- Учение о четырех стихиях как первоэлементах и основах бытия впервые
в наиболее полном виде было разработано Эмпедоклом и оказалось столь
популярным, что с различными модификациями воспроизводилось как античными,
так и средневековыми мыслителями. Теория первоэлементов играла едва
ли не ведущую роль в рассуждениях как Гиппократа, так и Галена. К сожалению,
конкретный источник апокрифической редакции, передающей это учение как
бы от лица Галена, остается пока неясным. Учение о четырех стихиях встречается
и в ортодоксальных, и в еретических текстах, которые кардинально отличаются
друг от друга концептуальными религиозно-мировоззренческими трактовками
античной первоосновы
- Прямое уподобление человека "малому миру" (т. е. микрокосмосу) встречаем
в апокрифическом сказании о сотворении Адама в одном из вариантов апокрифической
"Беседы трех святителей" (ср.: Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906.
С. 102. Примеч.). Правда, уподобление микрокосмоса макрокосмосу имеет
здесь мифологическую окраску, ибо тело человека, как и тело мифического
первопредка, отождествляется с частями Вселенной. В апокрифических текстах
о создании Адама, хотя прямо и не говорится о том, что первый человек
представляет собой малый мир, уподобленный большому, но реально повествуется
о соотношении частей тела сферам мироздания. Обычно восемь частей, из
которых создается Адам, уподобляются одновременно и четырем стихиям
и космическим сферам (ср.: Мочульский В. Следы народной Библии в славянской
и древнерусской письменности. Одесса, 1893. С. 70-71; Громов М. Н. Апокрифическое
сказание о сотворении Адама в составе сборника середины XVII в. из Румянцевского
собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 46. М., 1987. С. 79;
РНБ, Кирилло-Белозерское собр. № 22/1099. Л. 517 об.; Кирилло-Белозерское
собр. № 11/1088. Л. 279 об.). Аналогичные воззрения получили распространение
не только в христианском мире, но и на мусульманском Востоке: "Буквальное
отождествление первого человека со Вселенной мы встречаем в одной из
средневековых мусульманских легенд, где рассказывается, что после того,
как Бог за сорок дней… сотворил Адама, дьявол через рот проник в его
тело. Внутри он обнаружил целый „малый мир" подобный „большой" Вселенной.
Голова Адама состояла из семи сфер, его тело было землей, волосы деревьями,
кости и жилы горами и реками. Подобно тому, как в природе существует
четыре времени года, так и внутри Адама оказались четыре стихии - жар,
холод, влага и сушь, образованные черной и желтой желчью, флегмой и
кровью" (Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988. С. 85-86.
В приведенных примерах налицо компромисс между мифологической, философской
и библейской концепциями. Существуют тексты, в которых говорится о составе
человеческого тела от четырех стихий (РНБ, Соловецкое собр. № 65/711.
Л. 59 об.). В них, так же как и в апокрифе, речь идет о составе человеческого
тела вообще - в абстрактном смысле. С одной стороны, налицо большая
степень обобщения, с другой - совершенно явное обособление от мифологической
и, главное, от библейской точки зрения. Очевидное отступление от религиозной
трактовки бытия за счет философизации текста - типичная черта комментируемого
памятника
- Согласно принципу параллелизма, каждой стихии макрокосмоса уподобляется
одна из четырех жизненных жидкостей в человеке - микрокосмосе: кровь
- воздуху, ибо мокрая и теплая, флегма - воде, ибо мокрая и холодная,
красная желчь - огню, ибо она суха и тепла, черная желчь - земле, ибо
она суха и холодна. По сути дела речь идет о телесных эквивалентах стихий
и их качествах. Античное учение о единстве мироздания выглядело более
просто и строго. Через каппадокийскую традицию идеи греческих философов
были воспроизведены богословами, в частности популярным на Руси Иоанном
Дамаскиным: "Должно же знать, что есть четыре стихии: земля, которая
- суха и холодна; вода, которая - холодна и влажна; воздух, который
- влажен и горяч; огонь, который - горяч и сух. Подобным образом есть
также и четыре влаги, которые соответствуют четырем стихиям: черная
желчь, которая соответствует земле, ибо она - желчь - суха и холодна;
слизь, соответствующая воде, ибо она - слизь - холодна и влажна; кровь,
которая соответствует воздуху, ибо она влажна и горяча; желтая желчь,
которая соотвествует огню, ибо она - горяча и суха. Плоды, конечно,
состоят из стихий, а влаги (или соки) - из плодов, тела же живых существ
- из влаг, и в них разрешаются" (Точное изложение православной веры.
М. ; Ростов-Дон, 1992. С. 154). С богословской точки зрения, человек
через стихии имеет родство со всей неживой природой, над которой он
возвышается в силу своей двусоставной сущности (тело - душа): "Должно
знать, что человек имеет общее с неодушевленными предметами и участвует
в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных
разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны
своего тела, также потому, что он соединен из четырех стихий; а с растениями
как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произрастающей"
(Там же). Душа - это главное, что отличает человека от всех творений.
