В изъяснении Божественной литургии Николай Кавасила (XIV в.), архиепископ Фессалоникийский, выражает это в терминах описания. “Произнеся самые слова эти (– слова Спасителя при установлении Таинства), – пишет он, – священник потом преклоняется до земли, молится и просит, применяя к предлежащим Дарам Божественные изречения Единородного Сына Божия, Спасителя нашего, чтобы Всесвятой и всемогущий Дух Божий, почив на них, преложил хлеб в самое честное и святое Тело Христа, а вино – в самую честную и святую Кровь Его. После сих слов всё священнодействие окончено и совершено, Дары освящены, Жертва уготована, великий и священный Агнец, закланный за грехи мира, зрится лежащим на священном Престоле. Ибо хлеб Тела Господня уже не образ, не дар, представляющий только вид истинного Дара, уже носит в себе не изображение некое спасительных страданий, как бы на картине, но есть самый истинный Дар, самое всесвятое Владычнее Тело, истинно приявшее все оные укоризны, поношения, раны, распятое, прободенное, свидетельствовавшее при Понтийстем Пилате доброе исповедование (1 Тим. 6, 13), претерпевшее заушения, биение, заплевание, вкусившее желчь. Подобным образом и вино есть самая Кровь, истекшая из прободенного Тела. Это та Плоть и та Кровь, которые соединены Духом Святым в одно Тело, рожденное от Святой Девы, погребенное, воскресшее в третий день, восшедшее на небеса и сидящее одесную Отца”.
“Так…освящение Даров или самая Жертва, – говорит архиепископ Николай Кавасила несколько далее, – возвещает Его (Христа) смерть, Воскресение и Вознесение, потому что эти честные Дары претворяются в самое Тело Господне, то самое, которое всё это приняло на себя, которое было распято, воскресло и вознеслось на небо” [33].
Эта вера исповедалась и в последующее время, что можно видеть в содержании трактата о Евхаристии Геннадия Схолария, учёнейшего патриарха Константинопольского (1453–1459, † 1460), причтённого в Греческой Церкви к лику святых. Геннадий первым из восточных писателей применяет термин пресуществление, понимая его в смысле перехода одной “субстанции” в другую с сохранением неизменности случайных признаков – “акциденций”. В обычных понятиях это означает, что в Евхаристии под видами хлеба и вина являются истинные Тело и Кровь Спасителя.
Разумеется, термин пресуществление по своему смыслу изменения евхаристических элементов соответствует более древним терминам преложение, претворение, преобразование и т. п. Следовательно, применение нового термина не внесло никаких изменений в постоянное верование Церкви в отношении сущности евхаристической тайны. Это усматривается и из того, что появление трактата Геннадия не вызвало никаких разногласий или волнений, естественно возникающих при появлении новых религиозных понятий. “Так учит наша Матерь – Христова Церковь”, – говорит Геннадий Схоларий в том месте своего трактата, где раскрывается мысль об евхаристическом хлебе как истинном Теле Христа [34].
В 1640 году появилось вероизложение под наименованием “Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”, составленное киевским митрополитом Петром Могилой для охранения чистоты Православия от влияния протестантства и католичества.
“Сперва оно рассмотрено было на соборе Киевском и вскоре (в 1643 году) на соборе Ясском, потом рассмотрено и одобрено всеми четырьмя восточными патриархами и единодушно принято всею Греческою Церковью; наконец, и для всей Церкви Русской одобрено и утверждено патриархом Иоакимом (в 1685 году) и патриархом Адрианом (в 1696 году)… и Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом” [35].
В ответе на вопрос 107 “Православное исповедание” учит: “… священник, освящая Дары, так должен мыслить, что самое существо хлеба и самое существо вина прелагаются в существо истинного Тела и Крови Христовой, действием Святаго Духа, Которого призывает в сие время для совершения сего Таинства молитвою и словами: “Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей – честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым”. После сих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб пременяется в истинное Тело Христово, а вино – в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору” [36].
Здесь ясно определяется сущность Таинства, и в этом отношении, как и в других, “Православное исповедание” является ценным памятником церковной письменности, хотя приводимые в ответе на вопрос 107 дополнительные рассуждения о евхаристическом Теле носят следы средневекового католического натурализма.
На Иерусалимском соборе 1672 года, под председательством Иерусалимского патриарха Досифея, было составлено “Изложение православной веры восточной”, изданное на русском языке под именованием “Послание патриархов Православно–Кафолическия Церкви о православной вере”. Оно было составлено преимущественно для ограждения Православия от кальвинистских и вообще протестантских заблуждений.
