(*) Дорфман Л. Личное начало в текстах советских поэтов // Художественная жизнь России 1970-х годов: самосогласованная системная целостность / Под ред. И. М. Зоркой. - М.: Наука, 2000 (в печати).
ПРОБЛЕМА
Известно, что 70-е годы в нашей стране принято рассматривать как "застойные". Многие исследователи распространяют эту точку зрения также на область культуры и искусства. Действительно, ожидания "шестидесятников" большей демократии и свободы не сбылись, а свободомыслие и инакомыслие подавлялись или, по меньшей мере, подвергались остракизму.
Какое настроение было у советских поэтов в 70-е годы и как оно проявлялось в их текстах? Можно полагать, что одним из результатов гнетущей социальной атмосферы мог быть - в той или иной степени - эффект деперсонификации и самоотстраненности, в конечном итоге снижения личного начала в текстах поэтов. Тема моего исследования - выраженность личного начала в поэтических текстах 70-х годов. Для сравнения, поэтические тексты исследуются также в предыдущую и последующую декады.
Исследуя эту проблему, я опускаю аналитические исследования в области литературоведения и ориентируюсь прежде всего на традицию количественных исследований изменений феноменов культуры и искусства в широком эволюционном контексте. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о циклическом характере развития культуры, искусства, литературы, в том числе поэзии. В нашей стране одним из отцов этой традиции является академик Владимир Михайлович Петров (см. напр., Петров, 1991, 1998, 1999; Петров, Бояджиева, 1996), а за рубежом - Колин Мартиндейл, профессор Мэнского университета (см. напр., Мартиндейл, 1999; Martindale, 1990, 1997).
Вторым основанием моего исследования является метаиндивидуальная концепция Я, которая разрабатывается мною в русле психологической науки, но которая имеет прямые выходы в области психологии искусства, творчества и эмпирического литературоведения. Согласно метаиндивидуальной концепции, Я можно представить как персонализацию субъективной реальности, которая направлена на проектирование и отображение (с разной степенью адекватности и полноты) отношений и взаимодействий индивидуальности с ее миром. На разных уровнях анализа выявляются разные сущностные характеристики "Я". На уровне Я в целом * его способность персонализировать и интегрировать субъективную реальность. На уровне раздвоения Я выявляется его бимодальная структура: "Я" * "не-Я". На уровне первичной дифференциации "не-Я" обнаруживаются такие способы его существования, как "Они" и т.н. "лица не-Я". В конечном итоге, мы получаем 2 базисные модальности Я ("Я" * "не-Я") и его четыре субмодальности: Я-Авторское, Я-Воплощенное, Я-Превращенное, Я-Вторящее (подробнее см. Дорфман, 1998; Дорфман, Ковалева, 1999)
Непосредственными предпосылками для настоящего исследования явились 2 группы фактов. Во-первых, изучая выраженность субмодальностей Я русских поэтов в их текстах в 1-ой половине 19 века и используя для этого метод автокорреляций в русле статистического анализа временных рядов, Дорфман, Малянов и Барашкова (Dorfman, Malyanov, & Barashkova, 1998) обнаружили, что субмодальности Я подвержены эволюционным циклическим изменениям. Во-вторых, согласно эмпирическим данным Петрова, Иванченко, Харуто, Шепелевой (см. Иванченко, 1997; Иванченко, Харуто, 1999), которые изучали эволюционную динамику русской поэзии в аспекте периодичности лево- правополушарного доминирования на протяжении последних двух столетий, в начале 1970-х годов происходит переход от левополушарного к правополушарному доминированию. Эта общая тенденция обнаруживается в сдвигах от рациональности к интуитивности, от оптимизма к пессимизму, от логичности развертывания текста к спонтанности его изложения, от построения объективной картины мира к построению его явно субъективной картины.
В настоящем исследовании проверялась гипотеза о том, что в 1970-е годы советские поэты выражали субмодальности их Я в текстах в меньшей степени, чем в 1960-е и 1980-е годы. Результаты исследования носят предварительный характер.
|