[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [ФОРУМ]

Горошко Е.И.

«Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении

Статья опубликована в Вестнике Тверского государственного университета. – 2011. - №3. – с. 11-21.

Проблема жанров, которые функционируют и развиваются в социокоммуникативном пространстве Интернета, достаточно сложна. В этом пространстве границы между жанрами гораздо более размыты и подвижны чем в реальной коммуникации, что, в принципе, объясняется незавершенностью, а вернее перманентностью процесса формирования в нем жанров, а также теми специфическими особенностями, которые отличают интернет-коммуникацию от реальной коммуникации: постоянное и достаточно стремительное развитие интернет-технологий вызывает бесчисленное количество преобразований в коммуникативном пространстве Интернета, вследствие чего интернет-жанры появляются, формируются, видоизменяются, а иногда и исчезают намного быстрее, чем в реальной коммуникации «лицом-к-лицу» (англ.: face-to-face (FtF)). Если попытаться каким-либо образом классифицировать жанры, «работающие» в интернет-коммуникации, то удобнее всего это сделать по критерию «влияние технологий» [2; 3; 4; 9; 10; 12]. Так, в Интернете сосуществуют обычные бумажные жанры, не претерпевшие своего существенного изменения в сети, например файлы научных статей в формате pdf. Появляются абсолютно новые, дигитальные или сетевые жанры, которые своим рождением обязаны исключительно техническим возможностям сети Интернет и сервисов на её основе: например чат или служба мгновенных сообщений. Возникают и гибридные жанры, которые под воздействием интернет-технологий или значительно видоизменились (например блоггинг, возникший по аналогии с ведением бумажных дневников в реальной жизни) или мутировали в иные формы, когда становится сложно понять даже, из чего они вышли (мультипользовательские миры подобно Мад или Мур (англ.: Muds или Moors)).

Необходимо подчеркнуть также, что, несмотря на дискуссионность понятия жанр, применяемого в самых разных лингвистических дисциплинах (литературоведении, стилистике, риторике, дискурсивном анализе и в изучении устной речи), что порождает уже само по себе многозначность соответствующего термина, мы считаем это понятие весьма продуктивным для изучения коммуникативных процессов в Глобальной паутине в связи с его комплексным характером, отвечающим сложности  нового коммуникативного интернет-пространства [4]. Так, Е. А. Землякова указывает, что в этом понятии объединяются экстралингвистические и лингвистические факторы коммуникации, в то же время оно позволяет выявить повторяющиеся черты во всем многообразии текстов, производимых в Интернете [Там же].

Заметим, что с 2006 года (т.е. с возникновением технологий веб 2.0 и стремительным развитием, «бумом» социальных медиа, работающих на основе этой веб-концепции (социальные сети, блоги, файлообменники для хранения пользовательской аудио и визуальной информации, такие как Фликр или Ютьюб, и прочее)), естественно, стали «рождаться» и новые жанры, которые можно условно обозначить как жанры 2.0. Среди них стали появляться и гибридные жанры, которые не имеют своих бумажных аналогов и скорее представляют «чистые» продукты интернет-технологий, появление которых обусловлено «объединением» нескольких интернет-жанров в рамках единого интернет-сервиса или платформы. К таким новым конвергентным жанрам 2.0, на мой взгляд, можно отнести и твиттинг, т.е. общение через сервис интернет-микроблоггинга Твиттер.

Касаясь структурных характеристик микроблоггинга, следует указать такие особенности:

Одним из крупнейших сервисов микроблогов является интернет-сервис Твиттер. Каждый месяц сайт посещает свыше 190 миллионов человек. В марте 2010 года Твиттер достиг своего десяти миллиардного сообщения [17; 19; 20]. В настоящее время в Твиттере ежедневно появляются 55 миллионов записей. Только в первом квартале 2010 года было размещено четыре миллиарда твит-записей. К концу 2010 года на Твиттере насчитывалось уже 105 779 710 зарегистрированных пользователей; в день на этом ресурсе появляется 300 000 новых посетителей, что составляет 180 млн. уникальных посетителей в месяц. 75% трафика приходит из-за пределов портала Twitter.com. Служба Твиттера осуществляет 600 млн. поисковых запросов в день (!) и имеет около сто тысяч твит-приложений. [19].

Что касается языкового оформления Твиттера, то исследование, проведенное С. Херринг и К. Хонейкат, показало, что англоязычные твиты составляют до 70% от общего объема твит-коммуникаций, потом идут твиты на японском языке (около 27%), затем следуют твиты на испанском языке (около 18%) [15: 5].