Изложение, по словам греческого литургиста и догматиста П. Трембеласа, “было действительно щитом (Православия. – В. С.), получило неоднократное соборное одобрение и заслуживает большого уважения. Оно занимает главное место среди Символических книг Православной Церкви”, к числу которых относится и упомянутое “Православное исповедание веры”, признанное в достоинстве Символической книги на этом же соборе [10].
“Веруем, – говорят восточные патриархи о таинстве Евхаристии, – что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о Крещении, и не чрез проницание хлеба, так чтобы Божество Слова входило в предложенный хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так что, по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господне, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страданий Его на кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господня, под видом и образом хлеба и вина” [37].
Для выражения веры в тайну изменения хлеба и вина в Евхаристии патриархи используют четыре термина, считаемые равнозначными. Этим признаётся непрерывность православной традиции в понимании евхаристического догмата и невозможность словесного выражения его тайны.
Вводя в символическое употребление слово “пресуществление”, об этом говорят и сами патриархи: “Словом “пресуществление” не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, – ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия, – но показывается только то, что хлеб и вино, по освящении, прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием Божественности Единородного… но, как выше сказано, истинно, действительно и существенно, хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею” [38].
Последующий Константинопольский собор 1691 года указывает основание для применения термина “пресуществление” и утверждает его соответствие учению о Евхаристии. “Появились, – отмечают отцы собора, – еретики, которые извратили древнее церковное учение. Когда же учители Святой Церкви стали против них вооружаться, то они (еретики) тот час же воспользовались теми же самыми словами, что и Церковь, для уловления простейших. Ввиду этого Церковь, в силу присущей ей власти и обычая, под руководством Духа Святого, и воспользовалась словом “пресуществление”. Слово это ничего другого не обозначает, как только преложение или претворение в Таинстве”. “Собор похваляет учивших о пресуществлении и изрекает анафему на инакомыслящих” [39].
В своём творении “Дванадесять статей о пресуществлении” святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) поучает: “Право веруй с Церковию о Страшных Таинах. Хотя телесными очами усматриваешь ты видимый хлеб и вино, но веруй крепко, без сомнения, тому, что существо их, наитием и действием Святаго Духа и властию всемогущего Слова Божия, пременяется в Тело и Кровь Христову, так что ничего иного здесь не остаётся, а только самое истинное Тело и Кровь Господня под видами пшеничного, квасного, новопечёного мягкого хлеба и вина, выжатого из виноградных гроздов, то есть ягод” [40].
Выражением истинного осознания святоотеческого учения о Евхаристии являются слова великого писателя–христианина Н. В. Гоголя (1809–1852): “В сию минуту, когда на клиросах возносится сие умиляющее и тихое сладкопение: “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш”, в алтаре происходит страшнейшее и таинственнейшее во всей Литургии священнодействие, когда приносимое в жертву Творцу становится действительно тою самою Жертвою, которую принёс Искупитель на Голгофе за всех людей: хлеб и вино, доселе бывшие образами Тела и Крови, становятся самыми Телом и Кровию Христа” [41].
Знаменитый старший современник Н. В. Гоголя первоиерарх Московский митрополит Филарет (1782–1867) с обычной силой своего рассуждения определяет причину уклонения в неправомыслие в вопросах веры. “Кто признает, – пишет он, – что в предметах, которые не в круге опытов настоящей земной жизни, не надежно полагаться на собственный философствующий разум, а надобно следовать Божественному Откровению и объяснениям оного, данным людьми, которые более нас молились, подвизались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание, которых дух и на земле ближе нашего граничил с раем: тот поверит своё мнение с учением Вселенской Церкви и в “научении странна и различна не приложится”. Но кто доволен тем, что нравится сам себе во мнении, … тот, по всей вероятности, приведен к сему следующим началом: что моему философствующему разуму кажется истинным и возвышенным, то верно и есть истинно и возвышенно. Такому человеку, если вы представите моё мнение, не согласное с его мнением, вы доставите ему одно только новое познание, – то, что я рассуждаю ниже, нежели он” [42].
Чисто–православное учение митрополита Филарета известно уже по его Катехизису. Противников церковного учения о Евхаристии он именует “врагами пресуществления” [43]. И к ним можно отнести его полуироническое обращение: “Не угодно ли посмотреть и в самую Библию с таким расположением, чтобы брать из неё мысли, которые она даёт, а не вставлять насильственно в её слова мысли, нам нравящиеся?” [44].
|