Горошко Е.И.
Влияние социальных медиа на коммуникативные процессы
Статья опубликована в Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». – Симферополь, 2010. – Том 23 (62). – №3. – С. 111-117.
УДК 316:772
С каждым годом сеть Интернет и технологии на её основе влияют на современное общество всё сильнее и сильнее. При этом темпы расширения аудитории сети, так и объемов её контента (информационной наполняющей) могут поразить воображение каждого. Так, на май 2010г. общее количество пользователей сети составило около 1.8 млрд. или уже практически каждый четвертый житель Земли пользуется Интернетом или, по крайней мере, знает, что это такое. Предполагается, что в ближайшие четыре года число его пользователей вырастет на 45% и достигнет 2,3 млрд. человек, что равно примерно трети населения нашей планеты (6,76 млрд. человек) [1]. При этом большую часть новой интернет-аудитории составят жители стран Азиатско-Тихоокеанского региона: в Китае в настоящее время количество пользователей сети уже превысило аудиторию интернет-пользователей США. Эксперты интернет-агентства Форрестер Ресеч (Forrester Research) считают, что в будущем этот отрыв будет только расти. В то же время, в развитых странах, в частности в Японии, Австралии и Южной Корее, ожидается замедление роста, поскольку в этих странах Интернетом уже пользуются жители практически всех крупных и средних городов [2].
Если проанализировать объем увеличения сетевого контента, то в 2009г. в Интернете появилось 47 млн. новых сайтов, к декабрю 2009г. уже насчитывалось 234 млн. сайтов; из них 81,8 млн. были в домене .COM, 12,3 млн. - в домене .NET, 7,8 млн. - в домене .ORG, 76,3 млн. находилось в национальных доменах верхнего уровня [Там же]. В 2009г. несмотря на начавшийся кризис глобальной экономики, цифровая вселенная выросла на 62% и ее размеры приблизились к 800 000 петабайт. Если это показывать графически с помощью лазерных дисков, то из того их количества, которое бы понадобилось для записи указанного объема информации, можно было бы сложить лесенку, которая дотянулась с Земли до Луны и обратно. В 2010г. ожидается, что Интернет расширится до 1.2 000 000 петабайт или 1.2 зетабайт. Такой рост может привести к тому, что к 2020г. объем цифровой вселенной станет в 44 раза больше чем сейчас, т.е. наша лесенка из лазерных дисков в длину может сравняться с половиной пути расстояния уже до Марса [3].
Что касается скорости и количества коммуникаций, реализуемых через Интернет, то только в 2009г. с помощью такого интернет-сервиса как электронная почта было разослано 90 трлн. почтовых сообщений, т. е. 247 млрд. сообщений отправлялось в среднем ежедневно, а количество пользователей этого сервиса насчитывает на сегодня 1,4 млрд. Таким образом, в сравнении с 2008г. количество пользователей электронной почты во всемирном масштабе увеличилось за год на 100 млн., однако 81% почтовых сообщений составляет спам, т.е. количество спама в сети выросло на 24% по сравнению с 2008г., что свидетельствует о повышении уровня дисфункциональности сетевых сервисов [2].
Необходимо заметить, что если сравнить темпы роста аудитории современных СМИ, к которым некоторые ученые относят и Интернет, то для достижения охвата аудитории в 50 млн. человек радио понадобилось 38 лет, телевидению – 13 лет, сети Интернет – 4 года, Айподу – 3 года, а социальная сеть Фейсбук (англоязычный сервис подобный русскоязычной сети Одноклассники.ru) добавила стомиллионного пользователя меньше чем за девять месяцев [4; 5].
К 2010г. в социальной сети Фейсбук уже насчитывалось 350 млн. аккаунтов. Каждый второй пользователь этого ресурса посещает его ежедневно и в ней появляется каждый день 1.5 млн. новых записей (ссылки, новости, заметки, фото). Если бы сегодня социальная сеть Фейсбук была страной, то по количеству жителей она была четвертой после Китая, Индии и США. Самый быстрорастущий сегмент этой сети составляют женщины в возрасте от 55 до 65 лет [5].
