Депрессивность как основа “печальных” текстов
Проведенные нами исследования психолингвистического характера позволяют сказать, что картина мира, разворачивающаяся в "печальных" текстах, является картиной мира депрессивной личности. Именно у депрессивной личности часто возникают мысли об обнищании, одиночестве и возможной смерти.
Тем самым, в основе доминанты "печальных" текстов лежит депрессивное мироощущение.
Согласно П.Б.Ганнушкину, оно проявляется в постоянно сниженном настроении, сожалении об упущенных возможностях, идеях греховности и обнищания. "Картина мира, - пишет он о депрессивных личностях, - как будто покрыта для них траурным флёром, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают только мрачные стороны. Это прирождённые пессимисты ... Нередко жизненный путь таких людей преждевременно обрывается самоубийством, к которому они словно готовы в любую минуту жизни" (Ганнушкин 1984, 263-264). Они "никак не могут отделаться от уверенности в своей собственной виновности, окрашивающей для них чрезвычайно тяжёлым чувством воспоминания о самых обычных поступках юности. ... Им часто кажется, что окружающие относятся к ним с презрением, смотрят на них свысока. Это заставляет их сторониться других людей, замыкаться в себе. Иной раз они настолько погружаются в свои самобичевания, что совсем перестают интересоваться окружающей действительностью, делаются к ней равнодушными и безразличными" (там же).
Психолингвистический анализ литературы показывает, что депрессивность проявляется, в частности, в творчестве и таких русских писателей, как Н.Гоголь, М.Лермонтов, И.Тургенев, И.Бунин, Л.Андреев (Белянин 2000). Иными словами, большая часть русской классической литературы оказывается "печальной". Картина мира, вербализованная в них, близка мироощущению депрессивной личности.
“Весёлые” Тексты
Как мы определили выше, мотив утраты связан с депрессивностью. Депрессия же, в свою очередь согласно данным психиатрии, может быть также связана с временным повышением настроения. Это проявляется в наличии так называемых маниакально-депрессивных состояний.
При маниакальности у личности стабильно хорошее настроение, жажда деятельности (полипрагматизм), идеи авантюризма, повышенная общительность. Тексты, в которых реализуется такого рода картина мира, мы называем "веселыми". В "веселых" текстах есть мотивы путешествия, денег, физической силы, пения, дружбы, любви и некоторые другие.
Полидоминантность текстов Пушкина
Психолингвистический компьютерный анализ текстов Пушкина показал, что в них есть и компоненты “печального”, и компоненты “весёлого” текста. У него встречается и повышенное настроение персонажей, и физическая сила, и получение денег.
Так, в "Дубровском" героя принимают за более значительное лицо, и есть 'смелость' в сценах с убийством медведя и при попытке похищения Маши, 'удача' в разбое и грабежах.
Говоря о сопряженности двух доминант, отметим волнообразность развития сюжета в некоторых произведениях Пушкина. Так, в "Сказке о рыбаке и рыбке" 'нищета' сменяется неожиданным богатством', которое в свою очередь опять сменяется начальной 'нищетой' - разбитым корытом. Герман из "Пиковой дамы" сначала выигрывает, потом проигрывает.
Такие перепады от обнищания к обогащению являются основной причиной манакально-депрессивных состояний.
Популярность произведения
Теперь вернемся к вопросу, заданному в заглавии этой статьи: почему тексты Пушкина популярны в СССР и в России? Здесь может быть как минимум два ответа.
Существуют тексты, где есть одна доминанта, а есть тексты где есть несколько доминант. Именно полидоминантность (наличие нескольких доминант) является критерием популярности в силу того, что текст содержит в себе много психологических структур (Белянин 1985)
Другой ответ на вопрос о причине популярности произведений связан с гипотезой Геннекена-Рубакина о сходстве читателя и писателя (Геннекен 1892, Рубакин 1977). Иными словами, то или иное произведение популярно потому, что это соответствует личностным особенностям читателей его текстов.
Проиллюстрируем последнее положение текстами русских песен.
Русские песни
Наиболее популярные русские песни нередко являются печальными. Вот какую песню (о смерти!) часто поют за праздничным столом.
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик. (“Степь да степь кругом”)
Или вот очень популярная русская песня:
Чёрный ворон, черный ворон
Что ты вьешься надо мной / … /
Вижу смерть моя приходит
Чёрный ворон весь я твой. (“Чёрный ворон”).
Русские песни о любви также часто содержат печальные компоненты:
Огней так много золотых
На улицах Саратова,
Парней так много холостых,
А я люблю женатого. / … /
Эх, рано он завел семью –
Печальная история…. (“Огней так много золотых”).
В некоторых песнях есть элементы жизнерадостности (маниакальности). Но завершаются они депрессивностью:
Мне во сне привиделось
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной. / ... /
А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать.
Ой, пропадет, - он говорил мне, -
Твоя буйна голова. (“Ой, да не вечер, да не вечер”)
“Печальными” являются и песни “Там вдали, за рекой”, “Из-за острова на стрежень”. В песеннике “В нашу гавань заходили корабли” даже есть особый раздел “трагические” песни.
Примеры можно множить, но суть, думается, ясна. Во многих русских песнях имеется мотив утраты, смерти, тоски.
В произведениях Пушкина это также присутствует в значительной степени.
|