[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [ФОРУМ]

Горошко Е.И.

Языковое сознание: гендерная парадигма

 ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ: ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА

Российская Академия Наук

Институт языкознания

 
Рецензенты:

·                     Леонтьев Алексей Алексеевич, доктор психологических наук, доктор филологических наук, академик Российской Академии образования;

·                     Тарасов Евгений Федорович, член-корреспондент РАЕН, доктор филологических наук, профессор, заведующий сектором «Психолингвистики и теории коммуникации» Института Языкознания Российской Академии наук.

·                     Шевченко Ирина Семеновна, доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка и перевода Харьковского национального университета им В. Н. Каразина;

 

Для кого предназначена книга:

В книге предпринята попытка целенаправленного описания группового языкового сознания на материале нормы и девиантных сообществ. Впервые в контекст анализа ассоциативного материала введены в совокупности параметры гендера, возраста, особого психофизиологического состояния и условий жизни информантов – носителей русского языка и украинско-русского билингвизма. Языковое сознание рассматривается как система ассоциативных парадигм (гендерной, возрастной, стрессовой, образовательной и девиантной). Впервые введен гендерный параметр в исследование восприятия цветов и эмоций на материале вербальных ассоциаций.

Положения и выводы работы могут быть полезны всем представителям гуманитарного знания, которым интересны особенности проявления русской ментальности и культуры и особенности её функционирования в плане гендерных различий. Эта книга адресована также специалистам и аспирантам в области гендерных исследований, психо и социолингвистики и русистики, а также широкому кругу читателей, интересующихся гендерными аспектами языка и речи.

 
 
Об авторе:

Горошко Елена Игоревна, доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков Национального Технического Университета «Харьковский политехнический институт» и кафедры иностранных языков и перевода Харьковского государственного экономического университета, автор более 60 работ в области лингвистической гендерологии, психолингвистики и судебного автороведения. Сфера научных интересов – изучение гендерных аспектов языка и коммуникации, а также криминалистическая экспертиза письма. Член Харьковского центра гендерных исследований (Харьков, Украина), Международной Прагматической Ассоциации (Антверпен, Бельгия), Российской психолингвистической ассоциации (Россия, Москва).

 
 
 
Предисловие
 

Изучение любого предмета или явления опирается на определенную парадигму, с позиций которой разворачивается мировоззренческая направленность исследования. Лингвистическая парадигма исследования речевой деятельности достигла того состояния, за которым начинается формирование уже новой научной парадигмы.

Сочетание когнитивной, социологической и культурологической направленности исследований последних лет выдвигает на первый план индивидуальные характеристики личности как важную составляющую изучения центральной лингвистической проблемы - человек в языке. Новейшие концепции, сформировавшиеся в результате привлечения к лингвистическому описанию данных из психологии, культурологии, социологии, философии и ряда других антропоориентированных дисциплин, изменили точку зрения и на традиционный лингвистический подход. Стало понятным, что основная функция языка состоит не столько в передаче информации и осуществлении референции к независимой от него реальности, сколько в ориентации личности в ее собственной познавательной области, то есть язык стал больше рассматриваться как система ориентирующего поведения, где коннотация играет решающую роль. Значимость индивидуальных параметров человека в связи с этим существенно возросла. Увеличился и интерес к такому параметру личности как пол.

Этим в основном и было предопределено наше обращение к проблеме реального функционирования образов интраэтнического сознания в зависимости от биологических и социальных составляющих личности человека.

В качестве основного объекта исследования были выбраны образы сознания представителей гомогенной культуры, «овнешненные» (термин Е. Ф. Тарасова) с помощью вербальных ассоциаций в их связи с психофизиологическими и социальными составляющими личности. Исследование форм существования и функционирования языкового сознания в гомогенной лингвокультурной среде было проведено на ассоциативном материале, который, по нашему предположению, представляет собой некоторый фрагмент группового образа мира, специфика которого в целом ряде случаев определяется биологическими или же социальными составляющими личности носителя языка.

Материалом для исследования стали данные широкомасштабных психолингвистических экспериментов, а именно - свободных ассоциативных экспериментов, проводимых автором в период с 1994 по 2001г. Часть данных послужила базой для создания Ассоциативного словаря некоторых социальных групп населения Украины (Горошко, 2001). Ассоциативный материал был собран с учетом параметров пола. В определенных случаях указывались возраст, профессия, образовательный уровень, родной язык, условия жизни и необычное психофизиологическое состояние информантов – представителей русскоязычного населения Восточной Украины или носителей украинско-русского билингвизма.

