[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]

Твиттер как разговор через контекст: от Образования 2.0 к Образованию 3.0?

Статья опубликована в Educational Technology & Society. – Vol.14. – N2. – P.502-530

Елена Игоревна Горошко

профессор, д.соц.н., д.фил.н., заведующая кафедрой межкультурной коммуникации и иностранного языка,
Национальный технический университет
«Харьковский политехнический институт»,

Сергей Алексеевич Самойленко

преподаватель факультета стратегических коммуникаций университета Джорджа Мейсона,
ком.230, Университетский проезд 440, Фейрфакс, VA 22030, США

аннотация

В статье рассматриваются потенциальные возможности развития модели образования 2.0 и роль сервиса микроблогов Твиттер как связующего звена между образованием 2.0 и образованием 3.0. Показано, что именно коммуникативные свойства Твиттера позволяют приблизиться к идеям семантического веба в образовательном контексте и создать предпосылки для развития модели образования 3.0, построенной уже на экспертном рейтинговом знании, более выраженной степени интерактивности и оперативности всего образовательного процесса, а также усилением роли контекста в ситуации глобальных образовательных коммуникаций.

The article enlightens new potentials in e-learning 2.0 developments, and specifies the role of micro-blogging service Twitter as a connecting link between e-learning 2.0 and e-learning 3.0. The article considers that communicative features of Twitter permit to move closer the ideas of semantic web and predetermine the appearing of e-learning 3.0 – educational system based on expert rating knowledge, high interactivity, and efficiency of all learning practices. It also stresses the importance of context within global learning surrounding.

Ключевые слова

Образование 2.0, образование 3.0, Твиттер, социальные медиа;

E-learning 2.0, e-learning 3.0, Twitter, social media.

Введение

“Доктор, меня преследуют 100 человек!”

“Да у вас, батенька, - Твиттер!”

Настало время ответить на вопрос "Кому
нужен этот сервис?" Ответ на удивление прост и очевиден: "Тебе, ведь
возможно, именно ты станешь пользователем этого сервиса". Это не
разработка для какого-то конкретного лица или группы лиц, с помощью которой
происходит продвижение продуктов и сервисов узкого круга лиц. Нет! В первую
очередь это инструмент для нас, пользователей, которые являются простыми
людьми. Если не для нас, то для этого же?
Ну и напоследок -
"Зачем?" Среди возможных вариантов - коммуникация со знакомыми,
получение полезной информации и опыта, повышение самооценки, получение
удовольствия, дань моде, и множество других.

(Что такое Твиттер 2011)

 

Сегодня всё чаще и чаще говорят об образовании 2.0 как об одной из альтернативных моделей развития обучения. Анализ литературных источников по данной предметной области показывает, что, как правило, под образованием 2.0 (англ.: e-learning 2.0) понимают совокупность базовых принципов, определяющих образовательные стратегии, которые реализуются при помощи виртуальных социальных сетей  и мобильных интернет-технологий [3; 5; 6; 15].

Какие же социальные платформы и сервисы веб 2.0 лучше всего отвечают целям и задачам современного высшего образования? Мы рекомендуем использовать следующие ресурсы в образовательных методиках:

Заметим, что именно блоггинг и микроблоггинг на настоящий момент являются одними из самых востребованных сервисов в образовании 2.0 [15, с. 21-61; 9, с.45].

В связи с этим возникают следующие вопросы:

Логично, что объектом данной работы стали коммуникативные характеристики службы микроблоггинга Твиттер, а её предметом – использование Твиттера в образовательных коммуникациях в образовании 2.0. и создание предпосылок для возникновения новых педагогических моделей.

Под образовательной моделью мы подразумеваем образовательную систему, которая включает общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, а также особенности руководства деятельностью обучаемых, модели их группирования, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения. Существующие «классические» образовательные модели можно условно разделить на модель европейскую, американскую, советскую и японскую. Каждая из них имеет свои особенности и отвечает определенным условиям развития общества. Под особенностями подразумеваются, в первую очередь, ориентация на точные или гуманитарные науки, теоретическую или практическую подготовку, детальное изучение старого или на создание нового (см. http://dialogs.org.ua/crossroad_full.php?m_id=1498). При этом в образовательную модель входит как система обучения, так и самообучения.

Теоретическая часть
Микроблоггинг в образовании 2.0

Следует подчеркнуть, что термин «микроблоггинг» является достаточно новым понятием в сфере русскоязычных образовательных интернет-коммуникаций. На данный момент в русском языке даже не существует четких правил правописания нового термина. О новизне данного понятия свидетельствует и проведенный анализ с помощью поисковой системы Гугл (англ.: Google), который показал, что чаще встречается написание этого слова через удвоенную букву «г» (микроблоггинг 88 700 употреблений в Рунете и микроблогинг 171 000 употребления (поиск проведен 13.04.2011)). Полученный результат свидетельствует о новизне представления данного термина в языковом сознании русскоговорящих пользователей сети Интернет. Классические («бумажные») академические словари русского литературного языка этого отглагольного существительного не фиксируют в силу новизны как самого явления, так и его описания [16]. Итак, микроблоггинг (англ.: micro-blogging) – это форма блоггинга, которая позволяет писать и публиковать короткие заметки. Любое сообщение может быть доступно пользователям микроблога для просмотра и комментариев в чатовом режиме. Сообщения могут быть переданы через различные каналы, включая остальные блоги, веб-сайты, мобильные телефоны, электронную почту и т.д.