В отношении содержательного наполнения твит-сообщений, то исследование, проведенное интернет-агентством Пью Аналитикс 2000 англоязычных твит-сообщений в 2009 году, показало, что на светские разговоры приходится примерно 41% сообщений, обсуждение жизненных проблем – 38% сообщений, саморекламу – 6%; новостные сюжеты составляют 4% от общего количества контента; на спам приходится столько же, и 9% составляют повторяющиеся сообщения (ретвиты) [19]. Необходимо подчеркнуто, что, анализируя описываемое исследование, Д. Бойд замечает, что то, что назвали «светской беседой», лучше охарактеризовать как «социальную заботу» и/или «осведомленность об окружении», т.е. когда человек хочет знать, что другие люди думают, делают и чувствуют, даже если он их совершенно не знает [11].

К настоящему моменту сервис Твиттера стал столь востребованным и популярным сетевым ресурсом, что в английском языке появляется даже отглагольное существительное (точнее герундий) “тви́ттинг” (англ.: twitting), обозначающее способ общения в Интернете, получивший распространение благодаря одноименному сервису.

Итак, что же представляет собой Твиттер?

Твиттер (от англ. twit — щебетать, болтать) - это не традиционный блог в чистом виде, как например Живой Журнал, а, скорее, средство оперативного общения, гибридная форма, которая соединила в себя свойства нескольких интернет-сервисов: службы мгновенных сообщений, блога, электронной почты и социальной сети.

Поэтому основной целью данной работы является описание твиттинга как нового конвергентного интернет-жанра, воплотившего в себе основные особенности жанров 2.0, возникших благодаря концептуальным установкам второго веба. Я попытаюсь ответить на такие вопросы:

Таким образом, при выделении классификационных основ жанра мы будем опираться на анализ стратегий коммуникативного (включая и речевое) поведения интернет-пользователя (коммуниканта), пытаясь описать и охарактеризовать те коммуникативные и технологические особенности Твиттера, которые «роднят» его с блоггингом, выделить те черты, которые делают Твиттер социальной сетью и службой мгновенных сообщений. В конце концов, я хочу доказать, что практические все современные интернет-сервисы в основе разработки пользовательской концепции содержали идею «электронной почты», и что в начале при рождении Интернета (как собственно и нашей цивилизации) стояло Слово, что в последствии и обеспечило столь большую популярность Глобальной паутины именно как коммуникативного проекта и сделала языковой фактор именно системо-центрическим в развитии интернет-технологий.

Итак, нам кажется целесообразным приступить к описанию жанрообразующих характеристик Твиттера с анализа особенностей пользовательского коммуникативного поведения, начав с описания стратегии доступа к данному сервису, которая состоит из нескольких последовательных действий:

Один из авторов концепции Твиттера Стивен Джонсон так описал основную коммуникативную установку этой службы: «Будучи социальной сетью, Твиттер вращается вокруг принципа последователей (англ.: followers). Когда вы решите воспользоваться записями другого пользователя этой службы, твиты этого пользователя отобразятся в обратном хронологическом порядке на вашей главной странице в Твиттере. Если вы будете следить (англ.: to follow) за записями 20 человек, вы увидите их твиты на странице, прокручивающейся вниз» [19]. Пользователи могут объединять группу сообщений по теме или типу с использованием хэштегов (англ.: hashtag) (слова или фразы, начинающейся с «#»). Кроме того, латинская буква «d» перед именем пользователя позволяет отправлять сообщения в режиме личной переписки, приватно. Знак «@» (англ.: curosa) перед именем пользователя используется для упоминания или ответа другим пользователям. В настоящий момент служба Твиттера предоставляет и функцию «твиттер-список», что позволяет отслеживать твиты групп пользователей, а не отдельно взятых подписчиков Твиттера. Посредством службы SMS пользователи могут «общаться» со своим счетом на Твиттере через специальные шлюзовые номера. В силу того, что сообщения в Твиттере имеют ограничения в объеме (не больше 140 символов), то потребовалось использование услуг сокращения URL - таких, как bit.ly, goo.gl, и tr.im, а также хостинга, таких как Твитпик (англ.: Twitpic) и Ноутпаб (англ.: NotePub), которые применяются для размещения мультимедийного контента и текста свыше 140 символов. Также служба Твиттера использует портал bit.ly для автоматического сокращения всех URL, размещенных на своем сайте. Все записи в Твиттере индексируются поисковыми системами [1; 5; 20].

