[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [ФОРУМ]

Горошко Е.И.

Использование социальной сети Фейсбук в организационных коммуникациях: как соединить образование 2.0 и бизнес 2.0 (анализ кейсов)

Статья опубликована в сборнике «Коммуникативные платформы для  социальных  и  медийных  инноваций. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. М.: Академия медиаиндустрии, 2014. - 214 с. - С. 52-62.

Продолжая мысль о смыслах, скажу, что именно так работает Фейсбук, когда среди нескольких тысяч френдов может быть всего десяток по-настоящему содержательных, но остальные помогают создавать смыслы репликой, словом, даже не понимая сути сказанного. Чтобы рожать новое нужно зеркало. Фейсбук - это зеркало для генераторов смыслов.

Один из пользователей сети Фейсбук.

 

По мере развития социального веба, т.е. интернет-технологий в основу развития которых положена концепция веб 2.0, основанная на высоком уровне интерактивности, открытости, сотрудничестве между создателями контента, доступности, и прочее постепенно стали возникать и новые форматы социальных коммуникаций, основанные на использовании этих технологий. Так, стали говорить об образовании 2.0, политике 2.0, идентичности 2.0, бизнесе 2.0. и т.д. как некоторых коммуникативных форматов или моделей реализации определенных социальных практик.

В образовании использование социального веба привело к возникновению еще одного образовательного формата – образование 2.0 (англ.: e-learning 2.0) [Наумов 2008], что означает использование технологий веб 2.0 в образовательном процессе полностью (англ.: e-learning 2.0) или частично (так называемый смешанный формат (англ.: blended learning 2.0)).

Целью данной статьи стало показать как новые идеи в бизнесе, и в частности бизнес 2.0, маркетинг 2.0, PR 2.0, социология 2.0 можно «преломить» в рамках нового формата образования – образование 2.0, превращая медийную платформу 2.0 одновременно и в обучающую среду, и в эффективный образовательный инструмент – некое исследовательское пространство, в котором успешно продвигаются различные технологии от имиджевых до политических и экономических.

Заметим, что сервисы социального веба (блоги, вики-проекты, социальные сети, разнообразные файлообменники) с каждым годом становятся все популярнее у интернет-пользователей, и, согласно исследованию компании Nielsen, 75% интернет-пользователей являются читателями блогов и посетителями сайтов социальных сетей [Баловсяк 2010]. В среднем в апреле 2010 г. пользователи потратили на эти сайты более 6 часов в месяц. Это составляет 22% общего времени, проводимого в  Интернете. За год аудитория социальных сетей и блогов увеличилась на 24%, а количество проводимого времени на этих сайтах выросло на 66%. Многие исследователи отмечают особенно активный рост популярности социальной сети Фейсбук – этот сервис стал третьим по популярности сайтом в Интернете, а аудитория его составляет на данный момент 54% от всех пользователей Интернетом в мире [Internet Usage Statistics 2012]. На сентябрь 2012 года в мире было зарегистрировано 937.407.108 пользователей этой социальной сети [Там же].

К 2012 году, по внутренней статистике сети Фейсбук, суточная активная аудитория составила 526 млн. человек и около 500 млн. человек в месяц использовали мобильное приложение этой сети. Каждый день в социальной сети пользователи оставляли 3,2 млрд. «лайков» и комментариев и публиковали 300 млн. фотографий. На сайте в этот временной период было зафиксировано 125 млрд. «дружеских связей» (на 31 декабря 2011 г. было 100 млрд.) [Там же]. Относительно уровня роста популярности данного сервиса, то в среднем он составляет около 10% в год.

Среднестатистические данные по этому сервису выглядят таким образом: у каждого пользователя этого сервиса примерно 130 друзей, 57% её пользователей чаще общаются в сети, нежели встречаются в реальной жизни, и 48% пользователей в возрасте от 18 до 34 лет заходят на этот сервис сразу же после того, как просыпаются утром. Каждые 20 минут на Фейсбук распространяется 1.000.000 ссылок, рассылается 1.484.000 приглашений на различные мероприятия, публикуется 1.851.000 обновлений в статусах пользователей, загружается 2.716.000 фотографий, отправляется 2.716.000 личных сообщений и пишется 10.208.000 комментариев [Корреспондент: Нова віра. Соцмережі змінюють схеми спілкування українців 2012].