Твиттер как сервис микроблоггинга в сети Интернет

Среди микроблогов наиболее популярным сервисом является Твиттер, появившийся в 2006 году. Исходя из сравнения количества пользователей, зарегистрированных на микроблогах, его основным конкурентом является сервис микроблогов Джайку (англ.: Jaiku), принадлежащий компании Гугл (см. Приложение 1). Постепенно популярность сервиса микроблоггинга в Интернете стала возрастать, и в 2008-2010 годах в сети повсеместно стало появляться множество новостных сервисов с включенной функцией микроблоггинга. Так, основатель сервиса социальных закладок Дигг (англ.: Digg), Кевин Роуз разработал сервис Поунс (англ.: Pownce), в котором микроблоггинг был объединен с функцией «обмена файлов», а также возможностью приглашения других интернет-пользователей («инвайтов»). Норвежские разработчики создали сервис под названием Фолкстр (англ.: Folkstr), в котором функция микроблоггинга была интегрирована в сервис социальной сети. В мае 2008 года стартовал проект Пларк (англ.: Plurk), отличительными чертами которого явилось размещение сообщений на таймлайне и более простая возможность делать комментарии к записям. Популярные социальные сети Фейсбук (англ.: Facebook), Майспейс (англ.: MySpace), Нинг (англ.: Ning) и ВКонтакте также имеют функцию микроблоггинга, которая называется «обновление статуса» (англ.: status update) и «статус» (ВКонтакте). В блогах Яндекса функция микроблоггинга называется «сменить настроение».

Касаясь структурно-коммуникативных (сервисных) характеристик микроблоггинга, следует обратить внимание на следующие особенности:

Также, по своей сути, микроблоггинг является технологией, ориентированной на совместное использование контента и сотрудничество (англ.: сollaborative technology [37]), что крайне важно для развития модели образования 2.0 и переход уже к новой образовательной модели – образованию 3.0 [68]).

В качестве самой популярной микроблоговой платформы Твиттер представил следующий девиз: «The best way to discover what’s new in your world» (русск.: Лучший способ узнать, что нового есть в окружающем вас мире).

Итак, что такое Твиттер? Твиттер (от англ. twit – щебетать, болтать) – это не традиционный блог в чистом виде, как, например, ЖЖ, а, скорее, средство оперативного общения, гибридная форма, которая соединила в себе свойства нескольких интернет-сервисов: службы мгновенных сообщений, блога, электронной почты и социальной сети [40; 43], достаточно четко демонстрируя, подобно социальной сети Фейсбук, конвергентный характер новых социальных медиа.

История Твиттера началась в марте 2006 года как научно-исследовательский проект компании Одео, зарегистрированной в Сан-Франциско (США). Его основатель Дж. Дорси ввел понятие «индивидуальное пользование SMS-сервиса для общения с небольшой группой единомышленников». По поводу названия нового сервиса «Твиттер» Дорси заметил, что «… мне пришло в голову слово «twitter» (русск.: щебетать). И это было как раз то, что нужно. Это слово означает и краткий выброс несущественной информации, и чириканье птиц, а это именно то, что мы хотели сделать с помощью данного программного продукта» [30].

Первоначально Твиттер задумывался как сервис, который бы дал возможность ответить на единственный вопрос: «Чем ты в данный момент занят?» Дорси хотел создать некую платформу, которая позволила бы ему постоянно обмениваться с друзьями короткими сообщениями. Короткие обновления мгновенно отображались на его домашней странице и доставлялись его подписчикам. Оригинальное кодовое название проекта было «twttr», по ассоциации с названием знаменитого фотохостинга в сети Интернет – Фликр и пятисимвольной длиной американских коротких кодов – SMS. Проект стартовал 21 марта 2006 года, когда Дорси опубликовал свое первое сообщение на Твиттере: «Just setting up my twttr» (русск.: просто настраиваю свой твит) [30; 33].

Как удачный бизнес-проект интернет-служба Твиттер была выделена в отдельную компанию в апреле 2007 года, и с этого времени начинается триумфальное шествие Твиттера по Интернету. За несколько лет Твиттер стал столь востребованным и популярным ресурсом, что в английском языке появляется даже отглагольное существительное (точнее герундий) “тви?ттинг” (англ.: twitting), обозначающее способ общения в Интернете, получивший распространение благодаря одноименному сервису.

