[ГЛАВНАЯ] [СЛАВЯНО-РУССКАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ. ] [ФОРУМ]

Соболевский А.И.

Глава X.

Авторы и писцы в своих записях и приписках любили пользоваться тайнописью, или криптографией, понятной для людей более или менее образованных и непонятной для профанов.

Тайнопись

Древнейший способ тайнописи, очень распространенный у Греков,— акростих, или краегранесие (“грань” в старом языке -стих). Он у Славян употребляется относительно мало. Писание стихов, с которым он связан по преимуществу, сколько мы знаем, было еще несколько распространено на славянском юге в IX — Х веках; в России оно было в ходу лишь в XVII в. В это именно время им воспользовался, между прочим, известный монах Евфимий. Вот его “Мoлитвa, или заключение трудившагося в деле сем” (в переводе творений Симеона Солунского):

Акростих.

Едине щедре, блаже, милости Твоея
ссопом очисти мя от злобы моея,
миам яко вонный приим труждение,
постасная мудрость, подаждь прощение, и т.д.

Начальные буквы этого стихотворения дают имя автора: Eмioc.

В средние века акростих — величайшая редкость. Мы знаем лишь одного русского писца, который сделал попытку им воспользоваться. В записи псковского Апостола 1307г. мы читаем: а псалъ (писал) вв. нк. кк. дд. вв. ъ. Давыдъ. органъ. мысль, истина. Писец сначала сообщил свое имя: Домидъ, числовой тайнописью; потом он написал четыре слова (пятого не придумал). начальные буквы которых составляют большую часть его имени. Из южно-славянскцх авторов акростих употребляли сербский деспот Стефан Лазаревич, его биограф Константин Философ (XV в.) и переселившийся в Россию Пахомий Серб (XV в.); последний, по обычаю Греков,— в составленных им канонах святым.

Другой очень простой способ тайнописи, блогодаря своей простоте малоупотребительный, заключается в писании букв в обратном порядке, сзади наперед. Мы встречаем его, например, в Соловецком списке Слов Исаака Сирина XIV в. (№ 227): ьданегиыншэрглъасипа = а писалъ гршный Генадь.

Полусловица.

Так называемая полусловица, т.е. писание букв в сокращенном виде (с одной чертой вместо двух, и т.п.), также мало распространена. Ею, между прочим, написана запись в Сборнике XV в. Синод. Библ. № 251 (снимок у Горского и Невоструева, № 316). Полусловица употребляется для писания целых книг и статей. Ею написана. целая Псалтырь с дополнительными молитвами, принадлежащая русскому писцу, вероятно, XIV в. (Ватиканская библ. № VII); впрочем несколько букв здесь сохраняют свой обычный вид, а еще несколько букв имеют форму греческих скорописных. Ею же были написаны Апостол, Евангелие и Псалтырь осужденного за ересь троицкого игумена Артемия, хранившиеся в царском архиве XVI в., в Москве.

Буквы в измененном виде.

Пользование буквами в измененном виде мы встречаем, между прочим, в Евангелии 1527 г. (снимок в “Палеограф. снимках, изданных Археологическим Институтом”, табл. XXV); здесь некоторые буквы имеют форму греческих скорописных. Такого рода тайнопись известна также у южных Славян (в средне-болгарском Евангелии 1322 г., в молдавском Ирмолое 1510 — 1515 г., в сербской Минее 1551 г.); здесь некоторые буквы похожи на глоголичские. Сходное письмо было и у Греков. Буквами в измненном виде написаны целые страницы в великолепной Псалтыри XV в. Тр. Л. (образцы письма которой изданы Общ. Др. Письм.).

Вязь.

Употребление вязи мы видим, между прочим, в записи Лествицы 1526 г. Тр. Л. (вычурная скоропись). Вязью, с вынесением гласных букв вверх за строку, написаны некоторые (важные) слова в письмах митрополита Киприана к препод. Сергию и его брату Феодору (изданных в Правосл. Собеседнике 1861 г.). Вязью, также с вынесением за строку гласных букв, написана приписка XIV в. в Богословии Иоанна Дамаскина XII — XIII в. Синод. Библ. (снимок у Калайдовича, Иоанн Экэарх Болгарский, № 12-й). Вязью, также с вынесением некоторых букв за строку, написан весь текст Слов Григория Богослова XIV в. Чудова монастыря № 13 (снимок у Калайдовича, там же, № 13).