Основными задачами, которые для себя поставил в начале работы автор этой книги, стали анализ сведений по ассоциативному направлению в психолингвистике и на этой основе создание новой интегративной методологии, способной объяснить динамику функционирования языкового сознания в интракультурной среде в зависимости от психофизиологических параметров человека. Отчасти эта задача автора была «реализована» в монографии «Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента» (Горошко, 2001). Вторая задача - изучение общего и специфического в формах существования и функционирования языкового сознания у современных носителей различных социальных групп в зависимости от гендерного параметра - решается в данной работе.

Теоретической основой этой книги послужило уже достаточно обоснованное и признанное в отечественной психолингвистике представление о том, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в процессе деятельности и общения, отображаются в его сознании таким образом, что это отображение фиксирует временные, пространственные и причинные связи явлений, предметов и эмоций, вызываемых их восприятием. Основываясь на этом допущении, определенная совокупность ассоциаций может рассматриваться как модель языкового сознания человека (Караулов, 1994). Эта совокупность ассоциаций считается такой моделью сознания, которая представляет собой некоторый набор правил оперирования культурными знаниями. В результате “этой работы” у носителя определенной культуры формируются представления о фрагменте образа мира, системе аксиологических образцов и ценностных ориентиров. По состоянию этого образа мира можно судить о «ментальном» климате, характерном для данного момента развития общества в широком социально-психологическом контексте, и о возможной динамике его развития и изменений – перспективных или же спонтанных.

В качестве «методологического ресурса» этой работы были выбраны теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория сознания А. Н. Леонтьева – В. П. Зинченко, теория гендера как стратификационной переменной (Дж. Скотт). Книга написана в русле онтологии и представлений Московской психолингвистической школы о закономерностях формирования и функционирования языкового сознания в интра - и межкультурной этнической среде (Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин).

Опираясь на онтологические традиции Московской психолингвистической школы, мы рассматриваем метод свободных ассоциаций как некую интегративную психолингвистическую модель анализа данных, позволяющую описать и исследовать образы группового языкового сознания, функционирующие в интракультурной среде. При этом в это изучение и описание могут быть успешно введены в качестве дифференцирующих параметры пола, возраста, уровня и направленности образования, условий жизни и пр. На этой основе возможно создание и описание группового интракультурного сознания по одному из ведущих параметров. В связи с этим языковое сознание рассматривается и анализируется как бы сквозь систему ассоциативных парадигм (гендерной, возрастной, образовательной, стрессовой и девиантной, т.е. (специфические условия жизни). Таким образом, языковое сознания может быть представлено как «совокупность» ассоциативных парадигм в зависимости от биологических и социальных параметров личности.

Следует заметить, что метод свободных ассоциаций был выбран нами в качестве основного исследовательского инструментария, так как именно этот метод является одним из самых мощных способов исследования специфики языкового сознания в малых социальных группах. При этом его информационная сила и значимость резко увеличиваются в условиях девиантных, или “закрытых”, сообществ, где зачастую невозможно или весьма затруднительно работать другими интроспективными или проективными методами.

Структура книги определяется поставленными в ней исследовательскими задачами и состоит из двух разделов: теоретического, посвященного анализу понятий «языковое сознание» и «гендер» и их введением в лингвистическое описание, и практического, описывающего конкретные эксперименты по реальному функционированию образов языкового сознания в интракультурных гомогенных группах.

Первый раздел состоит из пяти глав. Первая глава затрагивает проблему «сознания» в парадигме социальных наук. Дается анализ различных трактовок этого понятия в ряде антропоориентированных дисциплин: психологии, социологии, философии.

Вторая глава освещает понятие «сознание» в лингвистике и теоретические вопросы и сложности, связанные с возникновением понятия «языковое сознание» и неоднозначностью его рассмотрения в ряде современных лингвистических дисциплин.

Третья глава затрагивает вопросы соотношения понятий «языковое сознание» и «образ мира» в рамках деятельностного подхода к языковому описанию в целом, а четвертая глава посвящена описанию соотношения понятия «сознание» с понятием «ментальность». Особое внимание автор уделяет концепции «языковая ментальность», разработанной О. Г. Почепцовым (Почепцов, 1990).

