Догматическая записка, в преддверии Архиерейского собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 года, Московский Свято–Данилов монастырь) направленная на имя Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Богословской комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви,
— с критическим анализом результативных согласительных документов, принятых в контексте завершившегося официального богословского диалога между Восточной Православной Церковью и Ориентальными Православными Церквами Смешанной богословской комиссией по православно–ориентальному диалогу в 1989, 1990 и 1993 годах и представленных на общецерковное рассмотрение и утверждение в аспекте воссоединения Церквей.
Диакон Андрей Кураев, Василий Лурье. На пороге унии (Станем ли мы монофизитами?). — М., 1994.
В книгу вошла догматическая записка авторов, означенная в предыдущей позиции.
В заключительной части своего резко критического опуса, наряду с некоторыми не совсем корректными суждениями содержащего весьма много и верных и важных замечаний, квалифицировав результативные документы, принятые Смешанной богословской комиссией по диалогу между Восточной Православной Церковью и Ориентальными Православными Церквами, как “отречение от Предания и жертвоприношение идолу секулярной цивилизации", диакон Андрей Кураев и Василий Лурье резюмируют:
“А в перспективе собственно церковной приходится ставить и вопрос о том, как реагировать православному человеку на все порождённые шамбезийской унией канонические, экклезиологические, догматические, агиологические, антропологические и нравственные смущения?
Нам не приходится выдумывать свой ответ. Он уже дан Преданием:
15–е правило (Константинопольского) Двукратного собора благословляет: “Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя Святыми Соборами или отцами, то есть когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений”.
(...) В. В. Болотов некогда справедливо заметил, что “опыты унии способны только увеличивать спор, а не производить мир”. Поистине, ища мира с дальними, шамбезийские переговорщики теряют мир с ближними. Ища соединения с давно ушедшими, они порождают новый раскол в самих Православных Церквах.
Впрочем, слово р а с к о л здесь в точном своём смысле не применимо. Раскол – это разделение в единомыслящих. То, что произойдёт в России, если документы Шамбези будут утверждены, лишь по внешности будет расколом. На деле произойдёт вероучительное разделение на православных и новых униатов. Афон не принял шамбезийской унии. Неужели церковная история совсем не подсказывает иным, что мнение Афона значит для православного народа и духовенства больше, чем постановления любого учёного совета? В России в случае принятия иерархией унии просто повторится украинская церковная ситуация 1992 года.
Конечно, читая шамбезийские документы, можно пожалеть о столь далеко зашедшей секуляризации профессиональных "богословов", к числу которых нельзя не отнести и наших "подписантов" [профессоров, что из своих поездок на Запад привозят в Россию ереси Востока]. Но нельзя [не] пожалеть и о нашей современной церковной жизни, где важнейшие вопросы веры отдаются на откуп узкому кругу людей, не любящих и не ценящих Православие в его духовной уникальности и в его многовековой, поистине апостольской аутентичности {ср. с. 10 настоящей записки}. Нас беспокоит не только то, что тремя представителями нашей Церкви были подписаны документы в Шамбези. Нас беспокоит то, что ничего не сообщалось ни о какой альтернативной экспертизе решений 1989–1990 гг. со стороны Русской Церкви и её духовных академий и иных богословских учебных заведений.
Может быть, на недоумения, отмеченные нами, был найден ответ в ходе многолетних переговоров. Но почему он не был опубликован?
Слишком много недоговоренностей в увидевших свет публикациях. Например — можно ли соединяться с общиной, имеющей полуторатысячелетнюю историю, не зная, сохраняет ли она верность всем своим вероучительным книгам, соборам и учителям. Ведь если соблюдает — то эти соборы, книги и учителя становятся нашими. Можем ли мы знать, какое наследство принимаем? Несомненно, позиция монофизитов эволюционировала. Но от каких именно позиций монофизитов VII–VIII веков отреклись современные "нехалкидонские богословы"? Будем ли мы теперь вслед за монофизитами поминать "иже во святых отца нашего Диоскора"? Или, может, чтобы не нарушать с таким трудом достигнутого нового церковного мира, православным надо теперь устранить какие–то формулировки и термины из своего обихода? Имеем ли мы по–прежнему право строить своё богословие на преп. Максиме Исповеднике? Или мы обязаны отныне следовать учению "отца Церкви" Диоскора?
