[ГЛАВНАЯ] [СЛАВЯНО-РУССКАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ. ] [ФОРУМ]

Соболевский А.И.

Глава IX.

Летосчисление.

Все православные Славяне вели летосчисление от сотворения мира, но рано появилось и летосчисление от Рождества Христова. Последнее у южных Славян было мало известно. Только в Боснии (жители которой были еретики богомилы) оно имело широкое распространение и в книгах, и в грамотах; его имеет старшая из дошедших до нас боснийская грамота 1189 г. Сверх того, в сербских печатных книгах XV — XVI вв., начиная с напечатанного в Цетине Октоиха 1494 г., —обыкновенно две даты — и от с.м., и от Р.X. Молдавия, имевшая живые связи с южною Россиею, также иногда пользовалась счетом от Р.X. Что до России, то старший намятник русского письма с датою от Р.Х. — договор смоленского князя с Ригою 1229 г., составленный на латинском языке по-видимому в Риге и потом переведенный на русский язык. Когда юго-западная Русь вошла в состав литовского государства, с великими князьями католиками во главе, в ней стало официальным летосчисление от Р.X.; начиная с XIV века, его мы очень часто видим в грамотах. Рядом с ним довольно долго держалось летосчисление от с.м.: оно почти постоянно в рукописях юго-западно-русского письма XV века (в Каменец-Стромиловском Евангелии 1411 года дата — от Р.X.) и первой половины XVI века; но ряд рукописей конца XVI века: Евангслие 1570 г., описанное Крыжановским, Сборник 1580 г. Публичной Библ., Измарагд 1593 г. Виленской Публ. Библ., следуют уже летосчислению от Р.X. Печатные книги юго-западной Руси конца XVI и всего XVII вв. (за немногими исключениями) имеют по две даты: между ними виленская Псалтырь 1573 г., острожская Книга о постничестве 1594 г., киевский Агапит 1628 г.; рукописи XVII в. нередко следуют примеру печатных издании. Москва, до второй половины XVII в. твердо держалась летосчисления от с.м.; счет от Р.X. в ней назывался счетом “по-римски”, “по-литовски”, “в польских числех”. Двойное летосчисление, и от с.м.. и от Р.X., еще редко в первой половине XVII в.; оно между прочим находится в переведенной с немецкого Воинской книге 1606 — 1607 г. (переводчики были, несомненно, немцы) и в печатном Евангелии 1606 г. (печатник Родишевский был родом, по-видимому, из южнои Руси); оно становится обычным в книгах во второй половине ХVII в.; документы его почти совсем не знают. Петр Великий указом от 20 декабря 1699 г. сделал официальным летосчисление от Р.X.

Число лет между с.м. и Р.Хр.

Время между сотворением мира и рождением Христа у нас, как и у Греков, исчислялось разно.

Обыкновенно цифра его лет определялась в 5508 (византийский счет). Но многие в Москве принимали цифру 5500 (александрийский счет). Геннадий, архиепископ новгородский в послании 1489 г., говоря о летосчислении, пишет: “у Латыны нашего больше осмию леты”. Здесь обычный счет названъ латинским. В статейке 1534 г. об отношении русского летосчисления к латинскому, принадлежащей едва ли не Максиму Греку, мы читаем: “по нашему русскому счету от создания Адамля до воплощения Христова лет 5500”. В псчатных Потребниках патриархов Филарета и Иоасафа говорится, что Христос родился в 5500 году по создании мира. В Сборнике гр. Уваровых № 1816 дата такова: “написася в лето от создания мира 7123, а от воплощения Сына Божия 1623, совершися месяца февраля 27”; она должна быть переведена на наш счет 16l5 годом. Во второй половине XVII в. известный Спафарий (родом Румын, но греческого образования) держался цифры 5500. Но в это время обычный счет получил преобладание, и наши старообрядцы держатся его, кроме впрочем федосеевцев (у них сохраняется цифра 5500). Не излишне упомянуть, что у нас были люди державшиеся цифры 5506 (но примеру некоторых отцов церкви); на нее указывает Дмитрий Толмач в послании к новгородскому apxиепископу Геннадию (конец ХV в.).

Южные Славяне считали также разно, пользуясь в древности по преимуществу византийским счетом, но не избегая и алексапдрийского (ему следовал, несомненно, черноризец Храбр, давший в своем сочинении о славянских письменах год изобретения славянскоп азбуки 6363 = 863 г.), а в более позднее время, вслед за поздними греками, придерживаясь главным образом счета алексаидрийского. Дата, например, печатного сербского Служебника 1527 г. такова: 7027 — 1527 г.

Мартовский счет.

