Школы.
|
Сведения о школах в северо-восточной Руси XV - XVII веков более многочисленны, чем о школах более раннего времени.
Нет сомнения, что ни правительственных, ни общественных школ до половины XVII века в ней не существовало. Но частных школ, мелких, было так много, что лицо, желавшее обучить своих детей грамоте, не имело надобности их разыскивать. Из житий святых мы видим, что в XV веке св. Серапион, потом архиепископ новгородский, научился грамоте в своей родной деревне близь Москвы; для преп. Александра Свирского нашлась школа в родной деревне в Обонежье; для преп. Александра Ошевенского - в селе близь Белого озера; для преп. Антония Сийского - в селе близь Белого моря. Следовательно, в этом столетии даже на далеком севере в школах не было недостатка. В XVI и XVII веках, особенно после предписаний Стоглавого собора 1551 года, число школ должно было увеличиться. Они содержались "учителями" или "мастерами", главным образом из среды духовенства. Стоглав предписывает открывать училища священникам, дьяконам и дьячкам; жития говорят об учителях по преимуществу дьячках. Учителя монахи были редко, отчасти, может быть, потому, что в те времена вообще воспрещался детям вход в монастырь; Стоглав, например, требует, чтобы "молодые отроки отнюдь никакоже никоторыми делы в монастырь не входили". Учителя из мирских людей ("мужики", как их называет архиепископ новгородский Геннадий) были тоже, по-видимому, не часто, но существовали.
Число учеников было, конечно, разнообразно. Житие новгородского архиепископа Ионы (XV век) говорит о "многих соучениках" святого; из жития преп. Иосифа Волоцкого мы узнаем, что он "учашеся разумно и всех сверстник превзыде"; в житии Антония Сийского рассказывает, что этот святой "во училищи паче всех сверстник преуспеваше в книжном учении". В лицевом житии преп. Сергия нач. XVII века (два списка - Троицкой Лавры и Академии Наук) есть изображение школы с учителем и 11 учениками. В лицевом житии преп. Антония Сийского 1648 года (список Щукина), во 2-м издании Азбуки Бурцева (напечатанном в Москве в 1637 году), в Букваре Ф. Поликарпова (напечатанном в Москве в 1701 году) также имеются изображения школы, все с небольшим числом учеников.
Школьным возрастом, для XV - XVI веков наиболее обычным, был семилетний. В житии Иосифа Волоцкого (XV век) мы читаем: "егда бысть седми лет, родители его даша на учение грамоте"; в житии его современника архиепископа новгородского Серапиона: "седмаго лета достигшу, вдан бывает в научение грамоте", и т. п. Но в XVII веке нередко, по-видимому, учились в школе уже "недоросли", подростки 15 - 16 лет. Полный курс наук проходился обыкновенно в два года. Способные ученики обучались "спешне некако"; другие напротив - "косно и нескоро"; многие, вероятно, после долгих усилий наставников, оставляли школу, не усвоив грамоты.
Побои в школе были, конечно, в обычае. Щадить жезл при обучении не полагалось. Но сведений в наших источниках мало. Очевидно, побои не выходили из нормы того времени. Можно указать на наставление митрополита Михаила учителям в Степенной книге, имеющее в виду, конечно, учителей времени составления этой книги (XVI век): "учите не яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостовидным страхом, и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым разсуждением, противу (сообразно) коегождо (каждого) силы и со ослаблением, да не унывает". Но более любопытна челобитная подьячих одного из московских приказов царю Федору Алексеевичу; в ней говорится, что правительство отправляет подьячих из Москвы к разным делам, а их детишки и недоросли без них учатся грамоте и письму, и этих детишек "молодоумных" и недорослей от "мастеров" сманивают в боярские поместья, а некоторые и сами с молодоумия своего "бегают от мастерскаго учения" (Владим. Губ. Вед. 1857 г., № 6). Очевидно, ученики находили более приятным поступать к помещикам в крепостные люди, чем обучаться у строгих наставников.
Главными предметами обучения в московской школе XV - XVII веков были чтение, письмо и пение.