Технологическое решение интерфейса вашего счета на Твиттере (домашней страницы) состоит из таких позиций:

  1. Поле для ввода сообщения;
  2. Счетчик и показ данных о пользовательских твитах (их общего количества);
  3. Показ информации (данных) о количестве подписчиков Твиттера, за которыми вы следуете/следите/видите, что они пишут (при этом совершенно не обязательно, чтобы все эти люди «следили» за вами);
  4. Показ информации (данных) о количестве подписчиков Твиттера, которые следуют/следят/видят ваши коммуникативные действия на Твиттере (при этом совершенно не обязательно, чтобы вы «следили» за ними);
  5. Пользовательская (домашняя) веб-страница;
  6. Пользовательское имя (ник), нажав на которое, можно попасть на веб-страницу, где содержатся персональные пользовательские сообщения (которые были адресованы непосредственно Вам);
  7. Личные сообщения, которыми можно обмениваться только с теми зарегистрированными пользователями, которые «следуют» за вами (возможность написания сообщений подписчикам Твиттера, которые за вами не следует, на данном сервисе отсутствует);
  8. Избранное. Здесь размещаются пользователи Твиттера, которые были отмечены как избранные, т.е. пользователи, которые интересны владельцу того или иного счета для получения информации от них или для общения с ними;
  9. Ретвиты (англ.: retweets). Определенный вид твита (сообщения), которое было рекомендовано пользователем (подписчиком) для просмотра другим пользователям Твиттера (например, пользователю что-то понравилось, и он хочет этим поделиться с друзьями, как бы рекомендовать это своим друзьям). На первой вкладке можно увидеть, что в целом рекомендуют другие пользователи Твиттера, на второй вкладке твиты, которые советует сам пользователь, на третьей вкладке пользовательские твиты, которые выбрали ваши последователи или читатели для просмотра другим пользователям Твиттера;
  10. Листы. Это своего рода папки, созданные по пользовательскому усмотрению, т.е. распределение пользователей Твиттера, за которыми следует пользователь, по его или их интересам. Листы можно создавать как закрытые, помечены символом «замок» и их никто не видит, кроме пользователя, так и открытые, которые будут видны всем пользователям Твиттера. Таким образом, можно следить не за самим аккаунтом пользователя, а только за его листом.

Однако основное пространство домашней страницы на Твиттере «занято» сообщениями (твитами) пользователей, за которыми следует подписчик.

В меню настроек Твиттера можно включить личную информацию о пользователе (временной пояс региона проживания пользователя, ссылки на другие пользовательские ресурсы, разместить пользовательский аватар, ник, девиз и прочее).

Также опытные пользователи Твиттера рекомендуют сообщения снабжать описательными тегами (хештегами), для их четкой сортировки и опознаваемости другими пользователями этого сервиса. Хештегом может быть любое слово, главное, чтобы оно несло в себе четкое определение сказанному, т.е. было семантически корректно.

Ряд исследователей твиттинга выделяет несколько основных (структурных) характеристик этого коммуникативного процесса. Прежде всего, это высокая степень интерактивности, четкая направленность на адресата (адресность (англ.: addressivity)), которая служит для постоянного овладения вниманием адресата с использованием символа «@») и контекстность (англ.: coherence), сфокусированность на определенных тематических рубриках, выбираемых пользователями [15]. Однако основное – это интерактивность данного сетевого ресурса: необходимо «постоянно» быть в Твиттере (данное наречие «постоянно», употреблено не в прямом смысле, а «постоянно» – это на столько, на сколько вам позволяет ваш временной ресурс).

В сентябре 2010 года Твиттер запустил новую версию сайта, на которой появились новые функции, ради которых компания подписала контракты с крупнейшими интернет-сервисами мира, такими как Фликр и Ютьюб. Основные изменения произошли в ленте сообщений, где появилась возможность архивации записей, изменился дизайн: пользовательская страница стала более компактной, также расширилось меню «приборной панели» и поменялась навигация по веб-странице. Так, при нажатии на рубрику «твит» в правой части появляется панель, в которой отображаются ретвиты этого сообщения, другие записи пользователя или координаты того места, где была сделана запись. А для того, чтобы просмотреть графические или видео-файлы, размещенные на Ютьюб, Фликр или Вимео, достаточно перейти по гиперссылки на данные ресурсы. Таким образом, с введением нового коммуникативного дизайна ресурса степень интегрированности Твиттера в другие социальные медиа значительно возросла.