Все православные Славяне в древности начинали гражданский год с 1 марта. Можно предполагать, что они в этом следовали Грекам. В пероведенном с греческого Хронографе Амартола мы читаем: “тако и нами аще и 1-й (месяц) март чтеться, 8-й же октябрь обретаеться, а 10-й декябрь...”. В полных месяцесловах, как рукописных, так и печатных, находятся такие слова: “месяц март... сей первый есть в месяцех месяц...; сего ради от перваго числа его начало приемлют вси крузи солнечнии, и вруцелето, и високост” (= т.е. год, в конце которого прибавляется один день. И южно славянские, и pyccкие писцы XI — XIV веков держатся мартовского счета. Так, поп Упирь Лихый начал писать свою книгу Пророков в мае 1047 г. и кончил в декабре того же года (при сентябрьском счете 1047 год окончился бы 31 августа и декабрь принадлежал бы уже 1048 году). Остромирово Евангелие начато в октябре 1056 г. и кончено в мае 1057 г. (при сентябрьском счете октябрь и май принадлежали бы одному и тому же году). Толковый Апостол 1220 г. начат в августе 1220 г. и кончен в октябре того же года (при сентябрьском счете октябрь был бы уже 1221 г.).

Pyccкие летописцы XII — XIV веков дают такие указания, что в употреблении ими мартовского счета не может быть сомнения. В Начальной летописи по Лаврентьевскому списку мы читаем, что в 6479 г. Святослав остался “зимовать” в Белобережье, “весне же приспевши”, в 6480 году, пошел “в пороги”. И так, с наступлением весны наступил следующий год. В той же летописи рассказывается о войне Олега Святославича с сыновьями Мономаха. Сообщив о том, что случилось после “Феодоровой недели” (т.е. первой недели великого поста), летописец прибавляет: “се же бысть исходящу лету 6604”. В Суздальской летописи находятся такие слова: Татары “взяша городов 14 во один месяц февраль, кончевающуся 45-му (= 6745) лету”.

Сентябрьский счет.

Церковь искони держалась сентябрьского счета, и праздновала церковное новолетие 1 сентября. Тем не менее значительная часть ее книг исстари связана с мартовским счетом. Исчисления Пасхалии (руководства находить день пасхи) ведутся с 1 марта. Богослужебные Евангелие, Апостол, Паремейник имеют на первом месте чтения в день пасхи. Триодь начинается с недели мытаря и фарисея, время которой находится в зависимости от времени пасхи. Но Церковный Устав следует сентябрьскому счету. В русском списке Устава XII в. мы читаем: “начатък (начало) сущих (настоящих) книг в пьрвый 1 (день) септября месяця есть; в тъ (тот) бо дьнь начатък всего лета (года) многых ради вин (причин) Грьком мьниться” (Греками признается). Минеи служебные и четьи, Торжественник, Пролог начинаются с 1 сентября.

Так как летописцы были по большей части духовные лица и пользовались сообщениями по преимуществу также духовных лиц, то изредка у них попадаются известия с сентябрьским счетом. Так, в Киевской летописи по Лаврентьевскому списку мы читаем, что в 6634 г. в октябре митрополит Никита поставил одно лицо епископом, а “в то же лето” в марте умер. Ясно, здесь перед нами сентябрьски счет.

Мы не знаем, когда именно и почему мартовский счет вытеснен сентябрьским из гражданского употребления. Писцы начала XV века следуют еще мартовскому счету, между прочими писец Русский Коломенской Палеи 1406 г. и писец Серб Книг Царств 1416 г. В конце жития препод. Сергия (Троицк. Лавры № 264) мы читаем дату: “в лето 6967, индикта б”, получающую наилучшее обяснение по мартовскому счету (см. ниже). Впрочем писец Лаврентьевского списка 1377 г. держится уже сентябрьского счета: он начал свою книгу в январе и кончил в марте одного и того же года. Несомненно одно, — что с конца XV в. до 1700 г. московская Русь признавала первым днем гражданского года 1 сентября. По Карамзину, введение сентябрьского счета последовало по постановлению московского собора 1492 г.; но наши источники не говорят об этом постановлении ничего ясного.

Январский счет.

Начало гражданского года 1 января тесно связано с летосчислением от Р.X.: где одно, там и другое. Оно было официальным в юго-западной Руси XV — XVII в. Везде, где мы встречаем двойное летосчисление — от с.м. и от Р.X., — второе из них следует январскому счету.

Перевод март. счета на январский.

Мартовский год (по Ундольскому, Кунику и друг.) отстает от январского на два месяца. 1902 январский год начался 1 января и кончился 31 декабря, а 1902 мартовский год начался только 1 марта 1902 январского года и кончился 28 февраля 1903 январского года. В виду этого, при переводе мартовского счета на январский, нужно иметь виду, что 10 месяцев (март — декабрь) имеют в мартовском и январском годах одну и ту же цифру года, а 2 месяца (январь и февраль) мартовского года имеют цифру январского года с прибавлением 1. Иначе говоря, переводя мартовский год от сотворения миpa на январский от Р.X., мы должны для 10 месяцев вычитать из цифры мартовского года 5508, а для 2-х меяцев — 5507.

