Юрченко А.И.
ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ
Послание
Папы Римского Иннокентия III «Cum Marthae circa»
Иоанну, бывшему архиепископу Лионскому, от 29 ноября 1202 г.
(Христианское вероучение 726/1 – D 782): «…Сам Христос, когда Он пресуществил (transsubstantiavit) хлеб и вино в Своё Тело и Кровь…»
(D 784): «…вода и вино trassubstantiatur…; вода и вино transmutari» (ср. D 798).
IV Латеранский (XII Вселенский) собор
(11 ноября – 30 ноября 1215 года)
Исповедание веры
(ХВ – С. 28): IV Латеранский собор был созван Папой Римским Иннокентием III (1198–1216). Его целью было противостоять заблуждениям альбигойцев, принять решение в связи с Константинополем, где после греческого раскола и основания Латинской империи крестоносцами возникло множество религиозных проблем, и, наконец, призвать военные силы против турок, угрожавших христианским территориям на Святой Земле. В заседаниях собора участвовало 400 епископов. Первая из 70 глав, обнародованных собором, – это исповедание веры. Против учения Иоахима Фло-р(ий)ского (†1201). Использован богословский вклад Парижского ун–та, в частности, Петра Ломбардского (†1159), Стефана Лангтона (1150–1228).
(ХВ – С. 397): Явившись результатом долгих богословских поисков, IV Латеранский собор использует слово «пресуществление», никогда ранее не использовавшееся в официальных текстах, чтобы выразить традиционную веру в реальное присутствие Христа в Таинстве Евхаристии.
(ХВ 31 – D 802): «…Иисус Христос является одновременно Священником и Жертвой. Его Тело и Его Кровь истинно присутствуют в Таинстве алтаря под видом вина и хлеба, хлеб пресуществляется (ХВ: transsubstantiatio – D.: transsubstantiatis) в Тело, и вино – в Кровь Божественной силой, чтобы мы получили от Него то, что Он получил от нас, и чтобы свершилась тайна Единения».
II Лионский (XIV Вселенский) собор
(07 мая – 17 июля 1274 года)
[Термин «пресуществление» впервые получил применение на Востоке в 1274 году в так называемом «Исповедании веры Михаила Палеолога», то есть императора Восточной Римской империи Михаила VIII.]
(ХВ – С. 29): Созванный Папой Римским Григорием X (1271–1276), II–й Лионский собор поставил целью реформировать Церковь, помочь христианам Святой Земли и восстановить единство с Восточной Церковью.
Император Михаил VIII Палеолог, который в 1261 году ниспроверг Латинскую империю (основанную в Константинополе в 1204 году крестоносцами) и восстановил Восточную Римскую империю, был специально приглашён на собор. Приглашение Папы Римского принять участие в соборе передал императору францисканец–грек Иоанн Парастрон (Прим. на с. 31). Поскольку Михаил Палеолог, со своей стороны, искал присоединения к Риму отделённых Восточных Церквей, то согласился послать в Лион своих представителей. Они, в частности, доставили письмо, в котором находилось то, что обычно называется Исповеданием веры Михаила Палеолога. Текст был составлен и предложен императору в 1267 году Папой Римским Климентом IV (1265–1268). Его торжественное чтение на четвёртой сессии собора, за которым последовала декларация посланника императора Михаила VIII Палеолога, означала, казалось, конец раскола.
(ХВ 39 – D 860): «Та же Римская Церковь совершает Таинство Евхаристии, употребляя пресный хлеб; она считает и учит, что в Таинстве хлеб истинно пресуществляется (trassubstantiatur) в Тело, а вино – в Кровь Господа нашего Иисуса Христа».
Флорентийский (XVII Вселенский) собор (1439–1445)
Булла «Exsultate Deo» Папы Римского Евгения IV (1431–1447)
Декрет для армян (Decretum pro armeniis)
(22 ноября 1439 года)
(ХВ 732 – D 1321): Форма этого таинства – слова Спасителя, которыми Он его осуществил. Действительно, священник осуществляет это Таинство, говоря во имя (in persona) Христа. В силу этих слов субстанция хлеба превращается (virtute substantia panis) в Тело Христово, а субстанция вина (substantia vini … convertuntur) – в Его Кровь. Таким образом весь Христос (totius Christus) содержится под видом хлеба (sub specie panis) и весь под видом вина».