Ещё одна особенность сервиса Твиттера - это возможность получения информации о состоянии своего счета, а также стремительное развитие на ресурсе сервисов твиттер-статистики и различных внутренних служб, отслеживающих информацию внутри ресурса, что придает определенную уникальность данному сервису и позволяет его пользователям заняться саморефлексией по поводу успешности их коммуникаций с использованием именно этого ресурса [1; 8].

Итак, каковы же основные коммуникативные функции Твиттера?

Если касаться именно жанрообразующих характеристик Твиттера, то они напрямую связаны с его функциональностью. Я бы также упомянула понятие «полипризнаковости» (Л. Ю. Щипицина) как неотъемлемой черты именно современных интернет-жанров. Замечу, что при анализе интернет-жанров, под полипризнаковостью понимается использование при классификации жанровой системы признаков, заимствованных из различных семиотических систем. Так, Л. Ю. Щипицина предлагает выделять медийные параметры жанра (связанные с особенностью интернет-технологий: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность, синхронность/асинхронность, оформление жанра на экране компьютера (я бы ввела термин «темплейт жанра»)), прагматические, характеризующие ситуацию использования жанра (цель, адресат, время и место), структурно-семантические (предполагающие ответы на вопрос по поводу контента конкретного жанра и его структурных характеристик) и стилистико-языковые параметры (с помощью каких языковых средств реализуются коммуникативные установки того или иного интернет-жанра) [9: 63-74]. По мнению Щипициной, наиболее значимыми являются медийная характеристика жанра и цель его использования. Исследовательница предлагает также и две основы классификации интернет-жанров: медийную и функциональную [9: 63]. Медийные признаки должны соответствовать определенной службе Интернета, т.е. некому формату компьютерно-опосредованной коммуникации (аббр.: КОК). Одновременно каждый формат характеризуется своими особенностями проявления основных медийных признаков, а именно: спецификой оформления, наличием гипертекстовых возможностей, мультимедийностью, интерактивностью, синхронностью и эксплицированностью коммуникантов [9: 72].

Для анализа жанра твиттинга мы выбрали медийную классификацию жанра, т.к. учитывая полифункциональность жанра Твиттера, трудно произвести, как мне кажется, например, его четкую функциональную классификацию.

Л. Ю. Щипицина сводит все интернет-жанры к системе прототипических жанров, которые как бы определяют формат КОК [9: 71]. Их всего четыре: электронная почта, чат, мультипользовательский мир и всемирная паутина. Естественно, твиттинг можно отнести как к прототипу как электронной почты, так и всемирной паутины (как социальный сервис). Прослеживаются в нем и черты чата, поэтому сам процесс «сводимости» достаточно сложен и, при желании, в твиттинге можно найти черты всех прототипических жанров.

Следует заметить, что по интернет-жанрам, возникшим «на технологиях второго веба» и условно обозначаемых мною как жанры 2.0, проследить их прототипические характеристики достаточно сложно в силу высокого уровня гибридности и конвергентности этих жанров, что является их неотъемлемой чертой. И твиттинг четко демонстрирует. Сейчас в Интернете наблюдается картина, когда о социальных закладках, сетях или микроблогах скорее можно говорить как о конвергентных жанрах и возникающих на их основе конвергентных социальных медиа.

При этом достаточно важно дать определение интернет-жанру в парадигмальных рамках именно лингвистического анализа. Мне кажется, что наиболее четкое и непротиворечивое определение приводится в диссертационном исследовании также Л. Ю. Щипициной, которая рассматривает его путем помещения в опредение компьютерно-опосредованной коммуникации (сокр.: КОК): «Конститутивной единицей КОК является ее сеанс как квант интерактивного континуума, а единицей описания общения в новой коммуникационной среде следует считать жанр КОК. Жанр КОК понимается как типовая форма речевой деятельности в коммуникации со специфическими содержательными и формальными характеристиками, опосредованной компьютером и телекоммуникационными сетями. Модель описания жанра КОК включает медийные (В каком формате?), прагматические (Кто, Кому?, Зачем?, Где?), структурно-семантические (Что?) и стилистические факторы (Как?). Классификация жанров КОК производится на основе их медийных, функциональных и структурных признаков» [10: 18]. Подчеркнем также, что в парадигмальных рамках данной работы жанр КОК и интернет-жанр считаются взаимозаменяемыми понятиями.