На сегодня Твиттер является крупнейшим сервисом микроблогов. Каждый месяц его сайт посещает свыше 190 миллионов человек. В марте 2010 года Твиттер достиг своего десяти миллиардного сообщения. По последним данным в Твиттере ежедневно появляются в среднем около 55 миллионов записей. Только в первом квартале 2010 года было размещено четыре миллиарда твит-записей. По состоянию на июнь 2010 года отправлялось около 65 миллионов твит-записей каждый день, что эквивалентно генерированию около 750 сообщений в секунду. При этом скорость, с которой пользователи оставляют записи, постоянно растет. Так, пятнадцатимиллиардная твит-запись была сделана спустя почти три месяца после достижения показателя в десять миллиардов. В то же время последние пять миллиардов записей были сделаны всего лишь за два месяца. Отметим, что первый миллиард сообщений был «достигнут» в Твиттере в ноябре 2008 года. В октябре 2009 года число записей в этом сервисе превысило пять миллиардов. В день смерти Майкла Джексона (25 июня 2009 года) данная служба, не выдержав перегрузки в работе (сто тысяч твит-записей в час), дала сбой. По данным интернет-компании Алекса Интернет (англ.: Alexa Internet), Твиттер оценивается как один из десяти самых посещаемых и популярных веб-сайтов мира. В феврале 2009 года интернет-агентство Компит.ком (Compete.com) поставило Твиттер на третье место среди социальных сетей Интернета по посещаемости, а в марте 2009 года интернет-компания Нильсен.ком (англ.: Nielsen.com) назвала этот ресурс самым быстро растущим сайтом Интернета, который ежемесячно прирастает на 1382 %, увеличившись за год с 2008 по 2009 год на 475 000 уникальных пользователей. Однако лишь 40 % пользователей держат свои аккаунты на этом интернет-ресурсе в «рабочем состоянии» [46; 47; 61; 62]. К концу 2010 года на Твиттере насчитывалось уже 105 779 710 зарегистрированных пользователей; в день на этом ресурсе появляется 300 000 новых посетителей, что составляет 180 млн. уникальных посетителей в месяц. На текущий момент (март 2011 года) на Твиттере зарегистрировано 572.000 аккаунта пользователей, а на апрель 2011 каждый день в среднем открывается 460 000. Чтобы достичь своей миллиардной записи службе Твиттера понадобилось три года, два месяца и один день, а сейчас один миллиард твитов «набирается» за неделю; среднее количество твитов, отправляемых в течение одного дня с 2010 по 2011 год увеличилось на 90 миллионов (с 50 до 140). На март 2011 года количество отосланных твитов достигло 177 миллионов. Количество мобильных пользователей Твиттера с 2010 по 2011 год увеличилось на 182 % [25]. Примерно семьдесят пять процентов трафика приходит из-за пределов портала Twitter.com. Сегодня служба Твиттера осуществляет в среднем 600 млн. поисковых запросов в день (!) и имеет около сто тысяч твит-приложений [61]. Приведенные данные о темпах развития данного сервиса демонстрируют крайне высокую динамичность и популярность Твиттера, что создает определенный потенциал для использования этого сервиса в любых социальных интернет-практиках, включая образовательные.

Что касается языкового оформления Твиттера, то англоязычные твиты составляют до 70% от общего объема твит-коммуникаций, потом идут твиты на других языках – японском, испанском и т.д. [38, c.5].

В отношении содержательного наполнения твит-сообщений, исследование, проведенное интернет-агентством Пеэр Аналитикс (англ.: Pear Analytics) 2000 англоязычных твит-сообщений в 2009 году, показало, что на светские разговоры приходится примерно 41% сообщений, обсуждение жизненных проблем – 38% сообщений, саморекламу – 6%; новостные сюжеты составляют 4% от общего количества контента; на спам приходится столько же, и 9% составляют повторяющиеся сообщения (ретвиты) [43].

Если же рассматривать Твиттер с позиции его образовательных возможностей, то ряд ученых, разрабатывающих концепции соцмедийного образования 2.0 и дистанционного обучения, подчеркивают, что в рамках образования, возникающего в век мобильных технологий и Интернета, приходится пересматривать кардинально всю образовательную парадигму и признать, что ведущая роль в структуре всего образовательного процесса в этой системе образования будет за понятиями «мобильность» и «коммуникация», одновременно усиливается значимость контекста и «трансформационные» возможности электронных сетей в поддержке виртуальных образовательных сообществ, которые существенно снижают культурные и возрастные барьеры [39; 42; 56].

Следовательно, при анализе образовательного потенциала данного сервиса, целесообразно рассматривать службу Твиттера с точки зрения её коммуникативных характеристик. Считается, что Твиттер призван заполнить тот пробел, который существует между сервисами электронной почты и интернет-приложениями для передачи мгновенных сообщений [22]. Ряд исследователей коммуникативных возможностей Твиттера указывают, что данный сервис является уникальным, т.к. одновременно сочетает в себе как асинхронный, так и синхронный форматы коммуникации, являясь некой платформой, где оба формата реализуются одновременно. Согласно метафоре, предложенной Томом Барретом: «Твиттер подобен реке, которая постоянно течет» [Там же]. Он также считает, что именно последовательность сообщений, которая выстраивает определенный коммуникативный контекст, представляет особую педагогическую ценность и играет важную роль в образовательных коммуникациях в сети Интернет [Там же].