Первоначальное обучение производилось по азбуке. Азбуки или буквари в XV-XVI веках были рукописные; они продавались на рынках. С первой половины XVII века появляются азбуки печатные. Как велик был спрос на эти последние, можно видеть из приходо-расходных книг московской типографии; оказывается, в Москве в течение четырех лет (1647 - 1651 годы) азбука была напечатана три раза, всего в количестве 9600 экземпляров. Но печатная азбука не вытеснила рукописных; несколько роскошных рукописных азбук второй половины XVII века (в виде огромных столбцов, с орнаментом) до нас дошло.
За азбукою следовал часослов или псалтырь; они выучивались учениками наизусть. Спрос на эти книги был еще больше, чем на азбуки, и московская типография напечатала "учебный" часослов в течение семи лет (1645 - 1652 гг.) восемь раз, а "учебную" псалтырь в течение шести лет (1645 - 1651 гг.) - девять раз. Архиепископ Геннадий находил, что для учеников достаточно изучить азбуку и псалтырь; после них можно "канархати (петь) и чести всякия книги".
После азбуки "неции", как говорит предисловие к печатной грамматике 1721 года, переходили к апостолу; и эта книга заучивалась учениками. Далее следовало евангелие. В конце XVI века уже были школы, где преподавалась "книга философская", или общая грамматика, будто бы Иоанна Дамаскина (раньше она, вероятно, изучалась только взрослыми); с половины XVII века вошла в некоторое употребление грамматика Мелетия Смотрицкого, перепечатанная в Москве в 1648 году "в научение православным, паче же детем сущим"; должно заметить, что другого издания этой грамматики в течение всей второй половины XVII века не понадобилось. Вероятно, преподавались и другие сочинения по грамматике и орфографии, встречающиеся в списках конца XVI и всего XVII века. Во второй половине XVI века незнакомство с грамматикой уже считалось признаком невежества; так, известный печатник Иван Федоров в 1574 году называет своих московских врагов не научеными, неискусными в разуме, "ниже грамматическия хитрости навыкше". По-видимому, в некоторых школах конца XVI века преподавалось что-то из арифметики, может быть, одна таблица умножения или, как называется она в рукописях, - "счет греческих купцов, учат младых деток считати"; а во второй половине XVII века была в ходу даже полная арифметика (четыре действия); список ее 1684 года (Имп. Публ. Библ.) изготовлен для жителя Нижнего Новгорода "в научение сыну его". Наконец, с половины XVII века кое-где обучали катехизису; в 1649 году в Москве была перепечатана киевская книжка "Собрание науки об артикулах веры", "ради учения и ведения всех православных христиан, наипаче же детем учащимся"; другого ее издания не понадобилось.
Таким образом в школах северо-восточной Руси обучались только грамоте и лишь в редких случаях еще кое-чему. Желавший получить высшее образование должен был самостоятельно читать и изучать книги, вникая в смысл непонятных мест и обращаясь за объяснениями к сведущим людям. "Аще ли еси груб и несмыслен, говорит одна из статей так называемого Азбуковника (XVII века), то помяни великаго светильника Ивана Златоустаго глаголы, иже рече:
не ленися, шествуя к премудрейшему, не стыдися вопросити его, и он научит тя, егоже ищеши". Как высоко ценились и каким уважением пользовались сведущие люди, видно из жития преп. Евфросина Псковского (XV века), из его рассказа о Псковиче Иове Столпе, бывшем священнике, променявшем священнический сан на "гостебное (купеческое) житие": "вси людие, читаем мы здесь, купно же и священници и причет церковный, прихождаху к нему и вопрошаша от него о всяком писании неразрешенем и о церковном устроении, купно же и о законных вещех; он же убо протолкуя, и сказоваше им вся по ряду, о чем же кто вопрошаше его, и в сласть его послушаша учения людие и церковници, да того ради ото всех честен бысть и знаем всеми".
Русское название школы - училище. Слово школа перешло в русский язык из польского и появилось сначала в Руси юго-западной, а потом уже (в ХУП веке) - в Руси северо-восточной ("Книга о ратном строении" 1647 года).
|