Глаголица.

Естественно, глоголица также встречается в качестве тайнописи. Это — особая славянская азбука, составленная на основании кириллицы, по-видимому, в Моравии учениками первоучителя Мефодия, после смерти его, при начале гонения на церковно-славянское богослужеине, и потом перенесенная вместе с книгами в западную Болгарию. Здесь она употреблялась рядом с кириллицею в IX — XI вв. и потом была вытеснена кириллицею (у Хорватов католиков она сохраняется даже до наших дней). Ее мы находим в приписках русской апрельской Минеи XI в. Моск. Типогр. Библ., Церковного Устава XII в. той же библ. и нескольких других древне-русских рукописей. Она (в более или менее искаженном виде) встречается в рукописях ХV — XVI в.: в Словах Исаака Сирина, написанных в Пскове в 1472 г. (Рум. Муз.), в сербском Апостоле 1377 — 1408 г. Сербской Академии Наук, в молдавском Ирмолое 1510 — 1515 г. и др.

Пермская азбука.

Пермская азбука, изобретенная преп. Стефаном Пермским в XIV в.. является в тайнописи нескольких русских рукописей ХV — XVI вв. (снимки в брошюре Некрасова).

Греческая и латинская азбуки употребляются с тайнописными целями в русских рукописях, первая — XV — XVI вв., вторая — XVII в. В Прологе 1431 — 1434 г. Публ. Библ. находится такая приписка 1456 г.:

Писец Пролога 1481 г. той же библ. пользуется греческими буквами в “простой литорее”.

Собственно тайнописное письмо (риторское, puторийское письмо, ритория, литорея, как его называли в России ХVI — XVII вв.) состоит в употреблении одних букв славянской азбуки вместо других, по известной системе. Русские рукописи Синод. Библ. XVII в. № 933 и Владимирского Епархиального Древлехранилища № 141 сообщают о десяти видах “буквицы риторийской”, известных их писцам, а русская же рукопись того же времени гр. Уваров № 1873 - о пяти видах “слога о языцех”. Позволительно думать, что по приведении в известпость русских и южно-славянских данных, число может быть увеличено до двадцати. Едва ли не большинство видов риторского письма вполне или отчасти заимствовано Славянами от Греков.

Простая литорея.

Наиболее распространена “простая, литорея, состоящая в том, что согласные буквы азбуки делятся на две половины и подписываются одна под другою в таком порядке:

б в г д ж з к л м н
щ ш ч ц х ф т с р п

Затем буквы первого ряда употребляются вместо соответствующих букв второго ряда и на оборот. Гласные буквы сохраняются. Старшая запись с этою простою литореею находилась в сгоревшем русском Прологе 1229 г.: мацъ щыл(кь) томащсь нменсышви нугипу ромьлтую катохе и ниледь топгашви тьпичу лию арипъ, т.е. радъ быс(ть) корабль преплывши пучину... Однородные записи и приписки и слово “арип”, т.е. аминъ, мы встречаеме во многих русских рукописях XV — XVII. вв. Вот, например, запись Диоптры 1473 г. Троицк. Лавры: Въ лто 6979 сiя книга написана бысть при благоврномъ великомъ князи Iоаннэ Васильевичи.., замышленiемъ раба Божiя цьятопа тасилкмака, а написалъ многогршный... чмичомеи ятировъ сынъ. Они имеются (реже) и в южно-славянских книгах. Наши старообрядцы пользуются простою литореею, говорят, даже в настоящее время.

Мудрая литорея.

Из ряда систем “мудрой литореи” (т.е. более сложной, замысловатой) мы остановимся прежде всего на четырех простейших, наиболее распространенных в России. Они находятся в упомянутом уже Уваровском Сборнике № 1873 перед “риториею”, т.е. перед простой литореей.

Первая из них названа Синадской, вторая Азадской, третья Мефодской и четвертая Метофрястской, названиями для нас неудобопонятными.

1. б в г д ж з к л м н
  ц щ ф т ч р п х с ш.
2. б в г д ж з к л м н
  ф ч с р ш щ ц т п х.
3. б в г д ж з к л м н
  ш т ц ч ф х р п щ с.
4. б в г д ж з к л м н
  т ш х ч р п с щ ц ф.