Чтобы активировать доступ к сервису Твиттера пользователю необходимо осуществить следующее:

Один из авторов концепции Твиттера Стивен Джонсон так описал основную коммуникативную установку этой службы: «Твиттер вращается вокруг принципа последователей (англ.: followers). Когда вы решите воспользоваться записями другого пользователя этой службы, твиты этого пользователя отобразятся в обратном хронологическом порядке на вашей главной странице в Твиттере. Если вы будете следить (англ.: to follow) за записями 20 человек, вы увидите их твиты на странице, прокручивающейся вниз» [46]. Пользователи могут объединять группу сообщений по теме или типу с использованием хэштегов (англ.: hashtag) (слова или фразы, начинающейся с «#»). Кроме того, латинская буква «d» перед именем пользователя позволяет отправлять сообщения в режиме личной переписки, приватно, а знак «@» (англ.: courosa) перед именем пользователя используется для упоминания ответа определенному пользователю, выделяя его среди других [38, c.1]. В настоящий момент служба Твиттера предоставляет и функцию «твиттер-список», что позволяет отслеживать твиты групп пользователей, а не отдельно взятых «твиттерян». Посредством службы SMS пользователи могут «общаться» через специальные шлюзовые номера, используя собственный счет в Твиттере. Учитывая, что сообщения в Твиттере имеют ограничения в объеме (не больше 140 символов), то для размещения объемной текстовой информации на Твиттере требуется использование услуг сокращения URL - таких, как bit.ly, goo.gl, и tr.im, а также услуг хостинга: Твитпик (англ.: Twitpic) и Ноутпаб (англ.: NotePub), которые применяются для размещения мультимедийного контента и текста свыше 140 символов. Также служба Твиттера использует портал bit.ly для автоматического сокращения всех URL, размещенных на своем сайте. Привлекает пользователей в этот сервис и то, что все записи в Твиттере индексируются поисковыми системами [4; 10-11].

Технологическое решение интерфейса пользовательского профиля на Твиттере (домашней страницы) приведено в Приложении 2.

В меню настроек Твиттера можно включить личную информацию о пользователе (временной пояс региона проживания, ссылки на другие пользовательские ресурсы, разместить персональный аватар, ник, девиз и прочее).

Также опытные пользователи Твиттера рекомендуют сообщения снабжать описательными тегами (хештегами), для их четкой сортировки и узнаваемости другими пользователями этого сервиса. При этом, хештегом может быть любое слово, которое в состоянии четко определить сказанное, т.е. быть семантически корректно.

Одновременно ряд исследователей твиттинга выделяют несколько основных (структурных) характеристик этого коммуникативного процесса. Прежде всего, это:

Однако одной из наиболее важных из упомянутых выше характеристик Твиттера является высокая степень интерактивности данного сетевого ресурса: необходимо «постоянно» быть в Твиттере (мы употребили наречие «постоянно», естественно, не в прямом смысле, а «постоянно» – это настолько, насколько позволяет пользователю его временной запас).

В сентябре 2010 года Твиттер запустил новую версию сайта, на которой появились такие функции, ради которых компания подписала контракты с такими крупнейшими интернет-сервисами мира как Фликр (англ: Flickr) и Ютьюб (англ: YouTube). Основные изменения произошли в Ленте сообщений, где появилась возможность архивации записей, изменился дизайн пользовательской страницы: она стала более компактной, также расширилось меню «приборной панели» и поменялась навигация по веб-странице. Так, при нажатии на рубрику «твит» в правой части появляется панель, в которой отображаются ретвиты этого сообщения, другие записи пользователя или координаты того места, где была сделана запись. А для того, чтобы просмотреть графические или видео-файлы, размещенные на Ютьюб, Фликр или Вимео (англ.: Vimeo), достаточно перейти на них по гиперссылке. Таким образом, с введением нового коммуникативного дизайна этого ресурса степень интегрированности (включенности) Твиттера в другие социальные медиа значительно возросла. Описываемые нововведения на Твиттере сблизили данный сервис с социальной сетью, наподобие сети Фейсбук.

Также на Твиттере наблюдается и стремительный «размыв» социальных границ: частное, приватное становится общественным, публичным и доступным всем или «для друзей». Твиттер как бы вобрал, соединил в себе личностную коммуникацию с возможностью её «обнародования», самостоятельного опубликования. Как результат – появление публикаций в режиме реального времени [37, c.4] и усиление оперативности и интерактивности данного сервиса.

В 2010 году Твиттер представил новую функцию под названием Ховеркардс (англ.: Hovercards), которая позволяет пользователю при наведении курсора на его имя (ник) или его графический образ (аватар) увидеть о нём дополнительную информацию, что усиливает одновременно как уровень гипермедийности этого сервиса, так и его информационную насыщенность.

Следует заметить, что данный сервис достаточно дружественен пользователю (англ.: user-friendly), и сразу после регистрации готов к «общению», что также может быть отнесено к образовательным возможностям Твиттера.