Булла «Cantate Domino» Папы Римского Евгения IV (1431–1447)
Декрет для яковитов (Decretum pro Iacobitis)
(4 февраля 1442 года)
(D 1352): «…substantia panis … in verum Christi Corpus transsubstantietur».
Тридентский ( XIX Вселенский) собор (1545–1563)
Декрет о Святой Евхаристии
(13–я сессия – 11 октября 1551 года, при Папе Юлии III [1550–1555])
(ХВ – С. 399): Одним из учений, провозглашённых на соборе, было учение о Святой Евхаристии, подвергшееся активным нападкам со стороны реформаторов. Как и в отношении других вопросов, речь шла не только о том, чтобы представить полное изложение, сколько о том, подтвердить традиционное верование и (С. 400) выразить его в формулировке, становящейся отныне нормативной. Хотя дискуссия началась в 1547 году, первый декрет о Евхаристии был опубликован только через четыре года. Из–за политических кризисов, заставивших собор прерваться, учение о Евхаристии было завершено лишь во время 21–й и 22–й сессий, спустя более чем десять лет (ХВ 756–764, 765–784).
В настоящем декрете, разделённом на восемь глав и одиннадцать канонов, основным является вопрос о реальном присутствии Христа в Таинстве Евхаристии.
1. Факт, возможность и доказательство реального присутствия. Осуж-дается здесь не Лютер, так как он никогда не сомневался в реальном присутствии. Наоборот, Ульрих Цвингли (1484–1531), присоединившийся к Реформации, оказался к 1529 году в оппозиции по отношению к Лютеру в этом вопросе. По его мнению, Христос присутствует в Евхаристии лишь как «знак». Для Иоанна Эколампада (1482–1531) Он (Христос) присутствует лишь «символически», а для Кальвина – лишь «в Своей силе», то есть динамически. Против этих различных мнений высказывается Учительство Церкви (ХВ 735–737, 745).
2. Присутствие реальное и полное – даже под одним видом (ХВ 738).
3. Реальное присутствие существует независимо от Причастия. В этом вопросе Лютер колебался, но Меланхтон откровенно учил противоположному (ХВ 738–748).
4. Пресуществление. Вслед за Виклефом, Лютер учил, что хлеб и вино присутствуют вместе с Телом и Кровью Христа. Собор говорит об истинном изменении субстанции, где хлеб и вино сохраняются лишь как внешний вид. Собор также провозглашает соответствующее выражение «пресуществление», появившееся в официальном языке Церкви (ХВ 739–746) лишь после IV Латеранского собора 1215 года (ХВ 31).
5. Другие главы и каноны выводят из этого учения различные практические следствия, такие, как евхаристический культ (ХВ 740, 750), «хранение» Святых Даров и принесение их больным (ХВ 741, 751), принятие и использование этого Таинства (ХВ 742–744, 752–755).
(ХВ 739 – D 1642): «4. Пресуществление
Поскольку Христос, наш Искупитель, сказал, что то, что Он предложил под видом хлеба, есть подлинно Его Тело (Мф. 26, 26; Мр. 14, 22; Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24), в Божией Церкви всегда было это убеждение, которое вновь провозглашает Святой Собор: через освящение хлеба и вина совершается изменение всей субстанции хлеба в субстанциюТела Христова, Господа нашего, и всей субстанции вина – в субстанцию Его Крови (per consecrationem panis et vini conversionem fieri totius substantiae panis in substantiam Corporis Christi Domini nostri, et totius substantiae vini in substantiam sanguinis eius).
Это изменение (conversio) Святая Католическая Церковь справедливо и точно назвала пресуществлением (Quae conversio convenienter et proprie a sancta catholica Ecclesia transsubstantiatio est appellate [s. can. 2]).
Каноны о Пресвятом Таинстве Евхаристии
(ХВ 746 – D 1652): 2. Если кто–либо говорит, что в Пресвятом Таинстве Евхаристии субстанция хлеба и вина остаётся вместе с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, и отрицает это дивное и уникальное превращение (conversionem) всей субстанции хлеба в Его Тело и всей субстанции вина в Его Кровь, при том что сохраняется лишь видимость (speciebus) хлеба и вина, превращение, которое Католическая Церковь называет весьма подходящим образом «пресуществлением» (transsubstantionem)».