В отношении популярности сервиса Фейсбук на Украине, то сейчас там, по внутренней статистике этого сервиса, на сентябрь 2013 года зарегистрировано около 2,8 млн. пользователей [Uanet & Digital Trends 2013]. Среди украинских пользователей 57% - мужчин, и, соответственно, 43% - женщин. Относительно возрастного критерия, то украинские пользователи распределяются таким образом: 12% пользователей - 12-15 лет, 18% - 16-19 лет, 36% - 20-29 лет, 16% - 30-39 лет, 14% - 40-54 года, 4% - 55-65 лет [Там же]. Если проанализировать род занятий «завсегдатаев» украинского Фейсбук, то 9% из них составляют предприниматели, 7% - руководители, 20% - специалисты, 4% - служащие, 9% - рабочие, 38% - учащиеся, 3% - домохозяйки, 5% - пенсионеры и 2% - безработные.

Если проанализировать пользователей Фейсбук относительно их доходов на человека в месяц, то становится понятно, что пользователи этой сети - люди отнюдь не бедные. Так, 13% пользователей имеют ежемесячный средний доход - 6.000 грн. и более, 12% - 4.000-5.999 грн., 20% - 2.500-3.999 грн., 34% - 1.500-2.499 грн. и только 19% - 1.499 грн. и менее [Там же]. Таким образом, пользователя Фейсбук на Украине можно отнести к среднему классу.

Относительно регионального распространения сервиса Фейсбук, то 18% пользователей проживают в Киеве, 6% - север страны, 6% - центр, 7% - северо-восток и 4% - северо-запад, 11% - юго-восток, 13% - запад, 4% - юго-запад, 15% - юг, и 7% пользователей сети проживают в Крыму. При этом почти 60% украинских пользователей Фейсбук проживают в областных центрах. Больше всего, конечно, в Киеве – 337.2 тыс., дальше идут Одесса, Львов – 104 тыс., Днепропетровск, Харьков и Донецк (около 70 тыс. в каждом городе) [Там же].

По приведенной структуре украинской аудитории становится ясным, что большая ее часть находится вполне в «обучаемом возрасте» и её пользователи имеют возможность получать образовательные услуги через эту социальную сеть или быть в этом заинтересованы.

Каким же образом работает данный сервис, и что его делает таким привлекательным для пользователей?

Так, в начале (2006 год), когда данный сервис только появился, он позволял создавать профили с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам).

В 2007 году администрация сети Фейсбук предложила сторонним программистам создавать приложения в виде компьютерных игр, файло-обменников и прочее. Благодаря этому посещаемость сервиса резко повысилась.

И. А. Гронский приводит следующую схему коммуникативной модели Фейсбук [Гронский 2011, c.139].

Схема № 1 Коммуникативная модель социальной сети Фейсбук

Как видно по данной схеме, в ней выделяются коммуникативные блоки, которые являются, на наш взгляд, частями коммуникативного процесса, который постоянно реализуется сквозь данное социально-коммуникативное пространство.

Таким образом, для пользователя сеть Фейсбук это виртуальная коммуникативная школа, где пользователи проходят своеобразный путь обучения общению с другими участниками этого сообщества. Одновременно эта сеть достаточно жестко задает формат и регламенты виртуальной коммуникации, диктуя аудитории условия общения и формы проявления активности.

На сегодня сеть Фейсбук предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать между собой. Среди наиболее популярных — виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на которой знакомые пользователя могут оставлять сообщения [Там же]. Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной в его профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части страницы.

Заметим, что при всей сложности коммуникативного дизайна социальной сети Фейсбук, для пользователя в одном месте практически собраны (или конвергированы в стартовую страницу пользовательского профиля) различные коммуникативные сервисы, которые служат единой цели – эффективно общаться с её помощью. При этом каждый из видов этих сервисов, представленный в социальной сети, реализован таким образом, чтобы минимизировать овладения ими, т.е. коммуникативный дизайн сети Фейсбук в полной мере отвечает всем требованиям «дружественности ресурса» (англ.: user-friendly) для посетителей сети Интернет.

Социальная сеть, таким образом, выступает как некое коммуникативное пространство, инструмент, в котором ориентироваться и работать также удобно, как и в реальной жизни.