Что касается оформления жанра (его темплейта), то одной из жанрообразующих особенностей Твиттера является лаконичность передаваемых через него сообщений: зарегистрированные пользователи могут посылать в свою ленту новостей лишь короткие сообщения (не более 140 символов). Причем, сообщения в свой профиль или аккаунт на Твиттере можно помещать как традиционно, с компьютера, так и, например, с мобильного телефона, посредством SMS-сообщений (что говорит о медийной или конвергентной природе данного жанра). Пользователи оставляют короткие текстовые сообщения - «твиты» на сайте, формируя публично доступную ленту сообщений, что, безусловно, повышает уровень интерактивности данного сервиса.

Замечу также, что важной отличительной особенностью твиттинга является публичная доступность сообщений, появляющихся на твит-ленте, что можно считать и жанровой особенностью коммуникаций, протекающих через этот сервис. Эта черта «роднит» твиттинг с блоггингом, а также с чатом, демонстрируя ещё раз гибридную и конвергентную природу этого жанра.

Другая жанрообразующая особенность твиттинга состоит в том, что общение, начавшись в Твиттере, может продолжиться через Джаббер (англ.: Jabber (система для быстрого обмена сообщениями и информацией между двумя абонентами в Интернете)) или службы мгновенных сообщений (таких как Аська (англ.: ICQ)), что показывает на усиление тенденции конвергенции современных социальных медиа и электронных мобильных платформ в целом.

Не так давно Твиттер представил новую функцию под названием Ховеркардс (англ.: Hovercards), которая позволяет пользователю при наведении курсора на его имя (ник) или его графический образ (аватар) увидеть о нём дополнительную информацию, что усиливает одновременно как уровень гипермедийности этого сервиса, так и его информационную насыщенность.

Благодаря своей лаконичности и возможности размещения информации на своем аккаунте с помощью различных электронных устройств, Твиттер весьма удобен для передачи экстренных сообщений. Например, 15 февраля 2010 года одним из первых о столкновении двух поездов в Бельгии сообщил «твиттерянин» по имени cdrik. Он же добавил первые фотографии с места происшествия [19; 16]. Более того, анализ развития социальных медиа показывает, что к признаку синхронности/асинхронности коммуникации в сети Интернет может быть добавлена и категория «оперативности». Так, именно оперативность и быстрота коммуникаций через Твиттер, а также возможность использования различных электронных платформ для передачи информации делает этот жанр новостным, относящимся к электронным СМИ.

К дополнительным медийным жанрообразующим особенностям Твиттера можно отнести возможности поставить вопрос всем подписчикам этого ресурса – функции «вопроса для всех» и «ретвит» (рассылка понравившегося чужого мнения неограниченному количеству пользователей Твиттера, что, безусловно, является как медийным, так и структурно-семантическим признаком данного жанра).

Следует заметить, что данный сервер достаточно дружественен (англ.: user-friendly) к пользователю, и сразу после регистрации готов к «общению», что также может быть отнесено к мультимедийным интерактивным признакам этого жанра.

С прагматической точки зрения, твиттинг является комбинированным вторичным жанром с ярко выраженной новостной (функция информирования) и социальной составляющей (контакто-устанавливающая, социализирующая и репрезентативные функции).

Если проанализировать стилистико-языковой дизайн Твиттера, то можно выделить несколько особенностей коммуникативного поведения его пользователей, которые приведены ниже:

  1. Лытдыбры (лытдыбр - мем, пришедший в язык Рунета из лексики Живого Журнала (ЖЖ). Лытдыбр означает слово «дневник», написанное в неправильной (QWERTY) раскладке клавиатуры («lytdybr») (наоборот) и транслитерированное на русский язык. Данный мем часто сокращается до лыт, ещё чаще до дыбр [5]) или записи личного характера по типу «схадил в могозин, купил, сцуко, криведок». Комментарии обычно к таким записям не делают. Их могут оставить только друзья или последователи пользователя. Обычно коммуникация с помощью лытыбров характерна для людей, имеющих значительный социальный капитал и пользующихся высоким уважением среди твит-сообщества;
  2. Цитаты. Любые короткие изречения как пользовательские, так и других авторов (включая известных). Они могут быть на «злобу дня», или иметь «вневременное философское значение» и быть созвучны психологическому состоянию пользователя Твиттера, которых их твитит;
  3. Шутки. Короткие остроумные высказывания, в основном, оригинального авторского происхождения;
  4. Парадоксы, блестящие опечатки, «до слёз» нелогичные высказывания и т.д.;
  5. Ссылки на другие интересные вербальные ресурсы в качестве твита или ретвита;
  6. Мультимедийные изображения, а также ссылки на них;
  7. Новостные сюжеты;
  8. Вопросы;
  9. Ответы. (При этом отвечать в Твиттере можно и не дожидаясь вопросов);
  10. Лозунги. [5].

