, распространение которой нарушает информационные и политические ограничения, налагаемые на кандидатов. По их мнению, персональные блоги могут использоваться для распространения компрометирующих материалов и иных форм дискредитации политических оппонентов. В комиссии также указывали на случаи, когда пиар-акции популярных блоггеров в поддержку тех или иных кандидатов оплачивались представителями избирательных штабов. В связи с этим, федеральная комиссия США предлагала внести поправки в законодательство, которые бы обязывали блоггеров соблюдать определенные правила в ходе описания относящихся к выборам событий [Там же].

Необходимо заметить, что роль сети Интернет в увеличении политических свойств и качеств политических процессов отчасти обусловлена сущностными особенностями этой среды:

Таким образом, Интернет (в особенности с приходом второго веба и возможностями пользовательского создания контента) становится тем холодным средством массовой информации по М. Маклюэну, которые делают интернет-аудиторию непосредственно сопричастной к происходящим вокруг жизненным событиям (включая политические), или же создают иллюзию таковой [16].

Соединение этих свойств среды с методами оффлайнового информационного воздействия предоставляет новые возможности для политической трансформации информационного пространства, в силу того, что плотность пространства зависит от объема информации и интенсивности информационного обмена между всеми его участниками [Там же; 17]. Это пространство (политический сегмент Сети) измеряется количеством и качеством политического контента, количеством людей, пользующихся им и прочее.

Блог в политических сетевых коммуникациях одновременно исполняет как информационную функцию (генерирование контента и упорядочивание информации в сети Интернет), так и ряд других функций (коммуникативную, консолидирующую и прочее).

Блог часто служит испытательной платформы для тех или иных политических манипуляций или проверке определенных идей и концепций.

Часто он служит альтернативной площадкой для выражения оппозиционного мнения, когда практически все другие виды медиа (телевидение, газеты, радио) становятся недоступны оппозиции (например, политическая ситуация в России или Белоруссии).

К исключительно политическим функциям блогов можно отнести следующие: политико-мобилизационную функцию (включая консолидацию или организацию нужного электората, проведение флэш-мобов, разнообразных политических акций); политико-имиджевую и политико-рекламную функции, а также функцию политической социализации электората [Там же].

Необходимо заметить, что в последнее время блоги стали также цензорами традиционных медиа. Большая часть контента политических блогов является результатом мониторинга того же медийного пространства. Политически значимое событие для блоггера - это часто то, что происходит в самих медиа, а не во внемедийной реальности.

Во-вторых, блоггеры могут выбирать для обсуждения и те новости, которые не публикуются традиционными СМИ, и освещают те истории, которые традиционные СМИ предпочитают часто обходить молчанием, руководствуясь иными критериями значимости события.

В-третьих, блоги известных политиков влияют на формирование политической повестки дня. Их реальная целевая группа – это не просто люди в возрасте до 35, а журналисты и профессиональные обозреватели (лидеры мнений в СМИ). Таким образом, за политическими блогами может быть очень большое будущее не столько с электоральной точки зрения, сколько с позиций формирования и контролирования политического диалога в обществе, в особенности с развитием сетевого информационного общества (М. Кастельс).

В-четвертых, блоги изменили функционирование политических позиций в публичном пространстве. В новых медиа политический успех может быть демистифицирован, сведен к простым рациональным правилам: демократия - это политическая конкуренция позиций в ходе рациональной дискуссии, в которой всегда должен быть проигравший.

В-пятых, блог можно рассматривать как личное политическое пространство (удобную коммуникативную платформу), с которой может вестись практически любая дискуссия на интересующего политика тему (в отличие, например, от официальных митингов или встреч с избирателями). При этом границы между личным и публичным в блоге достаточно размыты, что помогает создавать иллюзию доверительного и открытого общения со своей аудиторией, делая её сопричастной к принятию политически важных решений и повышая уровень доверия избирателей в целом;

В-шестых, в блогосфере на одно из первых мест выходит ценностный аспект в обсуждении политических событий. Борьба ценностей, которые определяют политическую позицию, становится в блогах зачастую важнее, чем борьба аргументов. Факты представляются сквозь призму ценностей. Политика выступает, прежде всего, как столкновение ценностных позиций, в которой противник не обязательно должен быть побежден [17].