Ещё одна особенность Твиттера – это возможность получения информации о состоянии своего счета, а также стремительное развитие на ресурсе сервисов твиттер-статистики и различных внутренних служб, отслеживающих информацию внутри ресурса, что придает ему определенную уникальность и позволяет пользователям заняться саморефлексией по поводу успешности их коммуникаций с использованием именно этого ресурса. Заметим, что именно данные твиттер-статистики могли бы быть эффективно использованы в образовательном процессе (см. Приложение №1).

Одной из важных коммуникативных характеристик Твиттера является то, что общение, начавшись в Твиттере, может продолжиться через Джаббер (англ.: Jabber (система для быстрого обмена сообщениями и информацией между двумя абонентами в Интернете)) или службы мгновенных сообщений (таких как “Аська” (англ.: ICQ)), что свидетельствует об усилении конвергенции различных коммуникативных сервисов второго веба в целом, а это может влиять на усиление уровня «коннективизма» во всей модели образования 2.0.

Благодаря своей лаконичности и возможности мгновенного размещения информации на пользовательском аккаунте с помощью различных электронных устройств, Твиттер весьма удобен для передачи сообщений во время различных ЧП. Метафорически Твиттер называют службой SMS сети Интернет [60]. Например, 15 февраля 2010 года одним из первых о столкновении двух поездов в Бельгии сообщил «твиттерянин» по имени cdrik. Он же добавил первые фотографии с места происшествия [46-49]. Более того, анализ развития социальных медиа показывает, что к признаку синхронности/асинхронности коммуникации в сети Интернет может быть добавлена и категория «оперативности». Так, именно оперативность и быстрота коммуникаций через Твиттер, а также возможность использования различных электронных платформ для передачи информации позволяет говорить о Твиттере как новостном жанре и причислить его к электронным СМИ.

Итак, каковы же основные коммуникативные функции Твиттера?

По приведенной классификации, можно также говорить о простых и сложных функциях Твиттера, в границах которой может быть реализовано сразу несколько простых. Так, в образовательную функцию может входить и контактоустанавливающая, и консолидирующая, и презентационная. Аналогично можно представить политическую или экономическую функции. Таким образом, приведенные функции можно разграничить по мотивационному фактору (консолидирующая, контактоустанавливающая и т.д.) и типу дискурса, в которых они реализуются (политическая, образовательная, экономическая, организационная).

Итак, чем же может быть полезно использование Твиттера в образовательных практиках и какая его роль в концептуальной модели образования 2.0?

Концептуальное развитие веб-технологий: веб 1.0 – веб 2.0 – веб 3.0

Заметим, что по мере развития сети и парадигмы сетевых концепций постепенно как альтернатива образованию 2.0 приходит образование 3.0, и что интересно, способствует этому именно Твиттер, помогая становлению этой новой модели. Сразу же возникает вопрос: «Каким образом?»

Анализ литературы по данному вопросу показывает, что возникновение образования 2.0 стало возможным благодаря парадигмальномку сдвигу в концепциях развития веб-технологий и перехода от веб 1.0 к веб 2.0, который характеризовался такими особенностями: пользователи превратились в создателей контента; произошел размыв социально-коммуникативных границ между приватным и публичным, частным и общим, виртуальным и реальным, техническим и социальным; возможность общения и сотрудничества между пользователями сети, а также совместного редактирования, создания и опубликования веб-контента значительно расширились, что привело к тому, что традиционное образование, образно говоря, вышло из стен университетов и стало более мобильным, доступным и, собственно говоря, другим.

Таким образом, технологии второго веба и образование, возникшее на их основе, можно описать с помощью нескольких трендов: создание пользователями контента; использование знаний толпы; экспоненциальное увеличение объемов информации; архитектура соучастия; сетевые эффекты и открытость. Образно говоря, если в первом вебе пользователь мог только потреблять информацию, выставленную автором на сайт, то благодаря технологиям второго веба, он мог стать соавтором, а, следовательно, мог вносить изменения, исправления в контент, давать оценку коммерческим продуктам (например, делать комментарии к книгам на сайте компании Амазон), задавать вопросы и получать ответы от экспертного сообщества. Тем самым, создаваемый пользователями контент, становится важным каналом социальной коммуникации. [15, с.10-11]. А если вспомнить знаменитый посыл Джеймса Суровецки [58] об «интеллектуальном богатстве толпы», т.е. способности группы принять более эффективное решение, чем то решение, которое при прочих равных условиях нашел бы самый интеллектуальный её участник, то сервисы социального веба и призваны уже как бы изначально глубже реагировать на потребности пользователей, чем сервисы первого веба [Там же] (см. также [21; 50; 64]).

А. В. Филатова, анализируя образовательные возможности второго веба в преподавании иностранных языков, подчеркивает, что «… веб 2.0. как явление социальное, по Россу Досану [29], имеет семь основных характеристик: участие, стандарты, децентрализация, открытость, модульная структура, контроль со стороны пользователей и идентичность [17, с.7]. Собственно социальная сущность второго веба (социальность) заключается в том, что он «конвертирует» вводимую информацию (данные, генерируемые пользователем, мнения, пользовательские прикладные программы) благодаря ряду механизмов и технологических характеристик (путем образования новых комбинаций, совместной фильтрации информации и её синдикации и т.д.) в нечто качественно новое, что представляет ценность уже для всего сообщества, конвертируясь из «виртуального продукта» в социальную практику.