Анализ функционирования коммуникативной модели Фейсбук, позволил сделать следующие выводы:

Модель этой социальной сети предполагает глобальность в самом широком смысле этого слова — пользователи всех стран мира здесь как бы объединились в одну гигантскую глобальную структуру, называемую социально-коммуникативным пространством, глобальной доской общения для всего мира. Одновременно процесс вхождения в виртуальную социальную сеть повторяет аналогичный процесс в реальности: стать полноправным участником социальной сети можно, как и в реальном социуме - только пройдя определенный путь познания. Здесь, как и в офлайне, активность является необходимым условием заметности пользователя в сети, построения его имиджа и продвижения.

Заметим также, что разработчики сети Фейсбук как бы смоделировали социум в виртуальном мире, с его сложными многообразными связями, тем самым отвечая запросам, существующим в реальной жизни. При этом открывая свой профиль на Фейсбук и становясь участником коммуникативного процесса, пользователь не может повлиять на её коммуникативную модель, ибо она создана для того, чтобы организовывать коммуникативное поведение пользователей по своим внутренним коммуникативным правилам [Там же, с.149]. Одновременно коммуникативная модель Фейсбук удобна в пользовании, концентрируя всю информацию в одном месте, понятно и просто организованна.

Таким образом, коммуникативная модель Фейсбук на сегодняшний день является наиболее развитым функционалом среди других видов онлайн сервисов, за счет чего она и сохраняет свои лидерские позиции в мировом рейтинге предпочтений пользователей Интернета несколько лет подряд [Там же]. “Фейсбук - олицетворение социально-сетевого общества, - объясняет Памела Рутледж, директор Исследовательского центра медиапсихологии (США), уверенную поступь соцсети по Украине и миру. - Он фундаментально изменил способ общения людей, поскольку заменил саму модель однонаправленной коммуникации от массмедиа к аудитории на равноправную схему общения «многих со многими»” [Корреспондент: Социальные сети накрывают мир и Украину, 2012].

Подчеркнем также, что опыт использования сети Фейсбук в преподавании довольно невелик и в основном получен не на базе русскоговорящей коммуникативной образовательной среды [2013]. Считается, что платформа Фейсбук не является столь привлекательным местом для преподавания в силу размытости социальных границ (например, между публичной и приватной информацией в ней, личностной и институциональной коммуникацией, формальным и неформальным статусом в организационной структуре и некоторое другое) [Там же, с.41]. Например, при использовании такой коммуникативной функции сети Фейсбук как «Добавить в друзья» возникают часто морально-этические проблемы, когда профессура и студенты хотят «зафрендиться» друг с другом [Там же]. Существуют и проблемы с обнародованием личной информации преподавателями в социальной сети и ее доступности их обучаемым, т. е. студентам [Там же]. Некоторые ученые обращают внимание также на тот факт, что данные, полученные по эффективности использования сети Фейсбук в образовании, являются контекстно-обусловленными и сильно (ее эффективность в образовании зависит от страны, типа университета, культуры, дисциплины, бэкграунда обучаемых и некоторых других факторов) [Selwyn 2009]. Данные, полученные в англоязычной образовательной среде, показывают, что наиболее эффективным является использование сети Фейсбук в смешанном формате обучения, когда она используется лишь как один из обучающих инструментов [Karl, Peluchette 2011]. Во многих исследованиях обращается внимание на консолидирующую функцию этой сети для образования профессиональных и экспертных сообществ [Roblyer at el., 2010]. Проведенный опрос студентов, использующих сеть Фейсбук в Румынии, показал, что данная сеть воспринимается как достаточно комфортное и мотивирующее образовательное пространство, более удобное, чем реальное. В нем студенты чувствуют себя более мотивированными для того чтобы проводить собственные исследования, выполнять домашние задания и прочее. Многие из опрошенных хотели бы, чтоб их преподаватели интенсивнее использовали именно эту сеть в учебном процессе [Grosseck, Bran, and Tiru, 2011]. Некоторые студенты указывали, что им с преподавателями в офлайне общаться легче, если они предварительно с ним познакомились через сеть Фейсбук [Sturgeon & Walker, 2009]. Эффективным считается использование официальных представительств университетов в этой сети для поддержки связи со своими выпускниками, а также в рекламных целях для привлечения потенциальных абитуриентов [Soitu, Paulet-Crainiceanu, 2013, с.42].