Основным вопросом пятой главы стала проблема описания слова как опорного элемента сознания. В этой главе приводится и краткая характеристика методов анализа словесного значения.

Во второй раздел вошло также пять глав, в которых подробно затрагивается специфика содержания и функционирования образов языкового сознания в зависимости от биосоциальных составляющих личности индивида. В каждой главе рассматривается влияние одного или нескольких факторов на ассоциативное поведение человека, и анализируются особенности структуры ассоциативных полей в зависимости от этого поведения. В качестве контрольных параметров были использованы – гендер (социальный пол), уровень образования, родной язык, специфические условия жизни и некоторые измененные состояния сознания человека. Ряд экспериментов был выполнен на особом стимульном материале – гендерном, цветовом и эмоциональном, т.е. в качестве стимульных слов были использованы, во-первых, гендерно маркированная лексика, во-вторых, - слова, описывающие базовые эмоции, а также эмоциональные и экзистенциональные состояния человека. В-третьих, в качестве стимульного материала были использованы названия основных цветов спектра и собственно сами цветоносители, так как в отдельном аспекте автором изучались вопросы, связанные с “ассоциативным” видением носителями русского языка эмоциональной и цветовой лексики.

В первой главе подробно рассмотрена онтология понятия «гендер» и его введение в лингвистическое описание. Проанализированы этапы становления и развития лингвистической гендерологии как нового направления в отечественном языкознании. В главе также представлены данные ассоциативных экспериментов, проведенных как с людьми традиционной сексуальной ориентации, так и с представителями сексуальных меньшинств.

Вторая глава описывает серию экспериментов по влиянию на ассоциативное поведение человека однополой среды и длительной изоляции от общества (вынужденной или добровольной) и её обусловленность гендерным фактором. Для исследования был выбран контингент лиц, речь которых (и не только речь) и собственно сама их ментальность крайне редко становятся предметом научного анализа. Нашими информантами были выбраны люди, живущие в монастыре или же пребывающие в местах заключения (зонах общего и строго режимов).

Третья глава исследует воздействие стресс - фактора на человека, а также его взаимосвязь с гендером. Эти эксперименты проводили с лицами, попавшими в автокатастрофу, и с неизлечимо больными в хосписе. Часть экспериментов проходила в колониях с людьми, только что прибывшими туда по этапу. Изучалось воздействие стресс - фактора на ассоциации и на «отражение» стресса в структурах языкового сознания.

Четвертая глава посвящена проблемам взаимосвязи гендерного параметра с возрастом, родным языком, образованием человека и отражением этого в языковом сознании.

Пятая глава исследует формирование цветового образа в языковом сознании. Описывается мужское и женское ассоциативное «видение» цвета и группа факторов, влияющих на это «видение».

Заключение подводит итог проделанному исследованию, в нем содержатся выводы о специфике функционирования образов сознания в интракультурной этнической среде в связи с биографическими и социальными составляющими личности его носителей.

Автор выражает особую благодарность и признание рецензентам этой рукописи академику РАО, доктору психологических и филологических наук А. А. Леонтьеву и член-корреспонденту РАЕН, профессору, доктору филологических наук Е. Ф. Тарасову и профессору, доктору филологических наук И. С. Шевченко, чьи предварительные замечания и комментарии автор попыталась учесть в работе над окончательным вариантом рукописи.

Автор хотела бы также поблагодарить профессора, доктора филологических наук Н. В. Уфимцеву и профессора, доктора филологических наук А. В. Кирилину за обсуждение в течение продолжительного времени проблем, затрагиваемых в этой книге.

Пользуясь, предоставленным случаем, автор хочет поблагодарить директора Петербургского центра гендерных исследований О. Г. Липовскую, полковника МВД Украины, кандидата психологических наук Л. А. Шевченко и врача хосписа г. Харькова И. Н. Горенко, без помощи которых эта работа вряд ли была бы написана.

И особая признательность автора собственно самим информантам, т.е. тем людям, которые участвовали в экспериментах, описываемых в этой книге. Спасибо!!!

Раздел 1. ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ (К ТЕОРИИ ВОПРОСА)

Раздел 2. ГЕНДЕРНАЯ ПАРАДИГМА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ

 

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [ФОРУМ]