Что касается лексического дизайна Твиттера, то, например, для англоязычной коммуникации самыми популярными словами на Твиттере стали такие:

#1 – you (русск.: Вы/ты);

#2 – twitter (русск.: Твиттер);

#3 – please (пожалуйста);

#4 – retweet (русск.: ретвит);

#5 – post (русск.: пост);

#6 – blog (русск.: блог);

#7 – social (русск.: социальный);

#8 – free (русск.: свободный);

#9 – media (русск.: медиа);

#10 – help (русск.: помогите);

#11 - please retweet (русск.: пожалуйста, переправьте);

#12 – great (русск.: великий, классный);

#13 - social media (русск.: социальные медиа);

#14 – 10 (русск.: десять);

#15 – follow (русск.: следовать);

#16 - how to (русск.: как);

#17 – top (русск.: топ);

#18 - blog post (русск.: сообщение);

#19 - check out (русск.: проверить);

#20 - new blog post (русск.: новое сообщение [18].

Как видно по приведенному списку, в него вошли практически все  знаменательные части речи (глагол, существительное, прилагательное, местоимение). По поводу семантики приведенных слов, то можно заметить, что используется, в основном, лексика, описывающая пользовательские действия на Твиттере – помочь, отправить, проверить, перетвитить и т.д. Также в него попали и те ексические единицы, которые, на мой взгляд, наиболее четко отражают концептуальную сущность Твиттера – это прилагательные социальный, великий и свободный (какими и предстают перед людьми новые социальные медиа).

Что касается русскоязычной коммуникации на Твиттере, то происходит усиленное появление и развитие лексем, обозначающих производство неких действий посредством данного сервиса, а также «производные» от этих действий, которые собственно и составляют лингвистическое оформление данного веб-ресурса: твитить, ретвитить, твит, затвитить, твит-лента, твиттерянин и прочее (замечу, что их правописание также ещё не устоялось в русском языке в отношении одинарной или сдвоенной буквы «Т»).

Однако я полагаю, что анализ твиттинга будет не полным, если мы к прагматической, стилистико-языковой, структурно-семантической, медийной и функциональной составляющим (син.: параметрам/признакам) жанра не добавим фактор языковой личности и не проанализируем его существенное влияние на все виртуальное жанроведение в целом. К сожалению, работ, описывающих связь между языковой виртуальной личностью и характеристиками виртуального жанра, практически нет (за исключением трудов О. В. Лутовиновой и Л. Ф. Компанцевой) [6; 7]. По мнению О. В. Лутовиновой, проблема языковой личности в виртуальной реальности, включая, прежде всего, интернет-реальность, является основополагающей, т.к. «… именно человек является мерилом и главным содержанием виртуального мира» [7: 85], а основным средством самопрезентации этой личности в интернет-реальности, как полагает О. В. Лутовинова, должно выступать её коммуникативное поведение. Ученая считает, что, только проявляя себя в общении, виртуальная личность может быть замечена и оценена партнерами по коммуникации [7: 99].

Итак, каков же коммуникативный портрет среднестатистического «твиттерянина»? Он видится пользователям данным сервисом следующим: «Идеальный твиттерянин — это человек, который способен генерировать «короткие сообщения», со средней частотой по два сообщения в час. При этом человек он не праздный (и это не парадокс; Твиттер — не заточен под бытие основным занятием, он скорее дерево, на котором усердный труженик ставит зарубки о сделанном/увиденном/услышанном в «большой жизни»). Идеальный твиттерянин позитивен, не допускает грамматических ошибок, не матерится без повода и не словоблудит. Идеальным твиттерянином можно родиться. А можно им стать. По крайней мере, можно постараться» [8].

