|
В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, частные приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы.
Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит или может входить психолингвистика.
Учебник написан вполне доступным языком для всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.
Автор - Белянин Валерий Павлович - доктор филологических наук, профессор кафедры психолингвистики Московского государственного лингвистического университета, профессор Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Психолингвистика как наука о речевой деятельности
- Объект и предмет психолингвистики
- Определения психолингвистики
- Причины появления психолингвистики
- Междисциплинарность психолингвистики
- Язык - речь - речевая деятельность
Тема 2. Из истории психолингвистики
- Язык - это деятельность человеческого духа
- Язык отражает культуру народа
- Язык включает в себя психический компонент
- Язык - это условие мысли
- Язык ограничивает познание мира
- Язык есть условие общения
- Язык регулирует деятельность человека
- Некоторые постулаты московской психолингвистической школы
- Современное состояние психолингвистики.
Тема 3. Онтогенез речи
- Язык животных в природе
- Говорящие животные
- Дети-маугли
- Критический период для освоения речи
- Освоение речи ребенком
- Доречевой этап
- Освоение звуковой формы
- Связь звучания со смыслом
- Активный рост запаса слов
- Овладение морфологией
- Ошибки в речи детей
- Детское словотворчество
- Овладение синтаксисом
- Овладение значением слова
- Родительский язык
- Детские словечки
- Теории формирования языкового сознания в онтогенезе
Тема 4. Производство речи
- Речевые ошибки
- Трудовая теория происхождения речи
- Модели производства речи
- Стохастическая модель производства речи
- Модель непосредственно составляющих
- Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского
- Теория уровней языка
- Модель Т-О-Т-Е
- Модель Л. С. Выготского
- Модель А.Р.Лурии
- Модель А.А.Леонтьева
- Модель Левелта
Тема 5. Восприятие речи
- Неосознаваемость восприятия речи
- Уровневость восприятия речи
- Осмысленность восприятия речи
- Восприятие букв и слов
- Восприятие предложений
- Соотнесение речи с действительностью
- Механизм эквивалентных замен
- Механизм вероятностного прогнозирования
- Восприятие и понимание речи
- Значение и смысл
- Модели восприятия речи
Тема 6. Текст как объект психолингвистики
- Слово - высказывание - текст
- Включенность текста в неречевую деятельность
- Производство текста
- Затекст - текст - подтекст
- Восприятие текста
- Пересказ текста
- Пошаговость восприятия
- Многозначность текста
- Свойства текста
Тема 7. Эксперимент в психолингвистике
- Роль эксперимента в психолингвистике
- Ассоциативный эксперимент
2.1. Процедура ассоциативного эксперимента
2.2. Интерпретация ответов ассоциативного эксперимента
2.3. Значение результатов ассоциативного эксперимента
- Метод семантического дифференциала
- Методика дополнения
- Методика заканчивания предложения
- Методика определения грамматической правильности
- Градуальное шкалирование
- Методика определения грамматической правильности
- Опросник
- Методы прямого толкования слова
- Классификация
Тема 8. Этнопсихолингвистика
- Язык и культура
- Гипотеза лингвистической относительности
- Национально-культурная специфика слова
- Лакуны
- Речевое поведение
- Билингвизм
- Ошибки при изучении иностранного языка
- Речь иностранца
- Культурный шок
- Аккультурация
- Лингвистический шок
- Интеркультурные контакты
Тема 9. Патопсихолингвистика
- Речь в состоянии эмоциональной напряженности
- Речь в измененном состоянии сознания
- Речь при акцентуациях и психопатиях
- Речь при отдельных заболеваниях
- Физиологические центры речи
- Нарушения речи
- Дефекты речи
- Язык глухонемых
Тема 10. Прикладные аспекты психолингвистики
- Судебная психолингвистика
1.1. Психолингвистика допроса
1.2. Ложь в речи
1.3. Детектор лжи
1.4. Идентификация личности по речи
- Язык и гендер
- Нейро-лингвистическое программирование
- Автоматический анализ текста
- Язык и речевое воздействие
Конспективное изложение курса 111
Вопросы для контроля 117
Темы рефератов 121
Темы курсовых 123
Литература 125
|
Психолингвистика - наука относительно молодая. Но она прочно завоевала научное пространство не только своей междисциплинарностью, но и новизной подходов и, самое главное, результативностью исследований.
Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как языковая система и правила построения речи позволяют человеку выражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам процесс восприятия, но и результат понимания человеком речи.
Говоря о детской речи, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок. Психолингвистика описывает, как включённость в совместную деятельность со взрослыми позволяет ребёнку овладеть языковой и неязыковой "картиной мира" и сформировать собственное языковое сознание.
Ознакомившись с предложенным изложением курса, вы сможете прояснить для себя многие проблемы, связанные с языком и мышлением. Вы узнаете о том, как осуществляется воздействие на сознание человека с помощью языка. Вы поймете, почему язык оказывается мощным средством управления речевым и неречевым поведением человека.
Книга рассчитана на тех, кто уже знаком с основами языкознания и психологии. Вместе с тем она написана так, чтобы читатель смог самостоятельно разобраться в обсуждаемых проблемах.
Добро пожаловать в мир психолингвистики!
Валерий Белянин
|