В-седьмых, с появлением блогов именно контент, то есть содержание веб-страницы, а не ее внешняя "упаковка", выходят на первый план по значимости как для блоггеров, так и для их читателей. За последние годы блоги, наряду с форумами, стали влиятельным информационным явлением и среди современных медиа. Они рассматриваются как мощные альтернативные и независимые источники новостей и практически бесцензурное средство выражения общественного мнения, а в политике практически ни одна крупная выборная кампания (например, в США) не обходится сегодня без привлечения блоггеров и блогов.

Что касается постсоветского Интернета, то проведенный анализ политической блогосферы показывает несколько тенденций:

Во-первых, этот сектор, безусловно, расширяется и стремительно;

Во-вторых, блоги становятся достаточно сильным средством политической борьбы в СНГ, постепенно превращая новые медиа и интернет-пространство в мощную альтернативу оффлайновой активности;

В-третьих, собственно развитие рунета и приход на просторы СНГ широкополосного Интернета «перераспределяет» коммуникативное пространство сети и помимо сайтов политических партий и персональных страниц политиков, последние несколько лет начинают вестись политические блоги и их значимость в социо-коммуникативном пространстве Сети постоянно возрастает, а постсоветская киберполитика начинает активно диверсифицироваться;

В-четвертых, блоги активно используются как оппозицией, так и официальной властью (например, президенты России и Украины ведут свои блоги на LiveJournal или на Twitter.com), создавая некую виртуальную площадку для общения между властью и оппозицией;

В-пятых, ЖЖ наиболее эффективно стали применяться и в контрпропаганде. Используемые приемы в основном повторяют те, что задействованы в традиционных СМИ (сатира, компромат, дезинформация, переключение внимания, психологическое давление на оппонентов и т.д.), однако в блогах они приобретают определенную специфику. Сказывается, в частности, синдром относительной анонимности и безнаказанности (авторы, как правило, скрываются за вымышленными именами – «никами», и их довольно трудно привлечь к ответственности за оскорбления, клевету и т.п.) [8]. Для «слива компромата» в блогах зачастую используются недавно созданные журналы, владельцы которых «виртуальны», не известны публике. После того, как компромат размещен в журнале какого-нибудь «Иванова», на него начинают активно ссылаться уже в других журналах и даже в СМИ [19]. Довольно распространены в ЖЖ попытки оказать психологическое давление на оппонентов. Если какой-то автор последовательно придерживается «неугодной» позиции, он может подвергнуться массированной атаке групп виртуальных хулиганов, использующих личные оскорбления, брань, замусоривание его журнала (спам) и т.п. Все чаще встречается и так называемый тро́ллинг (англ.: trolling) - размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, оскорбления и т.п. Для этого используются «роботы», «боты», автоматически засыпающие намеченную жертву соответствующими комментариями [Там же].

В-шестых, всё чаще и чащё блоги используются для социализации и консолидации своей аудитории (будущего электората), являясь мощным инструментом для образования политических виртуальных сообществ и социальных сетей. Так, на настоящий момент политических сообществ в Уанете больше, чем одиночных блоггеров [20]. В Рунете, например, насчитывается уже несколько десятков «политических» сообществ, в частности: izbircom, org_ru_politics, politart, politic_ru, political_map, politics_ru, politclub, polit_journal, politics, politicsforum, politideal, politika_ru, politkniga, politnauka, politone, politpressa_ru, politteh, preemnik_ru, preemniku_net, prezident_2008, provokatory, ru_kremlin, ru_opposition, ru_politanalys, ru_politic, ru_politics, ru_politik, ru_vlast, russ_politics, svobodaslova, vybory2008 и др [9].

В-седьмых, постепенно блогосфера становится постепенно гигантской фокус-группой, на которой можно «обкатывать» определенные политические идеи или технологии [8], а поскольку многие оппозиционные движения и партии находятся сейчас, например, в России и Белоруссии, в дезинтегрированном состоянии, для них очень важно сейчас выработать те системы идей и ценностей, которые были бы привлекательны для возможно большего числа сторонников, поэтому блогосфера становится испытательным полигоном, той лакмусовой бумагой для проверки тех или иных политических идей или же концепций. В блогах часто проходят критический анализ и проверку тезисы, которые пропагандируют официальные СМИ.

