В том числе и сам Петр Гелий, с именем которого обыкновенно связывают якобы выделение прилагательных в отдельный грамматический (под)разряд, трактовал их чисто синтаксически. Более того, он ссылался при этом на “древних”. И очень сердился, когда слышал, будто адъективы лишены возможности самостоятельного функционирования в контексте предложений.
К тому же старший современник Петра Гелия и его тезоименитый учёный собрат Петр Абеляр, безутешный в другом отношении, в свою очередь потешался над теми, кто утверждал, будто прилагательные (он называл их sumpta, производные) означают формы, то есть качественные характеристики субстанций, качества. Согласно его собственному твёрдому убеждению, таковые являются именами объектов сообразно присущим им квалитативным формам.
5. Относительно того факта, что в позиции субъекта и объекта имена прилагательные имеют субстантивное значение, у большинства лингвистов и логиков сомнений обыкновенно нет. С этим согласен даже Валла. По его словам, чтобы не быть введённым в заблуждение относительно некоторого из сказанного Аристотелем, необходимо принимать “во внимание, что он полагает "белое" и "благое" в суппозите как существительные…”. Далее, однако, следует ошибочное продолжение: “…в аппозите же - как прилагательные” (Там же. - С. 349; определённый интерес в данном случае представляют фантастические редакционные примечания к приведённому фрагменту, помещённые на с. 446: “Суппозит - субъект доказательства. Аппозит - в данном случае более очевидное описание той же самой вещи, служащее для доказательства противного тезиса”. В действительности же термины “суппозит” и “аппозит” первоначально у модистов использовались вместо логических терминов “субъект” и “предикат” для обозначения грамматических подлежащего и сказуемого (см. соответствующий том “Истории лингвистических учений”). Именно в таком смысле они использованы и у Валлы. В последующее же время, однако, термины приобрели более широкое значение препозиции и постпозиции вообще.).
Однако, вопреки пылкому Лоренцо, утверждение относительно субстантивности значения слов в форме современных имён прилагательных справедливо и в контексте предикативного (а также и атрибутивного) их использования. В противном случае было бы абсолютно невозможным, например, применение чрезвычайно полезной, а в данном аспекте и весьма назидательной логической операции – операции обращения предложения или суждения.
Оно ведь и понятно: не может и не должно же слово в результате одной лишь только перемены места, переходя из позиции предиката в позицию субъекта, столь радикально менять своё значение – с квалитативного на субстантивное. Или наоборот.
Однако именно это применительно к французскому языку постулирует небезызвестный и притом “бессмертный” Ш. Дюкло в своих Примечаниях (1754) к “Грамматике Пор-Рояля” (в русском переводе московского издания помещены в приложении).
Валлой помянутый Аристотель, касаясь, в частности, проблемы сущего, некогда писал: “Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее, с другой - то, что существует само по себе. Как привходящее – например, мы говорим, что справедливый есть образованный, что человек есть образованный и что образованный есть человек, приблизительно так же, как говорим, что образованный в искусстве строит дом, потому что для домостроителя быть образованным в искусстве или образованному в искусстве быть домостроителем – это нечто привходящее (ибо “вот это есть то” означает здесь, что вот это есть привходящее для него). Так же обстоит дело и в указанных случаях: когда мы говорим, что человек есть образованный и что образованный есть человек, или что бледный есть образованный, или что образованный есть бледный, в двух последних случаях мы говорим, что оба свойства суть привходящее для одного и того же, в первом случае – что свойство есть нечто привходящее для сущего; а когда говорим, что образованный есть человек, мы говорим, что образованное есть нечто привходящее для человека” (Аристотель. Метафизика. V. 7 1017 a 7. - Цит. по: Аристотель. Сочинения в четырёх томах. - Т. I. - М., 1975. - С. 155-156; слова свойство, отметим, в греческом оригинале нет).
В одном из логических сочинений Стагирит как бы разъясняет сказанное в аспекте трактовки суждений с именами прилагательными в субъекте, но без ограничений на случай их предикативного применения. Он, в частности, пишет: “…когда я говорю: белое есть дерево, тогда я говорю, что то, для чего привходяще быть белым, есть дерево”; и ещё: “…когда я говорю, что образованный есть белый,…в этом случае я говорю, что человек, для которого привходяще быть образованным, есть белый” (Аристотель. Первая аналитика. I. 22. - Цит. по: Аристотель. Сочинения в четырёх томах. - Т. II. - М., 1978. - С. 294).
Как мы видели выше, Аристотель вполне может обращать суждения с именами прилагательными в субъекте и предикате. И трансформированное суждение: “белый есть образованный” – должно означать следующее: (по авторскому образцу) человек, для которого привходяще быть белым, одновременно есть и тот (цитируем) “человек, для которого привходяще быть образованным”. И наоборот. Ибо, напомним, “о б а (образованное и бледное {белое})…суть привходящее для одного и того же”. Возражений, полагаем, нет и не будет?
Приведённые краткие рассуждения могут пролить свет и на сопутствующие погрешности, в которые впала современная лингвистика (и логика тоже). Вполне очевидно, например, что отнюдь не корректно в контексте одного предложения говорить о различных функциях слов и словосочетаний в позиции субъекта и в позиции предиката: референтной и сигнификативной. Тем более некорректно, базируясь на этом ошибочном основании, вводить какую-то новую лексико-синтаксическую классификацию, лишать некоторые разряды слов именного статуса, низводя их до уровня каких-то там предикатов, призначных слов и т. д. и т. п. Древние прецеденты подобных неприглядных деяний, безусловно, имеются (особенно, подчеркнём, отличились здесь так называемые реалисты). Однако тупиковые рецидивы их следовало бы давным-давно искоренить и забыть.
Однако… Со ссылкой на опус E. Moody “Truth and consequence in Medie-val Logic” (Amsterdam, 1953) академик Н. Д. Арутюнова, например, пишет:
“Взгляды схоластов группируются вокруг двух концепций связки, которые иногда называют теорией ингерентности (присущности) и теорией тождества…
До XIV века превалировала теория ингерентности, восходящая, по-видимому, к Боэцию. Её придерживались в основном реалисты. Согласно этой теории, связка указывает на то, что субъект суждения должен пониматься экстенсионально. Это знак, замещающий индивидные объекты. Предикат же должен пониматься интенсионально, как обозначение общей категории, или универсалии. Связка соединяет экстенсионал и интенсионал, соответствующие субъекту и предикату.
Фома Аквинский (XIII в.) писал, что в суждении субъект мыслится материально, а предикат – формально. Человеческий разум интегрирует эти разные по своей природе категории, для того чтобы установить отношение присущности признака предмету в соответствии с онтологией мира, в котором форма неотделима от материи. Фома Аквинский считал связку частью предиката, преобразующей признаковое понятие (атрибут) в предикативное.
|