Предложенное правило теперь общепринято (возражения против него Хавского можно считать отвергнутыми).

Перевод сент. счета на янв.

Сентябрьский год предшествует январскому на 4 месяца. 1902 сентябрьский год начался 1 сентября 1901 январского года и кончился 31 августа 1902 январского года. При переводе сентябрьского счета на январский следует помнить, что 8 месяцев (январь — август) имеют в сентябрьском и январском годах одну и ту же цифру года, а 4 месяца (сентябрь — декабрь) сентябрьского года имеют цифру январского года без 1. То есть, переводя сентябрьский год от с.м. на январский от Р.X., мы должны для 8 месяцев вычитать из цифры сентябрьского года 5508, а для 4-х месяцев — 5509.

Предложенное правило основано, между прочим, на тех упомянутых выше датах XVI — XVII веков, где является двойное летосчисление Так, в печатной острожской Грамматике мы находим года 7095 и 1586, при месяце октябре; разница — 5509. В печатном московском Житии Варлаама и Иоасафа года 7189 и 1680, месяц сентябрь; разница также — 5509. Переводчик “Купели Душевной”, живший в Москве, датирует свой труд 7192 и 1684 годами, при месяце августе: разница — 5508.

Если в нашем источнике нет указаний на месяц, то принято при переводе мартовского и сентябрьского годов на январский вычитать 5508 и таким образом допускать заведомую неточность.

Индикт.

Кроме определения времени годами, у Славян (как и у Греков, как и на западе) было в большом употреблении определение времени индиктами. Им пользуются писцы книг в своих записях; его знают летописцы: грамоты сербских кралей (хрисовулы) обыкновенно имеют лишь индикт (с месяцем и числом), без года; грамоты литовских великих князей XIV — XV в. нередко датируются также однимъ нндиктом.

Индикт — цикл в 15 лет, по сентябрьскому счету (т.е. с началом 1 сентября). При мартовском счете первый день года (1 марта) приходится как раз по средине индиктового года, и последний им делится пополам, “на полы”, как выражается однажды Начальная летопись (под 1096 г.). Так как сентябрьский год предшествует мартовскому на 6 месяцев и его цифра в первом его полугодии больше на 1 цифры мартовского года, то цифра связанного с сентябрьским счетом индиктового года для меяцев сентябрь — февраль не вполне соответствует цифре мартовского года, а имеет лишнюю 1. 7409 = 1901-му сентябрьскому году соответствует 14-й индиктовый год; оба эти года лишь во втором своем полугодии совпадают с 7409 мартовским годом, с первым его полугодием, второе же полугодие этого мартовского года соответствует уже 7410-му сентябрьскому году (т.е. 7409 + 1) и 15-му (= 14 + 1) индиктовому году. Иными словами — цифра мартовского года или (для месяцев март — август) соответствует цифре индикта вполне, или (для месяцев сентябрь — февраль) соответствует цифре индикта увеличенной на 1. В записи псковского Апостола 1307 г. мы находим 6815 год, месяц август, индикт 5; первому полугодию 6815 мартовского года соответствует 5 индикт. Запись о переводе Слов Афанасия Великого на ариан в Болгарии в списке 6415 г. индикта 14 (см. стр. 32) дает дату перевода — 6414 год и 10 индикт; первому полугодию 64l4 мартовского года соответствует 9 индикт; второму полугодию того же года соответствует уже 10 индикт; перевод сделан именно во втором полугодии 6414 мартовского года. Запись средне-болгарского Евангелия 1359 г. датирована 6867 годом и 13 индиктом; и здесь имеется в виду второе полугодие 6867 мартовского года.

Но рядом с правильным (согласно изложенному) определением индикта, древние памятники дают нам другое, до сих пор не разъясненное: цифра индикта соответствует вполне цифре мартовского года во втором его полугодии, и меньше, чем следует, на 1 в первом полугодии. В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку мы читаем: “в лето 6813, индикта 2, месяца июня в 23” (мы ожидали бы 3 индикта). В записи Коломенской Палеи 1406 года дата следующая: 6914 год, месяц май, индикт 13 (мы ожидали бы 14 индикта) В записи сербской Книги Царств 1416 года дата такова: 6924 год, индикт 8 (нужен бы 9 или 10 индикт).

Как находить индикт.

Для oпpeделeния индикта, нужно цифру сентябрьского года от с.м. разделить на 15; остаток — цифра индикта (если в остатке 0, это укааывает на 15-й индикт). При мартовском счете от с.м. необходимо иметь в виду изложенное выше. Если мы имеем год от Р.X., мы должны к его цифре прибавить 3 и уже после этого делить на 15.