Исследование Лауренции Ситу и Лауры Паулит-Крайничу было посвящено изучению отношения преподавателей и студентов к использованию сети Фейсбук в образовании. Всего было опрошено 160 человек (бакалавры, магистры и преподаватели из гуманитарных, естественнонаучных и технических областей знания). К преимуществам использования Фейсбук было отнесено следующее: скорость передачи информации, легкость в доступе и распространении контента в самой сети Фейсбук, отдельно была выделена контактоустанавливающая функция сети (легче общаться с преподавателями, стираются некоторые статусные барьеры в общении). Считается, что сети в целом является достаточно комфортной образовательной платформой, где можно беспроблемно общаться и получать обратную связь, а также они крайне эффективны при двухсторонней коммуникации. Преподаватели к преимуществам Фейсбук относят легкость в распространении информации и её интерактивный потенциал, который способствует более открытому общению между преподавателями и студентами [Там же, с.60-61].

К недостаткам использования этой сети относят такие факторы: несогласованность и ненормативность коммуникативного поведения в сети, отсутствие равного доступа к Интернету, низкий уровень доверия к информации на Фейсбук и проблемы её конфиденциальности, отсутствие у студентов ощущения чувства включенности в реальный образовательный процесс, субъективность информации и коммуникативного поведения на Фейсбук, высокая степень излишней фамильярности и вседозволенности в общении, ошибки в восприятии образа пользователя, фривольность, потеря уважения к преподавательскому составу, отчуждение между преподавателями и студентами, неуместные комментарии. Также серьезной проблемой является так называемая фальшивая идентичность, а также проблемы информационной безопасности. В целом, ни преподавателями, ни студентами не было дано однозначного ответа на вопрос «Использование сети Фейсбук в обучении зло это или благо?» [Там же, с.62].

Недоcтаточно исcледованным считается и потенциал этого образовательного инструмента как некой интеграционной модели между онлайновым и офлайновым форматом образования [Karl, Peluchette 2011]. Более того, результаты контент-анализа, экспертных и глубинных интервью в области измерения эффективности использования сети Фейсбук в образовании дают крайне противоречивую картину и не дают однозначного ответа по поводу целесообразности её использования в образовательной среде в целом [Soitu, Paulet-Crainiceanu, 2013, с.42].

Использование сети Фейсбук в образовании в основном исследовалось в рамках более широкого контекста онлайнового образования, конструктивистского подхода, а также потенциала социальных сетей в дидактике в целом [Там же].

На базе русскоязычного общения дидактические материалы по использованию сети Фейсбук в обучении отсутствуют вовсе.

Учитывая коммуникативный дизайн Фейсбук и возможности ее социализации, мною с 2011 года эта сеть используется для организации учебного процесса в рамках чтения курсов «Социология массовых коммуникаций», «Развитие теорий информационного общества», «Английский для академических целей». Материалы, размещаемые в сети в разделах «Группа курса», касаются как дополнительных информационных ресурсов по тематике курсов, так и объявлений организационного характера.

Наиболее эффективным использование сети Фейсбук как организационной оболочки оказалось в курсах обучения английскому языку, когда весь ее ресурсный потенциал мог быть задействован в этой области – аккаунты Британского Совета, профессиональных языковых сообществ и центров, ссылки на обучающие видео и аудио ресурсы и многое другое. Также часто использовалось и мнение экспертного сообщества при изучении определенной грамматической или лексической темы через социальный ящик (приглашение эксперта через видео-конференцию) или письменный канал (комментарии к определенному статусу).

Дополнительно анализ использования Фейсбук для организации учебного процесса показал следующее: оперативность и интерактивность этой сети являются ее основными преимуществами, которые можно эффективно использовать в образовании в рамках смешанного формата обучения при обсуждении различных предметных тем, привлечения мнений экспертов и консолидации группы обучаемых, а также в подготовке пректов и групповом формате работы.

Также следует использовать такой дидактический потенциал сети - все то громадное количество профессиональных групп, организаций и страниц, которое может быть использовано для социализации с экспертным сообществом и консолидации необходимых предметных ресурсов в рамках одного виртуального образовательного пространства.