Думал ли кто–нибудь над тем, что оправдание монофелитства автоматически подвигает нас к унии с католиками, ибо монофелитство – единственная ересь, получившая официальную поддержку с Римской кафедры (папа Гонорий), а, значит, оправдание монофелитства сильно укрепляет римские притязания на догматическую непогрешимость папы?
Без ответа на эти вопросы, — изрекают авторы, — ратификация шамбезийских договоренностей была бы просто непонятным и непростительным богословским хулиганством” (с. 29–31).
Яков Кротов. Папа Римский и Патриарх Московский – еретики? – “Куранты”, № 238 (1005) от 14 декабря 1994 года.
Название статьи фривольный околоцерковный автор сопровождает не под–, а надзаголовком: “Архиерейский собор Московской Патриархии закончил свою работу, но не окончены споры, бушевавшие до собора, так что до сих пор нет ясности: может быть, Папа Римский и Патриарх … — еретики?”
Автор ошибочно полагает, будто Архиерейский собор должен был “восстановить церковное единство с монофизитами”, тогда как по протоколу предполагалось лишь рассмотреть вопрос — по докладу Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Богословской комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви, — о результатах работы Смешанной богословской комиссии по диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, что и было сделано.
И, безусловно, никакой — даже маленькой — сенсации в том смысле, будто “один пункт повестки дня завалили”, не было. Было лишь рабочее обсуждение и рабочее решение: “Считать, что "Второе общее заявление и предложения Церквам" не может рассматриваться как окончательный документ и необходимо продолжение работы Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами”.
При этом заслуживает особого внимания последний — четвёртый — пункт Определения Архиерейского собора, ставящий многое на своё место: “Памятуя необходимость в деле достижения [церковного] единства [непосредственного] участия народа Божия, который, по словам Послания Восточных Патриархов, является “хранителем древнего благочестия”, Собор считает благовременным иметь общецерковное обсуждение данного вопроса”.
Наш публицист, конечно, сего и не приметил, однако, высокоумно же не преминул отметить: “Вопрос этот сугубо внутрицерковный, мало кто даже из богословов способен понять и объяснить, в чём. сущность монофизитской ереси”. В кого же, интересно, это он метил?
В статье вполне справедливо, но концептуально неточно и в развязной как обычно манере констатируется наличие в церковном обществе тех, кто “выступил против унии с монофизитами”. Упоминаются диакон Андрей Кураев и брошюра “На пороге унии”, “печально обороняющий Святую Русь от жидомасонов [в лице уж ли не самого ... ?] Владимир Осипов и группа духовенства из епархии митрополита Петербургского Иоанна”. “Причем, — отмечается, — выступили резко: помиритесь с монофизитами — уйдём от вас, будем считать Патриарха Московского еретиком”.
Опираясь на несколько действительно некорректных пассажей, автор из высосанной из пальца мухи раздувает взятого с потолка слона: “...не монофизитов — католиков боятся пуще всего и ими стращают народ А. Кураев и В. Осипов. Пытаясь помириться с монофизитами, Московская Патриархия якобы отрабатывает "формулу унии с католиками" (Кураев). Страшнее мира с католиками ничего нет!”
“...острие его (Кураева) обличений, — продолжает автор, — направлено против католичества. Католики, кажется ему, самые вредные и опасные еретики. Разумеется, так считают многие православные, но обычно так считают люди невежественные, а тут образованный человек пишет: “Думал ли кто–нибудь над тем, что оправдание монофелитства (подвиг {sic!} монофизитства. – Я. К.) автоматически подвигает нас к унии с католиками, ибо монофелитство — единственная ересь, получившая официальную поддержку с римской кафедры”.
