[ГЛАВНАЯ] [ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ] [ФОРУМ]

Горошко Е.И.

Предисловие

Изучение любого предмета или явления опирается на определенную парадигму, с позиций которой разворачивается мировоззренческая направленность исследования. С одной стороны, психолингвистическая парадигма исследования речевой деятельности достигла того состояния, за которым начинается формирование уже новой научной парадигмы. В настоящий момент всё большую значимость приобретают вопросы о том, каким образом человек использует язык, какие психические процессы и какие механизмы обеспечивают функционирование языковой способности. С другой стороны, сочетание когнитивной, социологической и культурологической направленности исследований последних лет выдвигает на первый план индивидуальные характеристики говорящего субъекта как важную составляющую изучения центральной лингвистической проблемы - человек в пространстве языка. Новейшие концепции, сформировавшиеся в результате привлечения к лингвистическому описанию данных из психологии, культурологии, социологии, философии и ряда других антропоориентированных дисциплин, изменили точку зрения и на традиционный лингвистический подход. Стало понятным, что основная функция языка состоит не столько в передаче информации и осуществлении референции к независимой от него реальности, сколько в ориентации личности в ее собственной познавательной области, то есть язык стал больше рассматриваться как система ориентирующего поведения, где коннотация играет решающую роль. Значимость индивидуальных параметров говорящего субъекта в связи с этим существенно возросла.

Вышесказанным мы можем объяснить столь широкую популярность и расширяющуюся сферу применения метода свободных ассоциаций на современном этапе развития психолингвистики и столь быстрое распространения его во многих других гуманитарных областях знания.

Целью исследования стало описание онтогенеза метода свободных ассоциаций в различных областях гуманитарного знания, в тех случаях, когда свободный ассоциативный эксперимент выступает в качестве исследовательского инструментария.

Выбор проблематики данной работы обуславливается и тем, что свободный ассоциативный эксперимент является одним из мощных “приборов”, позволяющих опосредованно “взглянуть” на особенности формирования и функционирования языкового сознания человека, которое часто недоступно или “закрыто” для других интроспективных методов.

Особое внимание в работе уделяется описанию использования метода свободных ассоциаций в психолингвистике, и в связи с этим подробно освещаются этапы становления и развития в целом ассоциативного направления в отечественной и зарубежной филологии.

Процедура проведения этого метода достаточна проста. Она заключается в том, что испытуемому предлагается ответить на предложенное слово первым пришедшим в голову словом. Первое, полученное таким образом слово – реакция, и является результатом проведения этого эксперимента.

Метод свободных ассоциаций, будучи предтечей проективных методик исследования личности, в т.ч. и языковой, обладает достаточно большой валидностью и объяснительной силой. Условия его проведения достаточно близки к естественным, и собственно форма проведения без специальной ориентировки на конечный результат и его простота “снимают” искусственность экспериментальной обстановки и приближают её к нормальным условиям функционирования речевой способности человека в целом. Поэтому, в одну из задач, поставленных в настоящей работе, входило понять все возможности использования методики свободных ассоциаций при изучении речевой способности человека.

Итак, конечной целью работы стало описание теоретической базы ассоциативного направления в психолингвистике и на её основе создание новой интегративной методологии, способной объяснить динамику функционирования языкового сознания в интра- и межкультурной этнической среде.

В соответствии с поставленной целью монография подразделяется на 5 глав.

Первая глава освешает вопросы, связанные с возникновением понятия “ассоциации” и его введением в парадигму социальных наук. Подробно описываются этапы становления и развития ассоциативного метода как инструмента психологических, лингвистических и психолингвистических исследований. Приводится периодизация и описание ассоциативного направления в языкознании и психологии в течение двух столетий. Дается лингвопсихологическая модель ассоциативного эксперимента как одного из методов изучения языковго сознания. Проведенный анализ работ в области использования САЭ как метода научного познания позволяет его интерпретировать как совокупность моделей – теоретической, исторической, математической, классификационной, методологической. При этом: теоретическая модель - это “база” научного обоснования использования САЭ. Историческая модель охватывает этапы развития и становления САЭ как метода научного познания. Она описывает изучение ассоциативных процессов в психологии, языкознании и психолингвистики. Математическая модель соотносится с количественной интерпретацией ассоциативных данных. Классификационная модель связана с качественным анализом данных и проблемой выделения непротиворечивых оснований для их описания и интерпретации. Методологическая модель описывает собственно методику проведения САЭ и описания спектра факторов, влияющих на достоверность получаемых ассоциативных данных.