Вторая возможность образовательного потенциала сети Фейсбук лежит в использовании ее в рамках профессионального контекста и изучения социальных медиа в различных организационных комууникациях (экономических, политических и прочее). Например, в курсе PR 2.0 представляет явный интересно изучение личных профилей политиков в теме политического пиара в новых медиа, а в курсе по Социологии массовых коммуникаций полезным становится анализ конвергентных медиа и страниц электронных СМИ, зарегистрированных в данной социальной сети, как новых типов медиа. При этом данная работа может проводиться как на уровне бакалаврских и магистерских курсов (например, проектная работа по описанию стратегии продвижения известного бренда или брендов в сети Фейсбук), так и при написании курсовых и дипломных работ. Для иллюстрации сказанного приведу описание двух образовательных кейсов.

Кейс №1. Использование сети Фейсбук как исследовательского объекта в рамках магистерских дипломных работ по специализации коммуникативный менеджмент направление подготовки – социология, социальная работа . Тема работы: Социальные медиа как инструмент интернет – маркетинга. Объект исследования: Социальные медиа как виртуальное пространство. Предмет исследования: маркетинговые коммуникации в социальных медиа. Цель: изучить социальные медиа в контексте реализации маркетинговой деятельности в социальных коммуникациях. Эмпирическая базой стали данные экспертных интервью специалистов по маркетинговым коммуникациям и контент – анализа коммуникативной активности предприятий мобильной телефони в социальной сети Фейсбук. Было установлено, что, в основном, коммуникативная активность брендов мобильной телефонии направлена на: формирование лояльности к бренду, установлению и поддержке отношений с клиентом, а также изучение общественного мнения и затем выработке стратегий реагирования на него.

Кейс №2. Объектом магистерской работы «Коммуникативные стратегии популяризации украинских брендов в социальной сети Фейсбук»  стали  организационные коммуникации в социальных медиа, а в качестве предмета исследования была выбрана коммуникативная активность украинских компаний в социальной сети Фейсбук. Цель исследования: изучение особенностей построения коммуникативных стратегий украинских банковских брендов на Фейсбуке. Были проанализированы особенности протекания социальных коммуникаций в сети Интернет и рассмотрены возможности социальных медиа как платформы для интернет-коммуникаций в маркетинге. Основная гипотеза исследования: продвижение брендов в социальных медиа становится безотлагательной необходимостью функционирования компаний. Одной из основных платформ для этого становятся социальные сети. Позиционирование бренда в социальной сети требует наличия определенной коммуникативной стратегии. В работе в качестве эмпирической базы были использованы результаты экспертного опроса специалистов в сфере SMM, а также данные контент-анализа коммуникативной активности компаний банковской сферы Украины в социальной сети Фейсбук (путем рейтингового сопоставления были отобраны страницы пяти крупнейших банков Украины в социальной сети Фейсбук). Главный вывод, который был сделан в ходе исследования: компания, которая решила продвигать свои товары или услуги через Фейсбук, должна четко разработать стратегию продвижения. Выявленные коммуникативные стратегии позиционирования и популяризации банковских брендов в большей мерой вписываются в основные бизнесы-процессы компании (такие, как PR, стимулирование сбыта, продажи, поддержка клиентов и сервис, разработка идей и предложения). Исследование также показало, что социальные медиа стали эффективным инструментом изучения мнений о банковском бренде, позволяя непосредственно работать с потребителями, получать отклики об уже существующих продуктах и предложениях относительно их улучшения буквально в режиме «нон-стоп». Если компании хотят добиться успеха в социальных медиа, они должны идти к тому, чтобы отказываться от традиционного маркетингового подхода, а именно - начинать действовать, как друг, а не как корпорация; выстраивать взаимоотношения с потребителями, а не стараться "продавать" им себя, думать в категориях сообщества, а не рынка. Сегодня само по себе наличие официальной страницы компании в социальных медиа уже не столь актуально, поскольку создать ее может каждый. Основное – это разработать грамотную концепцию её продвижения в этой среде. Также страницк компании на Фейсбуке не следует воспринимать как инструмент решения проблем бизнеса, а скорее использовать её как эффективную платформы для развития диалога с потребителем и повышение лояльности к бренду. Страница компании в социальной сети - это лишь инструмент такого взаимодействия, а отнюдь не цель. Однако, постоянное наполнение ее уникальным контентом, создание разветвленной сети коммуникаций, выстраивание отношений с пользователями на основе их нужд, разработка собственного стиля позиционирования - вот набор тех инструментов, которые разрешат не только выделить страницу компании в социальной сети из миллионов других, но и добиться определенной конверсии в виде лояльности потребителей к бренду. Лояльность эта как нематериальный актив компании имеет свойство превращаться со временем в материальный, а это - основная цель популяризации бренда в т.ч. и в контексте социальных медиа.