К основополагающим характеристикам социального веба относится следующее: открытость контента и свобода доступа к интернет-ресурсам; децентрализация, общение больших социальных групп; контроль со стороны пользователей; отсутствие непосредственной обратной связи; наличие массовой, разрозненной аудитории; определенная степень его анонимности, способствующая самораскрытию и самовыражению личности; участие индивидуальных пользователей в развитии ресурса или службы; эскалация пользовательской вовлеченности (от коллективного интеллекта до объединенного) [15; 17]. Подчеркнем, что перечисленные свойства социального веба создали те необходимые предпосылки для возникновения модели образования 2.0, которая появилась в 2006-2007 годах. Необходимо заметить, что базовые принципы этой модели созвучны основным концептуальным принципам социального веба – субъектности (образование индивидуально-ориентировано), избыточности (оно избирательно из максимального количества альтернатив) и сотрудничества (основано на совместном создании образовательных продуктов или общей образовательной деятельности) [5; 15].

Возникновение и развитие концепции образование 2.0

Какие особенности второго веба способствовали появлению данной образовательной концепции?

Сюда можно отнести: быстрое создание пользовательского контента, что создает легкость в работе с ним; возможность соредактирования, а также совместной работы над любым текстом или проектом; общение; хранение больших объемов информации непосредственно в Сети, а не на электронных носителях; распространение интерфейсов, дружественных для пользователей; усиление аудиовизуального формата передачи данных, что повышает наглядность в образовательном процессе, и некоторые другие свойства [Там же] (см. также [5; 6; 9]). Стремительное усиление процессов социализации с помощью Интернета привело к актуализации именно консультативного компонента во всех видах образовательных практик, протекающих в обществе.

Стив Харгадон, проводя анализ образовательных практик с использованием сервисов второго веба, представил переход от образования 1.0 к 2.0 с помощью нескольких тенденций (сдвигов, переходов) в развитии социального института образования, которые прошли по таким осям: потребления – к производству; от авторитарности – к сотрудничеству; от эксперта – к консультанту и помощнику; от лекции – к обсуждению и семинару; от «доступа к информации» – к «доступу к людям»; от «обучения о чем» – к «обучению через «как делать»»; от пассивного обучения – к пассионарному; от презентации – к участию; от публикации – к разговору; от формального «школярства» – к обучению через реальную жизнь; от монолога – к диалогу, а вернее к полилогу, от стратегии обучения по принципу поддержки-толкания (англ.: supply-push) – к стратегии потребности-вытягивания (англ.: demand-pull) [5; 6; 15; 17].

Благодаря этим сдвигам наметился и отход от лекторо-центрической модели обучения, долгое время превалирующей в национальных системах образования многих стран, включая СНГ, к ученическо-центрической, ориентированной более на индивидуальные потребностях и запросы обучаемых, а также на учет контекста, в рамках которого реализуются образовательные практики.

Методологическую же основу внедрения всего инструментария социального программного обучения (англ.: social software tools), которое является зонтичным термином для всех трех современных моделей образования (образования 2.0 (англ.: e-learning 2.0), мобильного образования (англ.: mobile learning) и непрерывного образования (англ.: lifelong learning)), составляют следующие социальные теории и модели:

Как видно по перечисленным моделям, образование 2.0 имеет довольно весомую методологическую базу, чтобы быть достаточно эффективным и успешным.

Подчеркнем также, что одной из ведущих теорий в этой модели образования является теория коннективизма [56]. Стефен Доунс, разрабатывая манифест «Образование 2.0» в 2005 году, положил в его основу понятие «дух времени» (нем.: Zeitgest) периода возникновения социальных медиа и сформулировал несколько теоретических положений, легших в основу этой концепции, одним из которых была идея социальной связности или коннективизма: «… ментальные явления могут быть описаны через сети взаимосвязанных простых элементов, при этом форма связей и элементов может видоизменяться в зависимости от модели» [35].

Одновременно обзор литературных источников и проектов в области менеджмента новых образовательных технологий показывает семь ведущих тенденций:

  1. Скорее мобилен обучаемый, чем сами технологии.
  2. Обучение тесно входит во все социальные практики, становясь частью повседневного контекста человеческого взаимодействия.
  3. И этот контекст создается обучаемыми в процессе их взаимодействий.
  4. Обучение и создает цели, и удовлетворяет их одновременно (англ.: learning can generate as well as satisfy goals).
  5. Наблюдается интенсивное делегирование функций контроля и усиление всего менеджмента образовательного процесса.
  6. Постепенно современное (социальное образование) начинает входить в конфликт с традиционным, одновременно являясь одной из альтернатив его развития).
  7. Оно поднимает глубокие этические проблемы в области охраны авторских прав, защищенности персональных данных и прочее [48; 56].