И здесь буквы первого ряда употребляются вместо соответствующих букв второго ряда и на оборот; гласные буквы сохраняются.

Не излишне отметить еще три системы тайнописи, более сложные и замысловатые.

1)Сербские и молдавские писцы XV — ХVII вв. (а изредка и pyccкие) пользуются переделками греческой тайнописной системы такого рода:

В основании этой системы лежит числовое значение букв. Если мы сложим буквы-цифры верхнего ряда с соотвтствующими буквами-цифрами нижнего ряда, сумма первых девяти пар будет 10, вторых — 100, третьих — 1000.

Переделка этой системы в тайнописи молдавского Ирмолоя 1510 — 1515 г. такова:

а в г д к л м р с т у

и з
п о ц

.

Остальные буквы употребляются без перемены.Переделка этой системы в одном сербском сборнике Сербской Академии Наук более сложна:

а б в г д е ж
з i и к л м

ь и з
н
д г с в п о
н о п р с т у ф х ь

е л к ц
т х ч у б ж с.

Она не совсем исправна: с передает и i, и .

2) Рyccкие (северо-восточные) сборники XV — XVII вв., нередко заключают в себе статью грамматическо-орфографического содержания, c названием: “Лаодикийское послание”, и с именем автора: Федор Курицын. Главная ее часть состоит из таблицы, начало которой таково:

Начальное имя человек. приклад. слово. царь. апостроф. закрытая. вария.

а

душа. сила. женскому имени свершение.

Начало столпом. отрикаль. вария.

б
плоть.

сила.

Столп. число. кендема. вария.

в
плоть.
ч
сила.

Столп. число. отрикаль. титла. вария.

г
плоть.
а
сила.

Вся таблица издана, между прочим, в “Описании Румянцевского Музеума”, Востокова, № 2, и в исследовании Карпова об азбуковниках, стр. 53 сл.

В первом отделении мы читаем, что буква а начинает собою слово: человек (греч.), что она оканчивает собою имена женского рода, что она — “приклад”, “душа” = гласная, что над нею могут быть “сила” = ударение и значки: апостроф, вария, что ей соответствует в тайнописи буква .

Во втором отлелении буква б названа: “начало столпом” = начальная из согласных букв; она — “плоть” = согласная: ей соответствует в тайнописи буква .

Нельзя сказать, чтобы все грамматические и орфографические определения этой таблицы былн достаточно точны и ясны. Тайнописная система ее такова:

a б в г д е ж
з и i, к л м н о п р с т
ч а б в г д е ж
з и i к л м н о п
    у ф х
ц ч ш щ ъ ы ь ю

 
    р с т у ф х
ц ч ш щ ъ ы
ю
.
   

Пример: аломлбщ = Господь. По-видимому, место ч в начале второго ряда первоначально занимала коппа (цифра 90).

Цифровая тайнопись.

3) Цифровая тайнопись, особенно распространенная в XV в. в России, отличается простотою. Она основана на. том, что значительное число букв азбуки употребляется также как цифры и что вместо каждой почти буквы-цифры можно поставить две, три цифры с тем же в сумме числовым значением. Мы привели уже (стр. 108) запись писца Апостола 1307 г.: а псалъ вв. нк. кк. дд. вв. ъ. Здесь вв = 4 = д, нк = 70 = о, кк = 40 = м, дд = 8 = и, вв = 4 = д. Итак, следует читать: Домид. Вот запись писца книги Иосифа Флавия 1503 г., внесенная в февральскую книгу Макарьевских Миней; мы в ней, между прочим, читаем: повелнiемъ ср. дд. кк. мл. тс. гв. я. м. нк. бв. дд. аа. мл. лк. мл. аа. a. pp. ы. пк. я. Это значит, Тимофея Родивонова сыра (пк = р, вероятно, описка вместо лк = н). Писец Погодинского сборника XVI в. № 1594 (л. 10 об.) сначала пишет этой тайнописью: мм. мл. кк. дд. кi. ее. кк. я (и т.д.) = помил(у)i мя, а потом прибавляет: “Аще кто cиa словеса изумеет, то правый (настоящий) философ будет; аще кто не умеет сих словес, несть ему называти(ся) философом”.