"Душа есть сущность живая, простая и бестелесная,… бессмертная, одаренная
и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами
телом и доставляющая этому жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную
силу…" (Там же. С. 81). Богословская экзегеза на темы онтропологии,
вводившая, как и некоторые апокрифы, элементы античного учения о "корнях
всех вещей", строилась на компромиссах между Писанием и, в некоторой
мере, философией. Наше произведение, в котором предлагается онтологическая
основа в виде первоэлементов и сопряженная с этой основой модель параллелизма
макро- и микрокосмоса, включая имеющие прямое отношение к астрологии
характеристики природного мира, оказывается вне христианской религиозной
традиции вообще. Его своеобразие определяется смесью философии, мифа,
мистики и науки. Ниже мы публикуем текст, который соединил в себе текст,
буквально совпадающий с процитированным выше отрывком из Дамаскина,
и мотивы апокрифа, обосновывающие принцип онтологической связи времен
года с соответствующими каждому сезону признаками стихий (см.: Государственная
библиотека. Одесса, Сборник № 415. XV в. Л. 87-87 об.).
- Мысль о равновесии составов человеческого тела была высказана Алкмеоном
Кротонским (V в. до н. э.). В последующем данное положение, начиная
с Гиппократа, воспроизводили все рассуждавшие о природе плотских недугов
медики.
- В рукописи:
(мн.
ч.; ср. греч. -
'жила, артерия').
- Реальные физиологические и анатомические наблюдения соединены с довольно
искусной схемой соответствия органов тела с жидкостями, являющимися
эквивалентами стихий
- Продолжение темы равновесия природных составов в контексте медико-антропологических
рассуждений (см. коммент. 5).
- В рукописи:
(ср.
греч. -
'слизь, мокрота').
- Важный в философско-мировоззренческом отношении отрывок, отражающий
приложение концепции четырех стихий для характеристики сезонов и возрастов.
Онтологическим основанием медико-биологических свойств организма в соответствии
с возрастами и периодами года является временнаґя смена соответствиующих
стихиям жидкостей органзма. Попеременное господство их - часть глобальных
взаимосвязей мироздания, в котором круговорот стихий осуществляется
с тем же постоянством, что и повторяющиеся астральные циклы небесных
светил.
- О временныґх (по сезонам и возрасту) причинах болезни как первых,
вытекающих из концепции глобальных взаимосвязей, причин недугов.
- Общим для нашего памятника и трактата Аристотеля "История животных"
является ошибочное утверждение о том, что некоторое черепа не имеют
швов (ср.: Аристотель. История животных. I. VII. 40). На самом деле
черепов без швов не бывает, а видимость отсутствие таковых - следствие
старческой облитерации, т. е. тканевого зарастания (см.: Старостин Б.
А. Примечания // Аристотель. История животных. М., 1996. С. 425-426).
- В классификации чувств наблюдается отступление от преждезаявленной
четверичной схемы характеристик различных явлений жизни, что является
прямым следствием воззрений на античную четверицу первоэлементов как
на предельные онтологические основания бытия. В данном случае субстанциональная
зависимость органов чувств от соответствующих им стихий сходна с онтологической
концепцией Аристотеля, добавившего к традиционной четверице первоэлементов
- эфир. Наиболее грубые чувства связываются с плотными и тяжелами стихиями
(соответствие осязания - земле, вкуса - воде), бескачественному эфиру
соответствует самое тонкое и надежное зрительное ощущение. Просматривается
определенное стремление к иерархическому упорядочению чувств по достоверности
и соответственно ценностным их свойствам. Сенсорные качества увеличиваются
в зависимости от степени "дематериализации" лежащих в основе механизма
их действия стихий.
- Воспроизводится тезис платоновского учения о трехчастной природе
души. Произведение выполняло роль транслятора античных идей на Русь
- "Послание" митрополита Никифора (вторая половина XI в. - 1121 г.),
знакомившее древнерусского читателя с некоторыми философскими идеями
античности. Суть учения о душе сводится к тому, что словесное начало
объявляется высшей руководящей силой, тождественной разуму человека.
Яростная сила души отождествляется с чувственным началом, которое господствует
над страстями. Желанное начало соответствует воле, в управлении которой
находится яростная сила души. Разум-инстинкт-воля - качественные проявления
души, которые в сумме с прдшествующими онтологическими характеристиками
дают довольно завершенную концепцию сформулированной в данном апокрифическом
памятнике антропологии. След платонизма в апокрифе, видимо, не случаен,
ибо Гален высоко ценил авторитет Платона
- См. коммент. 6, 7
- Выразительный, афористический панегирик врачу.
- Медицинские и диетические рекомендации основаны на принципе микро-,
макрокосмического соответствия.
- Предлагаемая памятником схема доступна для восприятия. Она довольно
инструментальна и может быть легко перенесена в практику. В качестве,
видимо, утилитарных практических рекомендаций текст использовался в
православной среде, ибо религиозно-конфессиональная окраска текста отсутствует.
При поверхностном восприятии текст мог и не восприниматься как чужеродный,
ибо его мировоззренческая специфика извлекается аналитически, из контекста.
На такое аналитическое восприятие текста были способны немногие по-богословски
высокоподготовленные люди и, конечно же, те грамотники, которые искали
в книжности запретные смыслы. Учитывая характер литературного окружения
("конвоя") "Галеново на Гиппократа", именно этот смысл и был востребован
при тиражировании текста памятника.
|