[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]

Предисловие к книге Репиной Е.А. Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат

Появление публичной политики влечёт за собой рынок политологических услуг. Так было со времён Античности, когда софисты за плату обучали искусству убеждать народ, а философы разоблачали ухищрения софистов и демагогов. Девяностые годы в России были временем пиар-команд, добывавших электорат смесью старого советского агитпропа, западных избирательных технологий и «чёрных» приемов за гранью правил. С тех пор политика успокоилась, а сопровождающая её мысль перешла, то ли volens, то ли nolens, к академическим обобщениям и к экспертизе различных сегментов властно-политической сферы. Наука прибавила в объективности, опыте и в арсенале методических средств.

Книга Е.А.Репиной принадлежит к последнему поколению специализированной и теоретически подкованной аналитики. Она предлагает психолингвистической анализ российской политической лексики 1990-х годов. Монография адресована и тем, кто профессионально оценивает воздействие слова на общественную аудиторию, и тем, кто к аудитории принадлежит. Для первых книга даёт весьма тщательную текстуальную экспертизу пропагандистской продукции российских партий, для вторых – знакомство с приемами улавливания их голосов и душ.

На голосах и душах следует остановиться. К атрибутам демократии относится свобода политического выбора, в потребительском обществе эта свобода реализуется как предпочтение одному из конкурирующих предложений. Однако товар, предлагаемый на рынке политики, всё-таки особый. Он состоит из идей, ценностей и национальных проектов. Экспертиза их качества состоит в том, чтобы отшелушить от слов подлинные взгляды и намерения претендентов на власть. Е.А.Репина подчёркивает: «Задача психолингвистического анализа как раз и заключается в том, чтобы помочь читателю осознать языковую форму текста и лучше понять позицию автора. А поскольку психолингвистика изучает текст еще и в аспекте его восприятия, задача данной работы состоит не только в том, чтобы лучше понимать тексты, но и побудить читателей относиться к ним более критично».

Объектом исследования является текст, рассматриваемый не только как источник данных о языке, но и как индивидуальная реализация языка, тесно связанная с мыслительной деятельностью и, таким образом, неотделимая от человека, порождающего или воспринимающего речь. В теоретической главе, открывающей книгу, автор останавливается на важной теоретической дихотомии в гуманитаристике последних десятилетий – между текстом и дискурсом. Дискурс как социальное осуществление языка более текуч и гибок, чем текст, он интертекстуален. Но автор не хочет отказываться от устойчивой единицы текстологического анализа. Е.А.Репина учитывает и новации отечественной лингвистической мысли, такие как языковая личность, языковое сознание, эмоционально-смысловая доминанта текста. С этим инструментарием автор пускается по волнам бурных 90-х и выясняет немало интересного о психолингвистической кухне недавней российской политики.

Концепция эмоционально-смысловой доминанты, разработанная В.П.Беляниным, даёт возможность наделять тексты плотностью, цветом и другими чувственными качествами, понятными каждому человеку. Феноменологические признаки, положенные в основу экспериментального исследования, позволяют привести агитационную продукцию российских партий к типологии агрессивных, эпатажных, энергичных текстов. «Рядовой» читатель может поверить свои образы КПРФ, ЛДПР, «Яблока», «Российского национального единства» и других политических объединений гаммой светлых, темных, добрых, злых и других коннотаций, объединяемых автором в качестве типов. Исследователи и практики имеют возможность применить предлагаемую аналитическую линейку к нынешним игрокам на политической сцене России. Лингвостилистический подход, применённый Е.А.Репиной, позволяет вычленить экспрессивные модуляции политической речи с помощью метафор, метонимий и других тропов, а также излюбленные источники лексических заимствований в агитационно-пропагандистской литературе. Партийная стилистика последних десятилетий весьма устойчива, узнаваема и склонна эксплуатировать отработанные темы и приёмы воздействия, что вообще-то вызывает вопрос о способности партийно-пропагандистских машин быстро перестраиваться в ответ на кардинальные изменения в стране.

В целом, примененный в рецензируемой работе комплексный подход к изучению такого многопланового явления, как политический текст, открывает путь к пониманию и исследованию эмоционального воздействия таких текстов на реципиента, что, несомненно, является вкладом в теорию психолингвистики. Монография будет также интересна и полезна экспертам, аналитикам, журналистам и другим практикам масс-медиа.

Шкуратов В.А.,
доктор философских наук, кандидат психологических наук,
профессор факультета психологии
Южного Федерального университета

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]