Таким образом, проведенный анализ твиттинга позволят говорить о нем как о новом жанре интернет-коммуникации, воплотившем черты прототипических интернет-жанров и конвергировавшем в себя свойства жанров 2.0. В твиттинге как в ни каком другом жанре 2.0 проявилась гибридная и конвергентная сущность новых социальных медиа, так и интернет-жанров в целом. Так, Твиттер может выступать и как коммуникативная площадка, служащая для объединения и консолидации виртуального сообщества, и как новостной портал, предоставляющий самую оперативную информацию о событиях в окружающем нас мире. Он может играть роль «пользовательского термометра», показывающего все нюансы в смене настроений и статусов его пользователей.

Более того, именно по развитию твиттинга в сети Интернет и популярности Твиттера в целом можно говорить о том, что жанры 2.0 начинают занимать всё большее место виртуальном жанроведении, однако в их основе лежит всё тот же принцип электронного послания или почты, изобретенной Р. Томлинсоном в 1972 году.

С развитием интернет-технологий скорее изменяются способы доставки этих посланий и их обработка, однако базовый принцип – принцип главенства Слова в Интернете пока остается. И пользователь выражает свои мысли, формирует группу по интересам, организует флэш-моб в реальной жизни, исключительно с помощью слова. Поэтому электронная почта, являясь прототипом всех интернет-жанров, благодаря развитию интернет-технологий породила столь большое количество других интернет-жанров, главное различие между которыми заключается только в способах передачи Слова

Ученые, изучающие интернет-реальность и новые тенденции в её развитии, подчеркивают, что при использовании Интернета у человека возникает чувство всеохватывающей осведомленности (англ.: ambient awareness), которое является частью социальной осведомленности. Это чувство передается через контакты друзей и последователей в Глобальной паутине, посредством социальных сетей и интернет-сервисов [15; 19]. Данный термин обозначает и особый вид осведомленности личности, её личностного знания, идущего от коммуникативного опыта её «жизнедеятельности» в сети Интернет и постоянной «вписанности» (встроенности) в этот социально-коммуникативный контекст для поддержания в нем тесных и постоянных контактов. Если два друга следуют за электронной информацией друг друга в Твиттере, будучи при этом разделенные Атлантическим океаном, они прекрасно осведомлены о нюансах настроения друг друга (и разделённость даже океаном этому вовсе не помеха (!)). И им вовсе не нужно общее «физическое» пространство для общения.

Таким образом, и социальные медиа, и вездесущая осведомленность являются продуктами поколения нетизенов, которые уже не мыслят свою жизнь без интернет-технологий. Социальные медиа – это, прежде всего, персональные электронные СМИ, предоставляющие возможность постоянных коммуникаций. Без социальных медиа состояние вездесущей осведомленности было бы просто немыслимо. А твиттинг является частью этого процесса, а точнее его инструментом, который прокладывает дорогу к формированию нового общества – общества экономики усилий, которое постепенно приходит на смену информационному.

 

Список литературы

 

1.     Варшавчик С. Твиттер и Живой журнал: два разных жанра // РИА Новости [Электронный ресурс]: URL: http://www.rian.ru/analytics/20100215/209324880.html. - (дата обращения: 06.01.2011).

2.     Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – Выпуск 6 «Жанр и язык». - С.11-27.

3.     Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. – 2010. - № 12. – С. 105-124.

4.     Землякова Е.А. Лингвостилистические характеристики жанра англоязычного корпоративного блога. Автореф. … дис. канд. филол. наук.: 10.02.04 – Харьков: ФОП Сверделов, 2010. – 21с.

5.     Как начать общаться в Твитере // Хабрахабр (2010) [Электронный ресурс]: URL: http://habrahabr.ru/blogs/twitter/64220/. - (дата обращения: 06.01.2011).

6.     Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы. – Луганск: Знание, 2008. – 528с.

7.     Лутовинова О. В. Лингвокульторологические характеристики виртуального дискурса. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 476с.

8.     Рецепт успешного Твиттера // Блог SEO-дилетанта [Электронный ресурс]: URL: http://blog.bykvakin.com/arc/2009/07/12/recept-uspeshnogo-tvittera/. - (дата обращения: 06.01.2011).

9.     Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации: монография. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 238с.

10. Щипицина Л. Ю. Комплексная лингвистическая характеристика крмпьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка). Автореф.  … дис. докт. филол. наук: 10.02.04 – Воронеж: ООО «КИРА», 2011. – 40с.