В-восьмых, «политический бум» в блогах связан непосредственно с теми изменениями, которые происходят в последние годы в информационном пространстве СНГ в целом, более того, интенсивность (её увеличение) блоггеров напрямую коррелирует с ограничениями на свободу слова в некоторых странах, что явственно видно по российскому, среднеазиатскому и белорусскому национальным сегментам блогосферы .

В последнее время участились сообщения о попытках силовых структур оказать давление на авторов, пишущих в ЖЖ и в различных интернет-форумах. В условиях сворачивания свободы СМИ уход в ЖЖ выглядит как «виртуальная эмиграция» части интеллектуалов, пытающихся найти площадку для свободного выражения своих позиций и взглядов. Этот "исход", конечно, свидетельствует о неблагополучной ситуации, о тревожных настроениях в сфере русскоговорящего  коммуникативного пространства.

Ряд исследователей политической блогосферы указывают, что её анализ должен базироваться на следующих индикаторах:

В качестве объекта описываемого исследования были выбраны политические блоги (русскоязычного Интернета (Рунета, Бенета и Уанета), а его предметом стали коммуникативные возможности блога как эффективного средства политической коммуникации и опосредованного влияния на целевую политическую аудиторию. Проведенное исследование показало несколько тенденций в политической блогосфере русскоязычного Интернета:

Так, блоги начинают играть все более заметную роль в общественно-политической жизни рунета. При этом темпы развития политической блогосферы и популярности политического блоггинга зависят от ряда факторов – развития широкополосного Интернета в стране, его доступности обычному электорату, усовершенствования законодательной базы, регулирующей функционирование Интернета в рамках национальных сегментов сети, и некоторые другие факторы.

Однако Рунету и его блогосфере еще только предстоит пережить бум политической активности. Эту тенденцию не смогли не заметить законодатели, которые сейчас пытаются придумать для интернета единый рамочный закон, ни политики.

Стихийно сложившаяся на данный момент блогосфера, как мне кажется, нуждается в окультуривании, в очищении ее хотя бы от наиболее вызывающих форм хамства и экстремизма (если, конечно, не путать последний с цивилизованным выражением оппозиционных взглядов). Однако делать это должны не столько чиновники, сколько сами участники интернет-сообществ. Интернет – лишь средство, которое можно использовать в самых разных целях. Поэтому нужно бороться не с ним, а с теми общественными проблемами, которые он отражает.

Анализ политического сегмента блогосферы также показал две противоречие тенденции: власть с одной стороны идет в Интернет, с другой пытается и оттуда убрать оппозиционные настроения. При этом Интернет всё чаще и чаще становится виртуальной площадкой встречи власти и оппозиции, а как это будет развиваться дальше зависит как и от развития Интернета, так и политической ситуации в СНГ.

Было установлено также влияние несколько факторов на организацию и функционирование блога в сети Интернет: технологического, экономического, регионального и гендерного. Каждый фактор влияет по-разному и с различной степенью интенсивности, однако коммуникативные характеристики блога зависят напрямую от каждого из них.