Вторая глава посвящена проблемам ассоциативной лексикографии. Проведенный анализ работ в данной области позволяет говорить об ассоциативной лексикографии как самостоятельном исследовательском направлении, лежащем на стыке психолингвистических и лексикографических исследований. В этой главе приводится систематизация и классификация существующих ассоциативных словарей. Подробно описывается модель ассоциативного тезауруса как мощного инструмента в области социальных исследований, при этом ассоциативно – вербальная сеть тезауруса мылится как ещё один из способов его представления, соотносимый с языковой способностью носителя языка. В главе подробно освещаются также и прикладные аспекты ассоциативной лексикографии.

Основное внимание в третьей главе уделяется проблемам описания механизма ассоциирования и классификации реакций. Распределение реакций по некоторым непротиворечивым основаниям рассматривается как качественный анализ ассоциативных данных. Дается подробная хронология развития классификационного ассоциативного анализа с логических, психологических и лингвистических позиций.

Предметом четвертой главы стало создание математической модели свободного ассоциативного эксперимента и описание количественных методов анализа ассоциативных данных.

В центр внимания пятой главы попали вопросы, связанные с методикой проведения свободного ассоциативного эксперимента. Установлена и описана система факторов, влияющая на достоверность данных, полученных в ходе проведения САЭ. Даются методические рекомендации по поводу его проведения.

Заключение подводит итог проделанному исследованию, в нем содержатся выводы о специфике использования метода свободных ассоциаций в широком спектре гуманитарных дисциплин, в т.ч. и в психолингвистике.

В разделе “Литература и “Словари” перечислены использованные первоисточники.

Автор надеется, что определенные положения и выводы работы могут быть использованы в спецкурсах по лексикологии, лексикографии, психолингвистике, общему языкознанию, культурологии и лингвокультурологии, гендерным исследованиям, в криминалистической судебной экспертизе письма.

Они могут быть полезны всем представителям гуманитарного знания, которым интересны особенности проявления национальной ментальности и культуры, и в частности определенные её срезы. Полученные данные могут быть использованы в психодиагностике, при изучении речевых патологий и особенностей речи в измененных состояниях сознания.

Однако, прежде всего, книга предназначена для специалистов, использующих метод свободных ассоциаций для решения прикладных и теоретических задач как в лингвистике, так и в любой другой отрасли знания.

Работа выполнена в концептуальных рамках идей московской  психолингвистической школы.

Автор благодарит всех сотрудников секции психолингвистики и теории коммуникации института языкознания РАН за предоставленную возможность, во-первых, обсуждения на секторе положений и результатов настоящей работы и их критического анализа, а, во-вторых, участия в работе семинара “Язык, сознание, культура: детерминационная зависимость”, который действовал на базе сектора в течение пяти лет. Особую благодарность за внимание к своим исследованиям и содействию в написании данной книги автор приносит профессору Н.В. Уфимцевой, профессору Е.Ф. Тарасову, профессору А.В. Кирилиной и своим первым наставникам в психолингвистике профессору А.М. Шахнаровичу и кандидату юридических наук С.М. Вулу. Автор также благодарит профессора Е.Ф. Иванову за “психологические консультации” и обсуждение проблем, описываемых в этой работе, и всех тех, кто так или иначе оказывал автору поддержку при работе над рукописью книги и её изданием.

Автор примет с искренней благодарностью любой конструктивный критический анализ обсуждаемых в монографии проблем.

[ГЛАВНАЯ] [ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ] [ФОРУМ]