11. boyd d. Twitter: “pointless babble” or peripheral awareness + social grooming? // danah boyd | apophenia: making connections where none previously existed. (2009) [Электронный ресурс]: URL: http://www.zephoria.org/thoughts/archives/2009/08/16/twitter_pointle.html. - (дата обращения: 06.01.2011).

  1. Dubois B. Analyzing a New Genre: Twitter & Tweets (WRT 495 Paper #1) (w. d.) [Электронный ресурс]: URL: http://beckilinn.wordpress.com/. - (дата обращения: 06.01.2011).

13. Goroshko O. Ig. Politics 2.0: Global Perspectives and Local Realities // Язык, коммуникация и социальная среда: Сбор. научн. трудов / В. Б. Кашкин, ред. - Вып. 8. - Воронеж: Воронежск. гос. ун-т; Издательский дом Алейниковых, 2010. – C. 64-104

14. Grosseck G., Holotescu C. Can we use Twitter for educational activities? Bucharest, April 17-18, 2008, [Электронный ресурс]: URL: http://adl.unap.ro/else/. - (дата обращения: 06.01.2011).

15. Herring S. C., Honeycutt, C. (2009). Beyond microblogging: Conversation and collaboration via Twitter. Proceedings of the Forty-Second Hawai'i International Conference on System Sciences (HICSS-42). Los Alamitos, CA: IEEE Press. [Nominated for a HICSS Best Paper prize.] Preprint: [Электронный ресурс]: URL: http://ella.slis.indiana.edu/~herring/honeycutt.herring.2009.pdf. - (дата обращения: 06.01.2011).

16. Johnson S. How Twitter Will Change the Way We Live // Time (2009) [Электронный ресурс]: URL: http://www.time.com/time/printout/0,8816,1902604,00.html. - (дата обращения: 06.01.2011).

17. Murphy D. Twitter: On-Track for 200 Million Users by Year's End // PC MAGAZINE DIGITAL 10.31.2010 [Электронный ресурс]: URL: [Электронный ресурс]: URL: http://www.pcmag.com/article2/0,2817,2371826,00.asp (дата обращения: 06.01.2011).

18. The 20 Words and Phrases That Will Get You the Most ReTweets // Danzarella The Social Media Scientist (2010) [Электронный ресурс]: URL: http://danzarrella.com/the-20-words-and-phrases-that-will-get-you-the-most-retweets.html#. - (дата обращения: 06.01.2011).

19. Twitter // Wikipedia. The Free Encyclopaedia [Электронный ресурс]: URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Twitter. - (дата обращения: 06.01.2011).

20. Twitter Sets New Record: 3,283 Tweets Per Secondr". August 2010. [Электронный ресурс]: URL: http://mashable.com/2010/06/25/tps-record/. - (дата обращения: 06.01.2011).

Аннотация: В работе проводится анализ твиттинга как нового конвергентного интернет-жанра, возникшего на сервисе микроблогов Твиттер. Показывается, что твиттинг воплотил в себе основные особенности жанров 2.0, возникших благодаря появлению технологий веб 2.0. Описаны те особенности коммуникативного дизайна Твиттера, которые позволяют говорить о нем как ещё об одном жанре 2.0. К этим особенностям относятся такие характеристики твиттинга как его ярко выраженная адресность, контекстная и ситуативная обусловленность, интерактивность, лаконичность, гибридность и конвергентность.

Ключевые слова: твиттинг, Твиттер, жанр 2.0, виртуальное жанроведение, конвергенция жанра, интернет-коммуникация

 

Сведения об авторе:

 

Елена Игоревна Горошко

Заведующая кафедрой межкультурной коммуникации и иностранного языка

Национального технического университета «Харьковский политехнический институт»,

Д.ф.н., д.социологических н. профессор.

e-mail: elegorosh@yandex.ru

«Чирикающий» жанр 2.0 Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении

 

Twitting Twitter as Genre 2.0 or what is New in Digital Theory of Genres

 

 

Abstracts: The paper analyzes twitting as a new convergent digital genre initiated by the Twitter micro-blogging service on the Net. It is the twitting that combines all peculiarities of genres 2.0 appeared due to web 2.0 conception. The paper specifies namely those characteristics of Twitter that permit to define it as a new separate genre 2.0. Among them one can mention a high level of addressivity, coherence, situativity, interactivity, hybridisation and convergence.

 

Key words: twitting, Twitter, genre 2.0, digital genre theory, genre convergence, computer-mediated communication (CMC).

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [ФОРУМ]