Комментарий автора резок, но справедлив: “Господи, да что ж это такое? Был один Папа, который имел несчастье поддержать еретика — не ересь как учение, а еретика. Анафематствовали этого Папу, а не Католическую Церковь. Как можно в здравом уме обвинять католиков в монофелитской ереси? Это даже не передёргивание фактов. А. Кураев изобрёл в своей брошюре дивное ругательство: "богословское хулиганство". Беда в том, что не потому ли он его изобрёл, что сам этим хулиганством и балуется?”
Вот с этого нашему автору и следовало бы начать, коли уж он решил акцентировать внимание на “антилатинской” интенции диакона Андрея Кураева, притом не единоличной (он, как помнится, не единственный, кто в ответе за брошюру “На пороге унии”) и выраженной к тому же в микродозе: фактура невежественно–липовая.
Этим следовало бы и кончить. Однако наш автор в пылу обличительства во что бы то ни стало бросается ещё в одно экскурсионно–аргументационное полымя: “С монофизитами боролся не только "восточник" патриарх {sic! – со строчной буквы!} Флавиан, но и Папа Римский (sic! — с прописной буквы!} Лев, — защищает наш Запинатель (с евр.; см. Православный церковный календарь за 1994 год. Издание Московской Патриархии. — С. 64: Иаков — запинатель (евр.)) известно кого, а не того, кого не надо, — в борьбе с иконоборчеством {sic!} погиб не только "восточник" Максим Исповедник (о чём Кураев пишет много), но и Папа Римский {sic!} Мартин Исповедник (о чём он умалчивает начисто)” {?!?}.
Во–первых, попробуем возмутиться и мы, папа Мартин погиб в борьбе отнюдь не с иконоборчеством, как кажется нашему страстному контрполемисту, а именно с тем, чего нет в Западной Церкви и в чём поэтому её обвинить нельзя, то есть с тем, что и называется как раз монофелитство. С чем, собственно, боролся и преподобный Максим Исповедник.
Во–вторых же, что касается объективности в этом плане авторов брошюры “На пороге унии”, то они всё–таки говорят о том, о чём, по–кротовски, якобы “умалчивают начисто”. Цитируем с. 19 брошюры: “...документы нынешней унии попирают кровь мучеников и исповедников: св. Максима с двумя его учениками Анастасиями, {att.!} св. Папы Римского Мартина и др.” (!).
Остается надеяться, что это тот самый Папа Римский Мартин Исповедник, о котором столь заинтересованно печется “западник” Иаков.
Думается, что многие из авторских упрёков в адрес диакона Андрея Кураева в “надрыве”, “истерике”, “крике”, “исповеднической позе” бумерангом возвращаются и обратно. В том числе и нижеследующий: “Нынешние исповедники целью жизни определили не Христа, а борьбу за Христа — и борются, и борются...”
1995
Протоиерей Феодор Зисис, профессор Солоникскозо университета. О “православии” антихалкидонских монофизитов. — Фессалоники, 1995 (первое издание на греч. языке — Салоники, 1994).
Издание осуществлено на средства благочестивых христиан в богоспасаемом граде Фессалоники при участии Иерусалимского Патриаршего подворья в Москве и Афонского подворья в Москве.
В книге содержится критический анализ результативных документов, принятых Смешанной богословской комиссией по православно–ориентальному диалогу.
“Горький опыт недавних межконфессиональных дискуссий, — говорится здесь, — оставляет впечатление, что членам православных делегаций не хватало систематической богословской подготовки, знания творений святых отцов и соборных постановлений. Наши представители выглядели так, словно не учились у православных наставников, а были воспитаны на экуменической литературе. ...Ибо в творениях святых отцов внимательный читатель найдёт описание всё тех же ухищрений и маневров, которые антихалкидониты применяют и до сего дня. Всё это, по мнению учителей Православия, есть только нечестность и неискренность с целью избежать публичного исповедания двух природ Господа нашего Иисуса Христа и постановлений IV–го Вселенского Собора”.
|