На таком популярном сервисе второго веба как микроблоггинг Твитер каждый день появляется 27,3 млн. новых записей; а голливудский актёр Эштон Катчер (муж Деми Мур) и телеведущая Элен ДеГенерес имеют большее количество «последователей» (подписчиков на их счете на Твитере, чем население таких стран, как Ирландия, Норвегия и Панама вместе взятых, а 80% подписчиков Твитера установили данный сервис на своих мобильных телефонах, отправляя и принимая твит-сообщения через службу мгновенных сообщений (смс) где и когда угодно [6]. На настоящий момент «движок» Technorati (одного из самых мощных поисковых сервисов блогосферы) ищет информацию примерно среди 126 млн. блогов [7], а всего в Интернете к настоящему моменту существует около 200 млн. и 54% блоггеров публикуют в сети Интернет информацию ежедневно [5].
На популярном видеофайлообменник Ютьюб обрабатывается примерно 1 млрд. обращений к этому ресурсу ежедневно. Он стал второй по популярности самой большой поисковой системой Интернета (после поисковой системы Гугл), содержащей на сегодня 100.000.000 видео роликов. Пользователи Ютьюб из США смотрят в среднем на этом ресурсе 182 ролика в месяц. Аналогичный Ютьюб сервис Хулу (англ.: Hulu) вырос от 63 млн. видео-потоков в апреле 2008г. до 373 млн. в апреле 2009г. [Там же].
Не сильно уступает по размерам Ютьюб интернет-сервис (профилей пользователей, зарегистрированных на данном интернет-сервисе), содержащий графические файлы. К настоящему моменту число фотографий, размещенных на нем, достигает 4 млрд. [Там же].
Заметим, что социальные сети (к которым относится и Фейсбук) и файлообменники (типа Ютьюб или Фликер) относятся к социальным медиа - многопользовательским интернет-сервисам, основанных на технологиях веб 2.0. Несмотря на то, что значение термина веб 2.0 до сих пор является предметом обсуждений и споров, те исследователи, которые признают его существование, выделяют следующие, свойственные ему особенности, которые могут быть определены через понятия: синдикации, социализации, сотрудничества, интерактивности и открытости.
К особенностям веб 2.0, которые способствовали появлению новых коммуникативных моделей, могут быть отнесены такие его характеристики, как возможность:
- быстрого создания пользовательского контента;
- мгновенного и одновременного редактирования;
- совместной работы над любым текстом или проектом;
- практически постоянного общения;
- хранения больших объемов информации непосредственно в Сети; а не на электронных носителях;
- легкость в работе с контентом;
- распространение интерфейсов, дружественных для пользователей;
- усиление аудиовизуального формата передачи данных;
- обнародования любой информации в сети намного увеличиваются, и традиционная приватная информация или информация для избранных становится публичной и доступной всем желающим и некоторые другие свойства [8].
Таким образом, веб 2.0 создал такие возможности для коммуникации и работы в Интернете, которые кардинально повлияли как на количество коммуникативных потоков в сети, так и на их качественное содержание.
В 2009 г. Департамент образования США обнаружил, что студенты, работающие в онлайне, то есть виртуальной среде, превосходят по результатам студентов, получающих инструкции в оффлайне, то есть в традиционной реальности лицом-К-лицу. Каждый шестой студент при поиске работы заполнял свое резюме в онлайне [5].
80% компаний по всему миру используют социальную сеть деловых контактов Линкедин (англ.: LinkedIn) в качестве основного инструмента поиска рабочей силы.
Википедия (свободная энциклопедия в Интернете) насчитывает более 13 млн. статей. Исследования показывают, что они более популярные, чем онлайновые ресурсы наиболее авторитетной мировой энциклопедии Британника [Там же].
Исследования аудитории сети и структуры интересов её пользователей показывают, что 70% людей в мире в возрасте от 18 до 34 лет смотрят телевизор через Интернет, а 25% американцев сказали, что смотрели видеоролик за прошлый месяц на своих мобильных телефонах [Там же]. О происходящих в мире событиях сегодня большинство людей следят по Твиттеру, Фейсбук или Ютьюбу.
Одновременно в США 24 из 25 газет зафиксировали падение тиража, что явно свидетельствует о кризисе в Галактике Гуттенберга, и о переходе коммуникации в Галактику Всемирной паутины...
