-
- Учение о четырех стихиях как первоэлементах и основах бытия впервые в наиболее полном виде было разработано Эмпедоклом и оказалось столь популярным, что с различными модификациями воспроизводилось как античными, так и средневековыми мыслителями. Теория первоэлементов играла едва ли не ведущую роль в рассуждениях как Гиппократа, так и Галена. К сожалению, конкретный источник апокрифической редакции, передающей это учение как бы от лица Галена, остается пока неясным. Учение о четырех стихиях встречается и в ортодоксальных, и в еретических текстах, которые кардинально отличаются друг от друга концептуальными религиозно-мировоззренческими трактовками античной первоосновы
- Прямое уподобление человека "малому миру" (т. е. микрокосмосу) встречаем в апокрифическом сказании о сотворении Адама в одном из вариантов апокрифической "Беседы трех святителей" (ср.: Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906. С. 102. Примеч.). Правда, уподобление микрокосмоса макрокосмосу имеет здесь мифологическую окраску, ибо тело человека, как и тело мифического первопредка, отождествляется с частями Вселенной. В апокрифических текстах о создании Адама, хотя прямо и не говорится о том, что первый человек представляет собой малый мир, уподобленный большому, но реально повествуется о соотношении частей тела сферам мироздания. Обычно восемь частей, из которых создается Адам, уподобляются одновременно и четырем стихиям и космическим сферам (ср.: Мочульский В. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893. С. 70-71; Громов М. Н. Апокрифическое сказание о сотворении Адама в составе сборника середины XVII в. из Румянцевского собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 46. М., 1987. С. 79; РНБ, Кирилло-Белозерское собр. № 22/1099. Л. 517 об.; Кирилло-Белозерское собр. № 11/1088. Л. 279 об.). Аналогичные воззрения получили распространение не только в христианском мире, но и на мусульманском Востоке: "Буквальное отождествление первого человека со Вселенной мы встречаем в одной из средневековых мусульманских легенд, где рассказывается, что после того, как Бог за сорок дней… сотворил Адама, дьявол через рот проник в его тело. Внутри он обнаружил целый „малый мир" подобный „большой" Вселенной. Голова Адама состояла из семи сфер, его тело было землей, волосы деревьями, кости и жилы горами и реками. Подобно тому, как в природе существует четыре времени года, так и внутри Адама оказались четыре стихии - жар, холод, влага и сушь, образованные черной и желтой желчью, флегмой и кровью" (Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988. С. 85-86. В приведенных примерах налицо компромисс между мифологической, философской и библейской концепциями. Существуют тексты, в которых говорится о составе человеческого тела от четырех стихий (РНБ, Соловецкое собр. № 65/711. Л. 59 об.). В них, так же как и в апокрифе, речь идет о составе человеческого тела вообще - в абстрактном смысле. С одной стороны, налицо большая степень обобщения, с другой - совершенно явное обособление от мифологической и, главное, от библейской точки зрения. Очевидное отступление от религиозной трактовки бытия за счет философизации текста - типичная черта комментируемого памятника
- Согласно принципу параллелизма, каждой стихии макрокосмоса уподобляется одна из четырех жизненных жидкостей в человеке - микрокосмосе: кровь - воздуху, ибо мокрая и теплая, флегма - воде, ибо мокрая и холодная, красная желчь - огню, ибо она суха и тепла, черная желчь - земле, ибо она суха и холодна. По сути дела речь идет о телесных эквивалентах стихий и их качествах. Античное учение о единстве мироздания выглядело более просто и строго. Через каппадокийскую традицию идеи греческих философов были воспроизведены богословами, в частности популярным на Руси Иоанном Дамаскиным: "Должно же знать, что есть четыре стихии: земля, которая - суха и холодна; вода, которая - холодна и влажна; воздух, который - влажен и горяч; огонь, который - горяч и сух. Подобным образом есть также и четыре влаги, которые соответствуют четырем стихиям: черная желчь, которая соответствует земле, ибо она - желчь - суха и холодна; слизь, соответствующая воде, ибо она - слизь - холодна и влажна; кровь, которая соответствует воздуху, ибо она влажна и горяча; желтая желчь, которая соотвествует огню, ибо она - горяча и суха. Плоды, конечно, состоят из стихий, а влаги (или соки) - из плодов, тела же живых существ - из влаг, и в них разрешаются" (Точное изложение православной веры. М. ; Ростов-Дон, 1992. С. 154). С богословской точки зрения, человек через стихии имеет родство со всей неживой природой, над которой он возвышается в силу своей двусоставной сущности (тело - душа): "Должно знать, что человек имеет общее с неодушевленными предметами и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также потому, что он соединен из четырех стихий; а с растениями как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произрастающей" (Там же). Душа - это главное, что отличает человека от всех творений. "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная,… бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную силу…" (Там же. С. 81). Богословская экзегеза на темы онтропологии, вводившая, как и некоторые апокрифы, элементы античного учения о "корнях всех вещей", строилась на компромиссах между Писанием и, в некоторой мере, философией. Наше произведение, в котором предлагается онтологическая основа в виде первоэлементов и сопряженная с этой основой модель параллелизма макро- и микрокосмоса, включая имеющие прямое отношение к астрологии характеристики природного мира, оказывается вне христианской религиозной традиции вообще. Его своеобразие определяется смесью философии, мифа, мистики и науки. Ниже мы публикуем текст, который соединил в себе текст, буквально совпадающий с процитированным выше отрывком из Дамаскина, и мотивы апокрифа, обосновывающие принцип онтологической связи времен года с соответствующими каждому сезону признаками стихий (см.: Государственная библиотека. Одесса, Сборник № 415. XV в. Л. 87-87 об.).