Литература

  1. Herring, S. Longitudinal content analysis of weblogs: 2003-2004. With L. A. Scheidt, I. Kouper, and E. Wright // M. Tremayne (Ed.), Blogging, Citizenship, and the Future of Media. - London: Routledge, 2004. - P. 3-20.
  2. Burstein, D. From Cave Painting to Wonkette: A Short History of Blogging // Kline, D., Burstein D. Blog. How the Newest Media Revolution is Changing Politics, Business and Culture. - New York: CDS Books, 2005. – P.1-30.
  3. Nardi, B., Schiano, D., & Gumbrecht, M. Blogging as social activity, or, would you let 900 million people read your diary? // Proceedings of Computer Supported Cooperative Work 2004.-  [Электронный ресурс]. - URL: http://home.comcast.net/%7Ediane.schiano/CSCW04.Blog.pdf - 2004. - Проверено 20.07.2009.
  4. Drezner, D., Farrell, H. The power and politics of blogs // Proceedings of the annual meeting of the American Political Science Association. Chicago IL: American Political Science Association. - [Электронный ресурс]. - URL: http://archive.allacademic.com/publication/getfile.php?file=docs/apsa - 2004. - Проверено 20.07.2008.
  5. Miller, C. R., Shepherd, D. Blogging as social action: A genre analysis of the weblog // Laura Gurak, Smiljana Antonijevic, Laurie Johnson, Clancy Ratliff and Jessica Reyman (eds.), Into the Blogosphere: Rhetoric,Community, and Culture of Weblogs. Minneapolis, Minnesota: University of Minnesota, 2004.
  6. Blood, R. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining your Blog. Cambridge MA: Perseus Publishing. - 2002. - 324p.
  7. Tremayne, M. Introduction: Examining the Blog-Media Relationship // Blogging, Citizenship, and the Future of Media (ed. M. Tremayne). – Routledge, New York, London, 2007. – P. ix-xvii
  8. Ющук Е. Л., Кузин А. В. Противодействие черному ПР в Интернете. – М.: Вершина, 2008. – 248с.
  9. Чернышов Ю. Г. О влиянии блогосферы на российскую публичную политику // Свободная трибуна. Алтайская школа политических исследований. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ashpi.livejournal.com/50997.html..
  10. State of the Blogosphere / 2008. Technorati.com. -  [Электронный ресурс] URL: http://technorati.com/blogging/state-of-the-blogosphere. .
  11. Блогосфера Рунета Весна 2009. По данным Поиска по блогам Яндекса - [Электронный ресурс]. - URL: http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf/ .
  12. Washington ProFile. Независимая политика и аналитика из США. - [Электронный ресурс]. - URL:  http://www.washprofile.org/?q=ru/yandex.
  13. Игнатов О. Политика блога - американский опыт // Русский Журнал. – 2007. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russ.ru/reakcii/politika_bloga_amerikanskij_opyt.
  14. Арешев, А. Виртуальная политика, сетевой электорат. Блоги стирают границы между наблюдателями и игроками // Новая политика. Интернет-журнал (2008). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novopol.ru/text36121.html.
  15. Расскладкина М. К. Интернет как средство организации информационно-политического пространства России: Дисс. ... канд. полит. наук: 10.01.10. - Санкт-Петербург , 2006 - 198 с. - Библиогр.: с.170-183.
  16. Киселев А. А., Самаркина И. В. Интернет: модель и практики политического участия. - Краснодар: ООО Оттиск, 2007. – 103с.
  17. Дорожкин Ю., Соленикова H. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции // Власть. 2007. - № 6 – С. 31-34.
  18. Актуальные вопросы комплексной судебной психолингвистической экспертизы: материалы международной научно-практической конференции «Восток – Запад»: партнерство в судебной экспертизе. - Калининград, 2009. – 143c.
  19. Баловсяк Н. Лето в Уанете 2007. Часть 3 Новые блогерские площадки: для селебрити, бизнесменов и политиков // TelNews. Ежедневное электронное издание о российском Интернете. - [Электронный ресурс]. - URL: http://telnews.ru/Nadezhda_Balovsyak/c36634. .
  20. Trammell, K. et al. Evolution of Online Campaigning: Increasing Interactivity in Candidate Web Sites and Blogs Through Text and Technical Features // Mass Communication and Society. – 2006. -Vol.9. - N1. - P.21–44.
  21. Tremayne M. (Ed.), Blogging, Citizenship, and the Future of Media (pp. 3-20). London: Routledge, 2007 – 345p..

Національний технічний університет «Харківській політехнічний інститут»

Кімн. 211 – У-1, вул. Фрунзе, 22, Харків – 61002, Україна

Горошко О. І. Політичний блогінг в глобальній і локальній перспективах

Резюме

У статті розглядається соціальна практика політичного блогінгу і роль мережі Інтернет в посиленні ефективності політичних комунікацій, що відбуваються як в національному, так і міжнародному масштабах. Описані основні тенденції розвитку політичної блогосфери як Рунету, так і Інету.

Ключові слова: киберполітика, блогі, Інтернет, політичні комунікації

National Technical University “Kharkiv Polytechnic Institute”

211 APT., Y-1 22 Frunze ST., Kharkiv, 61002, Ukraine

Goroshko Olena. Political Blogging Locally and Globally

Summary

The article enlightens the social practice of political blogging and the role of network in it. It also examines the role of the Internet in strengthening of efficiency in political communications both in national and international scales. Basic progress of political blogosphere and perspective trends for development are specified locally and globally in the paper.

 

Keywords: cyber-politics, blog, Internet, political communications

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]