Анализ же работ по гуманитарным исследованиям Интернета показывает, что, во-первых, относительно него можно говорить об эволюции технологического образования, которое приобрело черты социального пространства, основанного на интеракции и коммуникации [9]. При этом коммуникация и средства ее осуществления (технологии) приобрели в Сети ведущую роль. Формирующееся сегодня информационно-коммуникативное общество отличает не только и не столько расширяющиеся возможности накопления и переработки информации, сколько новые формы коммуникации [10].
Подчеркнем также, что в силу как бурного развития Глобальной паутины, так и самих интернет-технологий и благодаря тому, что всё большее количество социальных коммуникаций начинает реализовываться посредством Интернета, сеть становится постепенно своеобразным социальным и коммуникативным пространством, служащим испытательным полигоном для создания и испытания самых разнообразных коммуникативных стратегий, приемов и тактик [11]. Это пространство выступает как одна из форм существования информационно-коммуникативного общества, представляя определенную силовую конструкцию, создаваемую людьми, их социальными, культурными и коммуникативными практиками, которые имеют свое особенное (системное) качество. Одновременно это пространство представляет некую медиатированную реальность, в которой находятся люди, пользующиеся сетью. Именно Интернет является тем универсальным социокультурным и коммуникативным пространством, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, где виртуальность – неизбежный социальный эффект новых коммуникативных технологий, включая, прежде всего, социальные медиа. Опосредованная интернет-технологиями виртуализация социальной реальности, существенно трансформируя её, в конечном счете, превращает эту социальность в новую, не существующую ранее действительность, которая может быть охарактеризована через ряд свойств:
- её порожденность другой реальностью, т.е. всегда существует некая реальность, порождающая виртуальную реальность;
- актуальность (виртуальная реальность существует только «здесь» и «теперь», пока активна порождающая реальность);
- автономность (в виртуальной реальности существуют собственные временно-пространственные характеристики, свои законы жизнедеятельности; для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего);
- интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями как «онтологически независимая величина»);
- погруженность (человек может погружаться в ту или иную виртуальную реальность естественным или искусственным путем);
- нематериальность воздействия и условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);
- эфемерность (свобода входа и выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [12].
Резюмирую сказанное, заметим, что развитие сети Интернет и экспоненциальное увеличение коммуникаций на его основе привело к возникновению нового типа общества – информационно-коммуникативного, а также способствовало ускорению темпов смены культурных образцов и появления новых способов коммуникации, новых типов медиа-контента. Одновременно исследователи сети Интернет указывают, что развитие сети привело к такой ситуации, что постепенно остается все меньше общих оснований для построения символической коммуникации, отсылок к единому культурному фону даже в пределах одной нации и «в сроках» одного поколения. В связи с этим усиливается разрыв между поколениями, углубляются противоречия между социальными группами, распадаются сами эти группы, хаотично формируются многочисленные атомарные структуры – виртуальные сообщества, слабо объединенные социальными связями. Одновременно возможность коммуникации на основе формирования общих принципов и норм - общих культурных кодов – затрудняется [13, 14]. Очевидно, что эти проблемы требуют отдельного изучения и научного осмысления.
С другой стороны, благодаря социальным медиа растёт уровень персонификации информации в Интернете, что вызывает ещё большее размывание границ между приватным и публичным в сети. Этот процесс персонификации сопровождается усилением децентрализации сети, что отражается в появлении таких интернет-сервисов как ГуглФренд Коннект (англ.: Google FriendConnect) или ФейсБук Коннект (англ.: FacebookFriend Connect) и их растущей популярности.
С расширением сервисов второго веба и контента Сети в целом, очевидно, должен измениться как принцип работы с поисковыми системами, так и концепции их функционирования в Интернете. Например, появившаяся недавно поисковая система Машпедия (англ.: Mashpedia), основанная на принципах соединения сервиса Википедии с одновременным поиском по файлообменникам, позволяет получить наиболее точный результат с учетом данных, представленных в графическом, видео, аудио и текстовом форматах. Некоторые поисковые системы будут развиваться по пути совершенствования рейтинга находимых интернет-ресурсов аналогично мета-поисковой системе Иксквик (англ.: Ixquick), а также более дифференцированного поиска с учетом постоянно расширяющего сегмента социальных медиа в сети Интернет. Так, информация, обновляющаяся в режиме реального времени (например, из Твитера) наряду с поисковыми результатами по блогам и пользовательским обзорам, займет в поисковых системах более значимое место. Уже сейчас такой сервис системы Гугла как Гугл Сошиал Серч (англ.: Google Social Search) кардинально видоизменил способ взаимодействия с поисковыми машинами, выдвигая релевантный контент из сетей (основанный на оценке его уровня влияния и релевантности) на первые позиции поисковых результатов, благодаря чему и сами сети становятся более персонифицированными.