Булла «Iniunctum nobis» Папы Римского Пия IV (1559–1565)
(13 ноября 1564 года)
(ХВ – С. 32): Тридентский собор предписал, что каждый, кто был предназначен для принятия церковного достоинства, должен исповедать веру и признать подчинение Папе Римскому. По просьбе Петра Канизиуса (1521–1597) Папа Римский Пий IV сформулировал исповедание веры в булле «Iniunctum nobis». Её называют Исповеданием веры Тридентского собора, хотя на Тридентском соборе текст ещё не был утверждён, а также Исповеданием веры Папы Пия IV.
В булле предложены основные суждения Тридентского собора относительно заблуждений того времени. Конгрегация Собора в 1877 году (ХВ 51) дополнила его решениями I Ватиканского собора и догматом о безошибочности (непогрешимости) Папы. Папа Пий X присоединил сюда в 1910 году антимодернистскую присягу (ХВ 125–135). В 1917 году под названием Католическое исповедание веры всё это было помещено в начало Кодекса канонического права. В 1967 году Католическое исповедание веры было сокращено, а антимодернистская присяга удалена (AAS 59 [1967], 1058).
(ХВ 46 – D 1866): «Я также исповедую, что во время Мессы Богу приносится истинная Жертва, искупительная для живых и мёртвых, и что в Пресвятом Таинстве Евхаристии присутствуют истинно, реально и сущностно (vere, realiter et substantialiter) Тело и Кровь вместе с душой и Божеством Господа нашего Иисуса Христа и что совершается превращение всей сущности (conversionem totius substantiae) хлеба в Его Тело и всей сущности (totius substantiae) вина в Его Кровь, превращение (conversionem), которое Католическая Церковь называет пресуществлением (transsubstantionem)».
Конституция «Nuper ad nos» Папы Бенедикта XIV (1740–1758)
(16 марта 1743 года)
(D 2535): «…in sanctissimo Eucharistiae sacramento, iuxta fidem, quae simper in Ecclesia Dei fuit, contineri vere, realiter et substantialiter Corpus et Sanguinem una cum anima et Divinitate Domini nostri Iesu Christi ac proinde totum Cristum, fierique conversionem totius substantiae panis in Corpus et totius substantiae vini in Sanguinem, quam conversionem catholica Ecclesia aptissime transsubstantionem appellat, et sub unaquaque specie, et singulis cuiusque specie, separatione facta, totum Christum contineri».
Конституция «Auctorem fidei » Папы Пия VI (1775–1799)
(28 августа 1794 года)
Заблуждения Синода Пистойи
(ХВ – С. 251): По поручению Папы Пия VI Римской комиссией были рассмотрены постановления янсенистского Синода Пистойи, созванного по приказу великого герцога Тосканского в 1796 году. Основой дискуссий на Синоде послужили пятьдесят семь статей епископа Пистойи и Прадо Сципиона Риччи (1741–1810). Комиссия осудила заблуждения, содержавшиеся в постановлениях, ликвидировав таким образом вероучительный янсенизм.
(D 2629): «29. Doctrina Synodi, qua parte tradere instituens fidei doctrinam de ritu consecrationis remotis quaestionibus scholasticis circa modum, quo Christus est in Eucharistia, a quibus parochos docendi munere fungentes abstinere hortatur, duobus his tantum propositis:
1) Christum post consecrationem vere, realiter, substantialiter esse sub speciebus;
2) tunc omnem panis et vini substantiam cessare, solis remanentibus speciebus, prorsus omittit ullam mentionem facere transsubstantionis seu conversionis totius substantiae panis in Corpus, et totius substantiae vini in Sangui-nem quam velut articulum fidei Tridentinum Concilium definvit [1642, 1652], et quae in solemni fidei professione continetur [1866];
quatenus per inconsultam istiusmodi suspiciosamque omissionem notitia subtrahitur tum articuli ad fidem pertimentis, tum etiam vocis ab Ecclesia consecratae ad illius tuendam professionem adversus haereses, tenditque adeo ad eius oblivionem inducendam, quasi ageretur de quaestione mere scholastica: – perniciosa, derogans expositioni veritas catholicae circa dogma transsubstantiationis, favens haereticis».
Энциклика «Humani generis» Папы Римского Пия XII (1939–1958)
(12 августа 1950 года)
(ХВ – С. 416): Анализ материи в самой сокровенной её структуре привёл атомную физику к совершенно новому понятию о ней. При этом неотвратимо встала проблема, как совместить его с учением о пресуществлении. Энциклика «Humani generis» исключает решение, которое, уклоняясь от подлинных трудностей, приводит к уничтожению догмы.