Некоторые писцы в своих записях обозначяют не только год и индикт, но также вруцелето, круг солнца, круг луны и т.п. Например, писец псковского Апостола 1307 г. сообщает цифры года, индикта, года “пасхи законной”, круга луны, числа месяца, числа луны. Подобные данные заимствованы из пасхальных таблиц.

Хронологич. указания.

Сверх собственно хронологических данных, для определения времени написания рукописи полезно пользоваться разнообразными фактическими указаниями, которые находятся в книгах.

Это прежде всего — имена исторических лиц (князей, митрополитов и т.д.); само собою разумеется, нужно различать, говорится ли об этих лицах, как о живых. или как об умерших.

Богослужебные книги, написанные в северо-восточной Руси, нередко имеют месяцесловы и другие списки свитых, как греческих, так и русских. Относительно многих русских святых нам известно, когда они были канонизованы, иначе говоря, когда началось празднование их памяти, и мы можем пользоваться этими датами. Если, например, мы находим в месяцеслове под 31 марта имя митрополита Ионы, а под 30 августа имя Александра Свирского, признанных святыми в 1547 году, значит, что рукопись писана не ранее 1547 г. Должно заметить, что отсутствие в месяцеслове имени того или другого или вообще святых, канонизованных в XVI в., не имеет решающего значения.

В тех же богослужебных книгах, в тексте молитв и эктений, обыкновенно упоминается князь, великий князь или царь. Те из них, которые относятся ко времени до XVI в., имеют только князь, или великий князь; в тех, которые написаны во второй половине XVI в. и позднее, находится только царь; в книгах около половины XVI в. оба титула могут быть рядом.

Богослужебные книги нередко говорят о московском митрополите, о новгородском архиепископе, об епископах разных епархий северо-восточной Руси. Эти книги должны быть относимы ко времени до 1589 г., когда московский митрополит получил титул патриарха, когда новгородский архиепископ сделался митрополитом, когда были основаны новые архиепископии и епископии.

И богослужебные, и не богослужебные книги часто имеют в тексте имя Спасителя. Если оно написано в виде Iucус (а не Исус, Icус), то рукопись может быть относима только к времени патриаршества Никона или позднее. Конечно, форма этого имени Исус, Icус (и теперь употребляемая старообрядцами) не имеет значения для хронологии.

Несколько мелких замечаний.

В грамотах (изредка и в записях книг) севоро-восточной Руси ХVI — ХVII вв. обычно опущение цифры 7000 или . Мы читаем: в лето 50-е, в лето 150-е и т.п., вместо: в лето 7050-е, в лето 7150-е.

Ошибки в цифрах.

В разного рода текстах после цифры года мы находим букву : в лето 7050-е и т.п.; эта буква, которая не что иное как окончание числительного порядкового, — при переписке легко снабжалась титлом и вследствие этого превратилась в цифру = 5 (как и на оборот, цифра легко теряла титло и принималась за окончание числительного). Отсюда недоразумения при определении даты, например, кончины препод. Сергия, значащейся в его житии: один список имеет ее цифру в виде = 6905, другие — в виде = 6900. Само собою разумеется, подобного рода недоразумение не всегда могут быть разрешены удовлетворительно.

Писцы иногда были мало знакомы с редко употреблявшимися крупными цифрами и в них могли делать ошибки. Мы имеем, например, Хлудовскую Псалтырь № 2. Ее запись имеет даты и , т.е. 1212 и 1213 годы, совершенно несогласимые с ее молдавским письмом XV в. По-видимому, писец по ошибке употребил = 700, вместо = 900. Мы имеем в собрании гр. Уваровых сборник с записью: “написася книгы сия в лето року, писал многогрешный дьяк Василко”. Эта дата = 1390 г. не соответствует письму XV в. Надо полагать, писец ошибся в цифре сотен, и дата должна быть — 1490 г.

Даже документы не свободны от ошибок в цифрах. Грамота галицкого старосты Оты пану Вятславу Дмитровскому, “под державою великого короля краковьского Казимира”, датирована так: “тысяча лет по Божьим рожестве лет и одно лето”, т.е. 1371 г. Между тем король Казимир умер в 1370 г. Можно догадываться, что писец грамоты по ошибке написал вместо = 60.

То же, что о писцах, можно, кажется, сказать и об некоторых авторах. Иначе, как ошибкою, мы не в силах объяснить, например, дату убиения св. Вячеслава Чешского в древнем славянском сказании о нем — 6337, вместо 6437; автор употребил цифру = 300, вместо у = 400.

[ГЛАВНАЯ] [СЛАВЯНО-РУССКАЯ ПАЛЕОГРАФИЯ. ] [ФОРУМ]