Усиливается и значение роли агрегаторов контента (англ. RSS), т.к. резкое увеличение объема контента в сети привело к ситуации, когда у большинства интернет-пользователей имеется несколько аккаунтов в социальных сетях (на сайтах микроблогов, на серверах социальных новостных сайтах и многочисленных файлообменниках типа Ютьюба), управлять которым становится все сложнее. В недалеком будущем именно агрегаторы должны стать неотъемлемым сетевым сервисом, привносящими упорядоченность в пользовательский контент, размещаемый в сети Интернет, а создание программ по фильтрации и управлению этим контентом станет следующим скачком в концепции развития Глобальной паутины, что уже сейчас отчасти воплощается в идеях создания третьего веба [15].
Предполагается, что будет происходить и сращение интернет-платформ с сервисами мобильной телефонии: например, Книга контактов в мобильном телефон пользователя Интернета позволит связываться одновременно с его аккаунтом на Твитере или Фейсбук, чтобы в режиме реального времени отображать обновление Статуса контакта перед набором очередного номера, а появление обзоров друзей и партнеров в режиме реального времени на GPS-сервисах станет стандартной процедурой наряду с CRM (англ.: client-relationship management (русск.: управление взаимоотношениями с клиентами)).
Можно предположить также, что мере того, как социальные медиа будут все глубже пронизывать различные аспекты нашего взаимодействия с цифровыми медиа и другими каналами коммуникаций (например, с цифровой наружной рекламой, торговлей или онлайн-телевидением), значение «агентов влияния» резко возрастёт. В качестве иллюстрации можно привести включение сервиса Твитера в поисковые результаты, полученные в Гугле.
Такой рост цифровой вселенной заставляет задуматься над такими проблемами: создание новых поисковых систем и изобретение новых способов соединения структурированных и неструктурированных данных и новых технологий по их оценке и обработке.
В связи с усилением персонификации Интернета, требуется и срочное повышение уровня сетевой безопасности и охраны в нем приватной информации.
Необходим и кардинальный пересмотр методов анализа коммуникативных процессов, протекающих в сети Интернет в целом.
Литература
1. Internet Usage Statistics: The Internet Big Picture World Internet Users and Population Stats. - [Электронный ресурс]. – Интернет-публикация, 2010. – Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/stats.htm. – (Проверено 12.05.2010).
2. Internet Forrester Research 2010[Электронный ресурс]. – Интернет-публикация, 2010. – Режим доступа: http://www.forrester.com/Research/Document/Excerpt.html. – (Проверено 12.05.2010).
3. 2010 Digital Universe Study iView content – FINAL. [Электронный ресурс]. – Интернет-публикация, 2010. – Режим доступа: http://gigaom.files.wordpress.com/2010/05/2010-digital-universe-iview_5-4-10.pdf. - (Проверено 21.05.2010).
4. Кролл Э. Всё об Интернет / Э. Кролл. – Киев: BHV, 1995. – 234 с.
5. Какие социальные медиа вы используете?. - [Электронный ресурс]. – Интернет-публикация, 2010. – Режим доступа: http://tods-blog.com.ua/voting/social-media/. – (Проверено 15.05.2010).
6. Twitter, Global Impact and the Future Of Blogging - SOTB 2009 [Электронный ресурс]. – Интернет-публикация, 2010. – Режим доступа: http://technorati.com/blogging/article/day-5-twitter-global-impact-and/ . – (Проверено 12.05.2010).
7. Gunelius, S. Technorati's State of the Blogosphere 2009 // About.com, a part of The New York Times Company. – 2010. - [Электронный ресурс]. – Интернет-публикация, 2010. – Режим доступа: http://weblogs.about.com/b/2009/11/12/technorati-state-of-the-blogosphere-2009.htm. - . – (Проверено 12.05.2010).