Другой вид цифровой тайнописи, описательная цифровая тайнопись, представляет нечто в роде загадки или шарады. Древние Греки и Римляне пользовались ею именно в качестве загадки (в игре). Византийские Греки стали употреблять ее в записях и приписках; их примеру последовали южные Славяне и Русские. В России она сделалась известна по-видимому не раньше конца XIV в.; здесь она вполне обычна лишь в XVI — XVII вв. Вот несколько ее примеров.

Южно-славянский монах, переведший ок. 1371 г. творения Дионисия Ареопагита, сообщает свое имя так (по русскому списку):

Имя же в ннокых (в иноках) мене худаго аще хощеши уведети, начало тому есть осмеричное число (8), среда же двосотное (200) и первое (1), конец же десято (10) со единемь (1) наконьчеваеться.

Указанные цифры-буквы дают:Иcaia.

Сборник XV в. Спб. Дух. Ак. Кирилл. № 21—1098 имеет такую запись:

Аще хощеши уведати имя писавшаго книгу сию, и то ти написую. Десятерица сугубая (20) и пятерица четверицею (20; сумма — 40), и един (I); десятерица дващи (20) и един (1); десятьа четыре сугубо (80) и четыржди по пяти (20; сумма — 100); дващи два с единем (5); единица четверицею сугубо (8); в сем имени слов седмерица, три столпы (согласные буквы) и три души (гласные) и царь. И всего же числа в сем имени рое (175).

Подставляя цифры-буквы, мы получаем: Макарей.

В “Послании к некоему другу” по списку Синод. Библ. № 865, автор князь Семен Шаховской (XVII в.) так сообщает свое звание, имя и фамилию:

Есть убо сему снискатель, роду Ярославскаго исходатель, емуже звание сице на три части пишем толице. Двадесятное (20) с пятьдесятым (50) и по ряду (но порядку азбуки) вне числа тридцатьшестое слово (буква) и на конец седмое (буква). Еще двусотное (200) с пятым (5) и четыредесятое (40) с пятым (5) на конец покрыти пятьдесятым (50). И еще на конец звания изящное вещание: приими число от начала и паки доиди двадесятьшестого слова (26-й буквы), от того приими начало и к тому приложи едино (1) и шестьсотное (600) с седмьдесятым (70) и паки второе (2) со двемя сты (200) и двадцатое (20) с седмьдесятым (70) и на конец осьмое (8).

Результат: князь Семенъ Шаховской.

Мы не можем похвалиться, что раскрыли все подобного рода тайнописные записи. Некоторые из них так непонятны, что можно лишь догадываться об их значении. Такова, например, запись переводчика “Церковиых Летописей” Барония 1678 г.:

Переводившаго сию книгу имя его седмеролитерно, троесложено, в немже убо четыре гласных и три согласных, начало приемлет от перваго гласнаго, число же его суть 8 (= и).

Скорее всего это имя — Игнатий. А вот чересчур краткая запись, остающаяся не раскрытою. Переводчик “Фацеций” 1679 г. и “Лебедя с перьем” так говорит о себе:

Преведшаго же имя от б начинаемо, в числе 1503 слагаемо.

Дипломатич. тайнопись.

От тайнописи авторов и писцов надо отличать тайнопись дипломатическую (“цыфирь”, или шифр).

До XVI в. московское правительство ее не знало. В 1589 г. в Москву прибыл посол германского императора Николай Воркоч; он, между прочим, сообщил, что ему велено обо всем писать своему государю “мудрою азбукою, которую (азбуку) он от себя в науку дал, чтобы опричь (кроме) цесарскаго величества никто ни разумел”. В Москве немедленно переняли эту азбуку и стали пользоваться ею, разумеется, с значительными изменениями.

В XVII в. “затейное” или “закрытое” письмо разных систем было уже в большом употреблении в переписке русских пословъ и гонцов с царем и его доверенными лицами. Образцы ее см. в статье А.Н.Попова. В делах приказа тайных дел хратится целый мешок тайных азбук времен царя Алексея Михайловича, отчасти составленных самим царем.

[ГЛАВНАЯ] [СЛАВЯНО-РУССКАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ. ] [ФОРУМ]