Между появления модели образования второго веба и написанием данной работы прошло примерно семь лет: для интернет-технологий и социальных практик на их основе – крайне большой период. И, вероятно, уже ощущается необходимость пересмотра некоторых концептуальных основ образования 2.0.

В каком направлении может идти этот пересмотр?

Предпосылки возникновения концепции образования 3.0

Итак, мы считаем, что именно смена парадигмального развития сети вызвала изменение образовательной парадигмы и переход от образования 1.0 к 2.0, а затем к 3.0. Так, переход от веб 1.0 к веб 2.0 начался практически с возникновением широкополосного, потокового Интернета и появления сервисов, которые позволяли бы пользователям самим создавать контент, а также распространять его посредством лент (RSS) и гиперссылок. При этом пользователь сам выбирал, какой именно контент он должен получать, выходя в сеть, настраиваясь на чтение избранных блогов, сообществ, лент или вики-проектов. Таким образом, фундаментальную основe второго веба (парадигму его функционирования) сформировали разнообразные сервисы веб-связи, которые объединяли однотипные информационные потоки, а затем  и направляли их конкретным потребителям. Однако в дальнейшем, по мере развития второго веба, стало понятным, что пользователь часто бывает не осведомлен, что происходит за пределами его информационных потоков и сетей, т.к. достаточно большое количество полезного, но неотфильтрованного контента проходит мимо него. Осознавая эту проблему, ряд крупнейших интернет-корпораций, таких как BBC, IBM, Google, Oracle в качестве основного направления развития Интернета на ближайшие 5-10 лет предложили концепцию семантической паутины или третьего веба, основанную на «смысловой», «умной» обработке информации. Суть этой концепции заключается в том, что не пользователи, а сами поисковые машины ищут информацию по содержимому, включая поиск по видео- и цифровым изображениям, основанный на анализе метаданных и метабаз. Таким образом, семантический веб призван решить самую актуальную проблему развития Интернета - поиска значимой информации, и отделение её от информационного шума.

Одно из предложенных решений может заключаться в том, чтобы ранжировать информацию по источнику авторства, в зависимости от рейтинга самого источника, который должен стать автоматическим, начисляемым не просто за активность в сети, а определяемым другими пользователями Интернета или экспертным сообществом, что более вероятно [1].

Заметим, что первые шаги в сторону создания семантического веба уже сделаны, и существуют языки, семантические спецификации и протоколы, которые могут быть положены в основу третьего веба: (RDF (Resource Description Framework), OWL (Web Ontology Language), SPARQL (Protocol and RDF Query Language), XML (eXtensible Markup Language)). Приведенные языки программирования позволяют разработчикам эффективно и оперативно организовать данные в семантическую структуру.

Необходимо подчеркнуть, что, собственно дебаты по поводу семантического веба, идут давно. Однако одно считается практически бесспорным, основным отличием веба 1.0 от веба 2.0 и т.д. должен быть функциональный подход. Таким образом: веб 1.0 – это доступ к информации, размещенной в сети Интернет, на расстоянии клика. Веб 2.0 – это отображение внутреннего мира человека на внешнем носителе в динамике, где созданы условия для самостоятельного генерирования контента, модель для совместного конструирования действительности. Веб 3.0, образно говоря, – это формирование информационно-коммуникативного пространства человека с помощью сетевых технологий (программно-технических систем) и изменение с их помощью окружающего мира. По мнению некоторых исследователей, именно третий веб может стать механизмом саморегуляции всей человеческой популяции [1; 14].

Каким же образом концептуальный переход от веб 1.0 к веб 2.0, а затем и веб 3.0 скажется на парадигме развития образования?

Стив Вилер указывает, что основными ключевыми мотивами (драйверами) в разработке модели образования 3.0 станут такие социо-технологические особенности:

Исследователь подчеркивает также, что, во-первых, образование 3.0 должно перешагнуть границы традиционного института образования и стать более само-организуемым (англ.: self-organized learning), т.к. будет получен доступ к инструментам и технологиям, которые помогут сделать его строго личностно-направленным, индивидуально-ориентированным. Одновременно появление технологий облачных вычислений (англ.: cloud computing), использование технологий маш-апа и бриколажа (англ.: mash-up and bricolage), а также существенное расширение возможностей хранения данных и совершенствование способов их обработки, приведет к меньшей зависимости от централизованных «институциональных» веб-порталов, что, в свою очередь, может привести к исчезновению централизованных обучающих виртуальных сред (англ.: virtual learning environments).