- Мысль о равновесии составов человеческого тела была высказана Алкмеоном Кротонским (V в. до н. э.). В последующем данное положение, начиная с Гиппократа, воспроизводили все рассуждавшие о природе плотских недугов медики.
- В рукописи: (мн. ч.; ср. греч. - 'жила, артерия').
- Реальные физиологические и анатомические наблюдения соединены с довольно искусной схемой соответствия органов тела с жидкостями, являющимися эквивалентами стихий
- Продолжение темы равновесия природных составов в контексте медико-антропологических рассуждений (см. коммент. 5).
- В рукописи: (ср. греч. - 'слизь, мокрота').
- Важный в философско-мировоззренческом отношении отрывок, отражающий приложение концепции четырех стихий для характеристики сезонов и возрастов. Онтологическим основанием медико-биологических свойств организма в соответствии с возрастами и периодами года является временнаґя смена соответствиующих стихиям жидкостей органзма. Попеременное господство их - часть глобальных взаимосвязей мироздания, в котором круговорот стихий осуществляется с тем же постоянством, что и повторяющиеся астральные циклы небесных светил.
- О временныґх (по сезонам и возрасту) причинах болезни как первых, вытекающих из концепции глобальных взаимосвязей, причин недугов.
- Общим для нашего памятника и трактата Аристотеля "История животных" является ошибочное утверждение о том, что некоторое черепа не имеют швов (ср.: Аристотель. История животных. I. VII. 40). На самом деле черепов без швов не бывает, а видимость отсутствие таковых - следствие старческой облитерации, т. е. тканевого зарастания (см.: Старостин Б. А. Примечания // Аристотель. История животных. М., 1996. С. 425-426).
- В классификации чувств наблюдается отступление от преждезаявленной четверичной схемы характеристик различных явлений жизни, что является прямым следствием воззрений на античную четверицу первоэлементов как на предельные онтологические основания бытия. В данном случае субстанциональная зависимость органов чувств от соответствующих им стихий сходна с онтологической концепцией Аристотеля, добавившего к традиционной четверице первоэлементов - эфир. Наиболее грубые чувства связываются с плотными и тяжелами стихиями (соответствие осязания - земле, вкуса - воде), бескачественному эфиру соответствует самое тонкое и надежное зрительное ощущение. Просматривается определенное стремление к иерархическому упорядочению чувств по достоверности и соответственно ценностным их свойствам. Сенсорные качества увеличиваются в зависимости от степени "дематериализации" лежащих в основе механизма их действия стихий.
- Воспроизводится тезис платоновского учения о трехчастной природе души. Произведение выполняло роль транслятора античных идей на Русь - "Послание" митрополита Никифора (вторая половина XI в. - 1121 г.), знакомившее древнерусского читателя с некоторыми философскими идеями античности. Суть учения о душе сводится к тому, что словесное начало объявляется высшей руководящей силой, тождественной разуму человека. Яростная сила души отождествляется с чувственным началом, которое господствует над страстями. Желанное начало соответствует воле, в управлении которой находится яростная сила души. Разум-инстинкт-воля - качественные проявления души, которые в сумме с прдшествующими онтологическими характеристиками дают довольно завершенную концепцию сформулированной в данном апокрифическом памятнике антропологии. След платонизма в апокрифе, видимо, не случаен, ибо Гален высоко ценил авторитет Платона
- См. коммент. 6, 7
- Выразительный, афористический панегирик врачу.
- Медицинские и диетические рекомендации основаны на принципе микро-, макрокосмического соответствия.
- Предлагаемая памятником схема доступна для восприятия. Она довольно инструментальна и может быть легко перенесена в практику. В качестве, видимо, утилитарных практических рекомендаций текст использовался в православной среде, ибо религиозно-конфессиональная окраска текста отсутствует. При поверхностном восприятии текст мог и не восприниматься как чужеродный, ибо его мировоззренческая специфика извлекается аналитически, из контекста. На такое аналитическое восприятие текста были способны немногие по-богословски высокоподготовленные люди и, конечно же, те грамотники, которые искали в книжности запретные смыслы. Учитывая характер литературного окружения ("конвоя") "Галеново на Гиппократа", именно этот смысл и был востребован при тиражировании текста памятника.
|