(ХВ 795 – D 3891): «…Находятся такие, кто утверждает, что учение о пресуществлении (transsubstantionis), основанное, как они говорят, на устаревшем понятии субстанции, должно быть исправлено таким образом, что реальное присутствие Христа в Святейшей Евхаристии сводится к некоему виду символизма; в том смысле, что освящённые виды (species) будут лишь действенным знаком духовного (spiritualis) присутствия Христа и Его внутреннего единения с верными членами в Его мистическом Теле».
Энциклика «Mysterium fidei» Папы Павла VI (1965–1978)
(3 сентября 1965 года)
(ХВ – С. 418): Некоторые исследователи высказывали о реальном присутствии Христа в Евхаристии мнения, заключавшие в себе опасность поколебать веру. Поэтому Папа Павел VI подтверждает учение, определённое и сохраняемое в Предании Церкви.
(ХВ 795/3): «…Не дозволяется … настаивать на аспекте культового знака, как если бы символическая функция в Святой Евхаристии, которую никто не оспаривает, исчерпывающе выражала бы и образ присутствия Христа в этом Таинстве;
не дозволяется рассматривать тайну пресуществления, не говоря о чудесном превращении всей субстанции хлеба в Тело (Христа) и всей субстанции вина в Кровь Христа, превращении, о котором говорит Тридентский собор, – и остановиться просто на том, что называется «транссигнификация» и «трансфинализация».
Это присутствие (Христа в Евхаристии) принято называть «реальным» не потому, что оно исключительное, как если бы другие присутствия не были «реальными», но прежде всего потому, что оно сущностно, и потому, что благодаря ему Христос, Бог и человек, присутствует в полноте (ХВ 735, 745).
Следовательно, придать Телу Прославленного Христа духовную (pneu-matica) природу вездесущности или свести евхаристическое присутствие к символизму, как если бы это Таинство, столь почитаемое, заключалось лишь в действенном знаке «духовного присутствия Христа и Его внутреннего единения в Своём мистическом Теле с верными членами» (ХВ 795), было бы плохим объяснением этого вида присутствия.
Если эта евхаристическая символика и объясняет нам само последствие этого Таинства – единение мистического Тела, она не означает и не выражает того, что в природе этого Таинства отличает его от остальных Таинств. Ибо постоянное учение, передаваемое Церковью катехуменам, понимание христианского народа, учение, определённое Тридентским собором, и сами слова, которыми Христос установил Святую Евхаристию, обязывают нас исповедовать, что «Евхаристия – Тело Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, Которого Отец воскресил по своей благости» (Святой Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам, 7. 1; PG 5, 714)» [AAS 57 (1965), 773–774].
Исповедание веры Папы Римского Павла VI (1965–1978)
(30 июня 1968 года)
(ХВ – С. 34): Озабоченный «смутой, которая охватывает в наше время некоторые современные круги в вопросах веры», Папа Павел VI завершил торжественное богослужение в связи с 1900–летием мученичества апостолов Петра и Павла провозглашением Символа веры. Папа определённо выразился, что, оно «по существу повторяет Никейский Символ веры, с некоторыми дополнениями, происходящими из условий духовной жизни нашего времени». Помимо использования древнего Никейского Символа веры документ включает в себя и другие определения Учительства, например, постановления недавно прошедшего II Ватиканского собора, в частности, Догматическую конституцию Lumen gentium.
(ХВ 52/18): «25. Христос может присутствовать в этом Таинстве (Евхаристии) только через превращение в Его Тело самой реальности хлеба и превращения в Его Кровь самой реальности вина, только свойства хлеба и вина, ощущаемые нашими чувствами, остаются неизменными. Это таинственное превращение Церковь называет точно подходящим словом «пресуществление».
Любое богословское объяснение, стремящееся к разгадке тайны, должно, дабы не противоречить католической вере, придерживаится того, что в самой реальности, независимо от нашего ума, хлеб и вино после освящения перестают существовать и становятся Телом и Кровью возлюбленного Господа Иисуса, Который с этого момента реально является перед нами под сакраментальными видами Хлеба и Вина (ХВ 739, 745, 795/3), как пожелал Господь, чтобы отдаться нам в пищу и присоединить нас к единству своего мистического тела (Фома Аквинский. Summa theol. III, q. 73, a. 3) [AAS 60 (1968), 433–445].