Во-вторых, по мнению Дерека Бейрда, в образовании 3.0 одной из существенных составляющих должно стать понятие «мобильность технологий» (англ.: mobile technologies). И здесь может понадобиться повсеместный доступ к образовательным ресурсам, инструментам, технологиям, включая доступ к экспертному сообществу (экспертным группам, оценщикам проектов, отдельным экспертам – носителям узкопрофессионального знания). С расширением и усовершенствованием именно средств мобильной телефонии (смартфонов, планшетов и прочее), а также усиления коннективизма во всех типах интернет-коммуникаций, расширения так называемой зоны прямого видения (англ.: line-of-sight) (спутникового и беспроводного Интернета) постепенно возникнет ситуация, что, если обучаемый захочет что-либо получить, то он сможет это сделать практически из любой точки земного шара. И постепенно с развитием мобильных и интернет-технологий понятие «цифрового разрыва» также станет трансформироваться: от понятия «доступа» и извечного «иметь или не иметь» (в его социально-экономическом контексте) акцент постепенно будет смещаться в сторону развития и влияния на усиление цифрового разрыва психологических, личностных факторов и навыков (могу, должен, хочу/не могу, не должен, не хочу) и разграничение, скорее всего, пойдет именно в этом направлении (цит. по [68]).

В-третьих, Вилер полагает, что групповое совместное обучение возможно в любых контекстах. Благодаря таким характеристикам образования 3.0 как управляемая фильтрация контента и ориентированность на многопользовательские сервисы, в его структуре гораздо легче реализуется «групповой фактор». Именно в Твиттере с его примитивной фильтрацией с помощью таких функций как RT, DM, куроса (@) и хештег (#tagging) (а не в блогах или Википедии) начинают зарождаться основы семантического веба, которые призваны значительно облегчить процесс обучения, делая его более целенаправленным [Там же].

В-четвертых, технологии 3D с их более быстрой обработкой визуальных данных создают возможности для реализации практически беспроблемного взаимодействия в трехмерном пространстве, повышая элемент наглядности всего образовательного процесса 3.0. Однако в контексте образования 3.0 к 3D хочется добавить ещё одно «D», и говорить о дополнительном – четвертом измерении, т.е. о том измерении, в котором мы живем – длине, высоте, ширине и времени… Большинство людей практически о четвертом измерении никогда не задумывается, но именно этот параметр крайне актуален в контексте 3.0 и призван сделать это образование более гибким относительно пространственно-временных параметров.

Итак, если использовать язык метафор, то концептуально переход от веб 1.0, к веб 2.0, а затем к веб 3.0 это переход, по выражению Вилера, от Пишущего Веба (англ.: Write Web) к Читающе/Пишущему Вебу (англ.: Read/Write Web), а потом к Читающе/Пишуще/Сотрудничающему Вебу (англ.: Read/Write/Collaborative) [Там же]. Благодаря этому переходу и обучаемые, и обучающие становятся ближе друг к другу в любое время и в любом месте, а также у них появляется возможность более эффективного поиска необходимой информации и управления ею. А Твиттер при этом выступает эффективным инструментом для реализации перечисленных целей, являясь своеобразным мостом, который облегчает этот переход в силу своих концептуальных и коммуникативных характеристик.

Более того, основные требования, предъявляемые к моделям обучения в рамках западных подходов к образованию, заключаются в том, что эти модели должны быть сконцентрированы на знании (англ.: knowledge-centered); на оценке получаемого знания и эффективности образовательного процесса в целом (англ.: assessment- centered) и на создании профессионального сообщества (англ.: community-centered) и способствовать успешной интеграции обучаемого в его профессиональную среду [56].

Заметим, что все перечисленные требования к описываемой образовательной модели являются одними из ключевых принципов «работы» социального веба, предложенной О' Рейли [50] и усиленной в семантическом вебе.

Возникает также вопрос: «А какова же роль Твиттера в образовании 2.0 и как с его помощью может произойти переход к новой модели – образованию 3.0?»

Использование сервиса Твиттер в образовательной практике

Считаем целесообразным привести несколько примеров использования Твиттера в образовательных целях.

Вот уже несколько месяцев ведущий клуба “Сценической речи и ораторского искусства” американского университета Джорджа Мейсона использует Твиттер для оттачивания навыков имровизированного монолога, когда выступающий в течение пяти минут должен связать поступающие обрывками твит-фразы в единый текст для последующего получасового сценического выступления [54].

В классах по “Мультимедийным связям с общественностью” используется система Твиттер Грейдер (англ.: Тwitter Grader) для оценки оперативности микроблоговых сообщений и размера охвата  аудитории конкретного пользователя. Данный подход позволяет преподавателю оценить степень вовлеченности PR-студента в процесс налаживания взаимоотношений с потенциальной целевой аудиторией в рамках заданного проекта [Там же].

Факультет социологии университета штата Канзас использует Твиттер, приложение Твитпик и cервис Фликр для внедрения задач локального масштаба, предложенных местной городской администрацией. К примеру, для разработки эффективных схем велосипедных или роликовых дорожек студенты с помощью вышеупомянутых платформ создают электронные карты. С помощью цветового кодирования на этих картах обозначаются места непригодные для катания на роликах и велосипедах, что существенно облегчает задачу инженерам-проектировщикам при выборе мест для строительства и составления чертежей [Там же].

Итак, как образовательный инструмент Твиттер может быть использован:

[ГЛАВНАЯ] [ЕЛЕНА ГОРОШКО ] [БИЗНЕС]