8. Горошко Е. И. Образование 2.0 – это будущее отечественного образования? / Е. И. Горошко // Образовательные технологии и общество. Ч. 1 «Попытка теоретической рефлексии». – 2009. – Т. 12, № 2. – С. 449-465.
9. Danet B. The Multilingual Internet: Language, Culture, and Communication Online [Электронный ресурс] / B. Danet, S. C. Herring. – New York: Oxford University Press, 2007. – 464 p. – Режим доступа: http://www.oup.com/us/catalog/general/subject/Linguistics/SociolinuisticsAnthropologicalL/?view=usa&ci=9780195304800. – (Проверено 01.06.10).
10. Горошко Е. И. Информационно-коммуникативное общество в гендерном измерении: монографія / Е. И. Горошко. – Харьков: «ФЛП Либуркина Л. М.», 2009. – 816с.
11. Кутюгин Д. И. Интернет как коммуникативное пространство информационного общества: автореферат дисс. на соискание науч. степени канд. социол. наук: 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» / Д. И. Кутюгин. – М., 2009. – 22 с.
12. Горошко Е. И. Коммуникативное социокультурное пространство Интернета как объект психолингвистического анализа // Жизнь языка в культуре и социуме. Мат. конф., посв. 75-летию д.ф.н., професора Е. Ф. Тарасова. – М.: ИЯ РАН – РУДН, 2010. – 137-141.
13. Естрина О. В. Социокультурное пространство: определение понятия / 0. В. Естрина, H. В. Дулина // Человек, Культура, Общество: Межвуз. Сб. науч. тр. – Волгоград: Волгоградский Политехник, 2007. – С.8-17.
14. Кузнецова Ю. М. Психология жителей Интернета / Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. – М.: УРСС, 2008. – 224 с.
15. Web 3.0 (w.d.) - Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. – Интернет-публикация. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Web_3.0. - (Проверено 28.02.2010).
16. Markham A. N. Internet Inquiry: Conversations about Method / A. N. Markham, N. K. Baym. – London: Sage, 2009. – 243p.
Goroshko O. Ig. The Influence of Social Media on Communication
Annotation: The article enlightens the rapid growth of internet-content and size of internet-audience, initiating a few problems: the new search engines elaboration, the development of new methods of connection of structured and unstructured data, and the technologies for their evaluation and processing. The article emphasizes the strengthening of personification of the Internet, requiring the strengthening of personal security of internet-users. At the same time the cardinal revision of existing research methods for internet-communication study must be done urgently.
Key words: social media, Internet, communication
Горошко Е. И. Влияние социальных медиа на коммуникативные процессы
Аннотация: В статье анализируется рост контента сети Интернет и размера аудитории интернет-пользователей, который ставит перед его исследователями несколько проблем: создание новых поисковых систем и изобретение новых способов соединения структурированных и неструктурированных данных, а также разработки новых технологий по их оценке и обработке. Замечено, что с усилением персонификации Интернета, требуется повышение уровня сетевой безопасности. Одновременно необходим и кардинальный пересмотр методов анализа коммуникативных процессов, протекающих в сети Интернет в целом.
Ключевые слова: социальные медиа, интернет, коммуникация
Горошко О. І. Вплив соціальних медіа на комунікативні процеси
Анотація: У статті аналізується ріст контенту мережі Інтернет та розмірів його аудиторії, який ставить перед його дослідниками декілька питань: створення нових пошукових систем та розробки засобів з'єднання структурованих і неструктурованих даних, а також новітніх технологій їх оцінки та обробки. Помічено, що з посиленням персоніфікації Інтернету, потрібно підвищення рівня мережевої безпеки. Водночас потрібний і кардинальний перегляд методів аналізу комунікативних процесів, що протікають в мережі Інтернет у цілому.
Ключові слова: соціальні медіа, Інтернет, комунікація.
Примечания
-
Один петабайт равен 1 000 000 Гб
-
Айпод - портативный медиа-проигрыватели компании Эппл.
-
Аккаунт - профилей пользователя, зарегистрированного на определенном интернет-сервисе.