[ГЛАВНАЯ] [ЭКСПЕРТНАЯ СМЕСЬ ] [ФОРУМ]

Смирнов А.А.

Брат Чубайса

В конце декабря прошлого года в некоторых московских ВУЗах началась агитация за русскую идею. Старший брат Анатолия Чубайса, Игорь, не экономист, а философ, собирал преподавателей, звал за собой, что-то обещал, но не слишком определенно. Мне тогда задали вопрос, который звучал примерно так: "Что Вам известно про брата Чубайса и его деятельность по созданию новой русской идеи? Кажется, возникла новая мощная кормушка при УДН. Этот гражданин сейчас активно собирает общественность и подключает наш факультет". Вопрос, так сказать, скорее "конспирологический", чем гуманитарный, но почему было не попытаться на него ответить. То, что получилось, целиком и полностью базировалось, на информации, отысканной в интернете, и представляет собой нечто вроде комментированного и иллюстрированного CV. Как ни странно, в конечном выводе я, похоже, не ошибся, поскольку агитация за русскую идею как-то незаметно сошла на нет и осталась для агитируемых без материальных последствий.

ЧУБАЙС Игорь Борисович, 1947 г.р., доктор философских наук. По другим сведениям с докторской были проблемы и остался кандидатом.

До 1992 г. - активист демократического движения, лидер московских клубов "Перестройка", "Перестройка-88", входил в координационный совет "Демократической платформы".

Издавал альманах "Новые вехи". Автор книги "От русской идеи - к идее Новой России" - 1996 г. (выдержала несколько изданий).

Директор Центра по изучению России. Доцент кафедры социальной философии университета Дружбы народов.


Чубайсы - выходцы из Прибалтики, в Россию приглашены Петром. Отец: Борис Матвеевич Чубайс, 1918 г.р., полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной, сотрудник Политического управления ВС. Перед отставкой заведовал кафедрой философии в военном вузе в Ленинграде. Мать: Раиса Хаимовна Сагал, домашняя хозяйка 1919 г.р., по профессии экономист, но не работала, ездила с отцом по гарнизонам. Брат: Анатолий, 1955 г.р.

С 1993 г. старший Чубайс не общается с братом Анатолием. Считает брата прохвостом ("можно открыто ограбить всех соотечественников, но назвать это красивыми словами "либерализация цен" и "реформа"").

К Путину находится в оппозиции, недавно в "Новой газете" призвал начать сбор подписей за отзыв Путина.

К национальной идее от Грефа относится негативно ("Владимир Путин - вновь публично заявил, что стране нужна новая идеология и официальный поиск был продолжен теперь уже под руководством Г.Грефа. Был создан центр стратегических разработок, бесплодность поисков которого в сфере национальной идеи нет смысла даже комментировать.").

Все свои рассуждения строит вокруг модного на Западе понятия национальной идентичности (немцы давно дискутируют на тему, что такое немцы, при Блэре англичане - тоже этим занялись). К национализму это не имеет отношения, ближе к геополитике. Очень смешно пишет, как изучал пословицы Даля методом контент-анализа, чтобы свою русскую идею не постулировать, а "объективно вывести". В общем, чудак.

Для иллюстрации привожу 4 абзаца его текста:


"Не удивительно, что в нашей гуманитарной науке впервые за 70 лет (после евразийства) возникла самостоятельная научная школа, новое научное направление - преемство. Ряд юристов, историков, религиоведов, философов выступают за самовоссоединение с исторической Россией и разрабатывают конкретные алгоритмы такого самовоссоединения. Автор также относится к сторонникам преемства, и далее я покажу, какая система ценностей, какая идея должна утвердиться в современной России, если мы ставим перед собой цель - восстановить собственную историческую логику, вернуться к фундаментальным закономерностям собственного развития.

Список мифологем можно было бы приводить и дальше, но вернемся к основному для нас сюжету. Для того чтобы выявить систему ценностей исторической России, а объективный, общепризнанный ответ на этот вопрос до недавнего времени просто отсутствовал, автор проделал четыре взаимодополняющих и взаимопроверяющих исследования. Сначала были проанализированы все высказывания о русской идее отечественных писателей, мыслителей, философов. Затем, с точки зрения философии, была проанализирована вся наша история с VШ по ХХ век. Далее специальным социологическим методом - контент-анализом - было исследовано более 1000 пословиц русского народа из сборника В.Даля. Наконец, изучены стихотворения о Родине, написанные в ХIХ веке, составлен коллективный поэтический портрет страны. Выявлено и проанализировано семантическое поле слова "Отечество".

В итоге был получен объективный, независящий от автора результат - русская идея, историческая российская система ценностей включала три ключевых начала - православие, собирание земель, переросшее в имперскую политику, и общинный коллективизм. Эти три кита, которые держали Россию, с разных сторон характеризуют основы российской идентичности - основы духовности и веры (православие), основы государственной стратегии (имперская доктрина) и основы ментальности и экономического уклада - миро-общинный коллективизм. Кризис русской идеи заключался в том, что на рубеже ХIХ - ХХ веков все три начала одновременно переставали работать.

Итак, возрожденные российские ценности, новая российская идея - это историзм, обустройство, демократия..."


На мой взгляд, как и младший братишка, он - несчастная жертва семейного воспитания, недостатка, так сказать, нормальной родительской любви ("Получается, что все, что я делал в жизни, - только для того, чтобы доказать свою состоятельность. Это всегда попытка вызвать любовь. Пусть подсознательно. Пусть уже не со стороны мамы, а у более широкой аудитории."). Основная его идея - ликвидация, точнее, залечивание разрыва, ообразовавшегося между Россией до 17 года и современным обществом, - явно с фрейдистским подтекстом, из желания залечить некоторый разрыв в семье родителей.

Никак не пойму, кто такого чудака может поддерживать, особенно материально. Судя по комментариям, его терпеть не могут ни правые, ни левые, ни официоз, ни оппозиционеры. И соратников, даже друзей у него нет.

В общем - пока загадка.

23 декабря 2001 года

[ГЛАВНАЯ] [ЭКСПЕРТНАЯ СМЕСЬ ] [ФОРУМ]