Таким образом, на основе анализа образовательного контекста можно сделать вывод, что сеть Фейсбук здесь можно успешно использовать в нескольких целях:

Социальные сети прочно и надолго вошли в нашу жизнь. “Фейсбук изменил мир навсегда. Даже если ему не удастся остаться ведущей мировой соцсетью, Интернет никогда не будет прежним”, - убежден Ларри Розен, профессор Калифорнийского университета, уже четверть века изучающий влияние новых технологий на личность. По словам ученого, отныне люди всегда будут нуждаться в своем виртуальном социальном “портрете”. Учитывая, что одна из каждых 4,5 минут в Интернете тратится на Фейсбук, эта сеть неминуемо становится определяющим фактором жизненных установок и поведения людей, как подчеркивает профессор Розен [Корреспондент: Социальные сети накрывают мир и Украину 2012].

Литература

Баловсяк Н. Более 75% "сидят" в соцсетях и блоги [Электронный ресурс] // Tochka.net., 2010. – URL: http://hi-tech.tochka.net/2912-bolee-75-sidyat-v-sotssetyakh-i-blogi. - (дата обращения: 10.12.2013).

Баловсяк Н. Бум социалок продолжается. А в Рунете – особенно [Электронный ресурс] // Internetessa. 13.09.2009. URL:http://internetessa.com/2009/08/13/bum-socialok-prodolzhaetsya-a-v-runete-osobenno/. - (дата обращения: 10.12.2013).

Гронский И. А. Социально-философские основания активности интернет-аудитории в сетевой коммуникации : дис. … канд. философ. наук / И. А. Гронский. – Н. Новгоров, 2011. – 198 с.

Корреспондент: Социальные сети накрывают мир и Украину [Электронный ресурс] // Корреспондент.net. 16.03. 2012 URL:http://korrespondent.net/business/web/1330154-korrespondent-socialnye-seti-nakryvayut-mir-i-ukrainu/ - (дата обращения: 10.12.2013).

Наумов А. Образование 2.0 стучится в дверь… откроем? [Электронный ресурс] // "Компьютерра". – 2008. - №44. 03.05.2008 URL: offline.computerra.ru/2008/760/388331. - (дата обращения: 10.12.2013). Grosseck, G., Bran, R., and Tiru, L. (2011). Dear teachers, what should I write o my wall? A case study on academic uses of Facebook // The 3rd World Conference on Educational Sciences, 2011, February 03-07, vol. 15, (pp.1425-1430), Istanbul, Turkey: Bahcesehir University. Karl, K. A., Peluchette, J. V. (2011). “Friending” Professors, Parents and Bosses: A Facebook Connection Conundrum. // Journal of Education for Business, 86 (4), 214 — 222.

Internet Usage Statistics: The Internet Big Picture World Internet Users and Population Stats. - [Электронный ресурс]. 2012. –URL: http://www.internetworldstats.com/stats.htm. – (дата обращения: 10.12.2013).

Roblyer, M. D., McDaniel, M., Webb, M., Herman, J., & Witty, J. V. (2010). Findings on Facebook in higher education: A comparison of college faculty and student uses and perceptions of social networking sites // Internet and Higher Education, 134–140. Selwyn, N. (2009). Faceworking: Exploring students’ education?related use of Facebook // Learning, Media and Technology, 34(2), 157–174.

Soitu, L., Paulet-Crainiceanu, L. (2013). Student-Faculty Communication on Facebook: Prospective Learning Enhancement and Boundaries // Social Media and the New Academic Environment: Pedagogical Challenges, IGU Global, p.40-67.

Sturgeon, C.M., Walker, C. (2009). Faculty on Facebook: Confirm or Deny? The 14th Annual Instructional Technology Conference. Middle Tennessee State University. Murfreesboro, Tennessee. US March 29th – 31st 2009. – 5p. Uanet & Digital Trends 2013 Digest [Electronic resource] // ANDE.UA. – 2013. – Way of acces : URL : http://www.adme.ua/internet/uanet-digital-trends-2013-digest-127828/.– Last access : 04.02.2014. – Title from the screen.

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [ФОРУМ]